logo
Резервы и методы повышения прибыли на предприятии

2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия (на примере ЗАО "Концерн "Российская газета")

2.1 Краткая характеристика предприятия

Закрытое акционерное общество "Информационно - издательский концерн "Российская газета" образовано как юридическое лицо 1 июня 1994 года. Сокращенное название предприятия - ЗАО "Концерн "Российская газета". Основным видом деятельности является редакционно-издательская деятельность, в том числе выпуск "Российской газеты" и ее приложений на территории Российской Федерации и за рубежом, выпуск газеты "Союз. Беларусь-Россия", издание книг. Подписной тираж "Российской газеты" в среднем составляет 953 828 экземпляров. Дополнительный тираж "Российской газеты", распространяемый льготным категориям граждан бесплатно, составляет 3 200 000 экземпляров. Выпускаются вкладки по материалам "Российской газеты" в зарубежных средствах массовой информации таких как "The Washington Post" (США), "The Daily Telegraph" (Великобритания), "The Economic Times" (Индия), газета "Дума" (Болгария).

Изданы книги А. Солженицына "Размышления над февральской революцией", М. Королевой "Говорим по-русски правильно", Е. Пеньковского "Их именами гордилась Россия", Е. Добрынина "Свобода, неравенство, братство", Е. Заславского "Суверенная демократия в конституционно-правовом измерении".

Учредители предприятия:

- Федеральное государственное учреждение (далее ФГУ) "Редакция "Российской газеты" - доля в уставном капитале - 90%;

- ЗАО "Концерн "Российская газета" (эмитент, акции приобретены 03.10.2007 г.) - доля в уставном капитале - 10%.

В момент регистрации уставный капитал фирмы составил 25 000 рублей, в настоящее время размер уставного капитала не изменился.

Численность персонала по состоянию на 01 ноября 2008 года - 256 человек. Перечень основных потребителей продукции (услуг) и виды потребляемой продукции (услуг):

? ФГУ "Редакция "Российской газеты" (период сотрудничества - с 1994 года) - услуги по обеспечению выпуска (допечатной подготовке и печати изданий), распространению на территории Российской Федерации и за ее пределами газеты "Российская газета" и приложений на бумажных и электронных носителях, продвижение бренда "Российская газета", услуги по печати и распространению Дополнительного тиража "Российской газеты";

? Постоянный Комитет Союзного государства (период сотрудничества - с 2000 года) - выпуск и распространение газеты "Союз. Беларусь-Россия"

Основным обслуживающим банком является АКБ "Лесбанк" (г. Москва). "Российская газета" является официальным изданием - после публикации здесь вступают в силу государственные документы. При этом "Российская газета" - издание для читателей, в ней есть все: от новостей, репортажей и интервью государственных деятелей до компетентных комментариев к документам. "Российская газета" имеет 32 корреспондентских пункта, она печатается в 44 городах страны, выпуски газеты сопровождаются региональными вкладками а также тематическими приложениями. "Библиотечка РГ" издает серии книг с государственными документами и комментариями к ним.

2.2 Факторный анализ прибыли предприятия

Анализ уровня и динамики финансовых результатов. Прежде чем изыскивать резервы увеличения прибыли организации, необходимо дать общую оценку изменения прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим годом. Для этого необходимо воспользоваться данными формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" и составить аналитическую таблицу 1.

Таблица 1 Анализ уровня и динамики финансовых результатов

Показатели

Фактически за 2006 г., тыс. руб.

Фактически за 2007 г.

Темпы роста к предыдущему году, %

в действующих ценах, тыс. руб.

в ценах предыдущего года, тыс. руб.

в фактической оценке

в сопоставимой оценке

Прибыль (убыток) до налогообложения

5945

22173

18477,5

372,96

310,81

Прибыль от продаж

5996

33437

27864,2

557,7

464,7

Удельный вес прибыли от продаж в прибыли до налогообложения

100,86

150,8

150,8

-

-

Как видно из таблицы темпы роста прибыли от продаж и прибыли до налогообложения растут, причем как в фактической (557,7% и 372,9% соответственно), так и в сопоставимой оценке (464,7% и 310,81% соответственно). Это вызвано тем, что у предприятия значительно вырос объем продаж. В 2006 году организация начала свою деятельность и была известна небольшому кругу читателей. Так как газета предназначена для юридических лиц в большинстве. Но круг читателей увеличился, а значит и объем продаж был невелик, но за год организация успела зарекомендовать себя с хорошей стороны на рынке и круг пользователей продукции ЗАО Концерн "Российская газета" значительно расширился. Вторая причина роста объема продаж - это увеличение цен на продукцию в среднем на 20%.

Анализ прибыли от продаж и прибыли до налогообложения. Анализ прибыли до налогообложения показывает, что наибольший удельный вес в составе прибыли до налогообложения занимает прибыль от реализации продукции.

Размер прибыли от реализации продукции зависит:

1 от методов списания безнадежных долгов

2 от принятой оценки товарно-материальных ценностей

3 от изменения сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.

Основные задачи анализа:

Оценка динамики показателей прибыли и распределение их фактической величины

Выявление и измерение действия различных факторов на прибыль

Оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объема производства и издержек

Для анализа составим аналитическую таблицу, используя форму №2 "Отчет о прибылях и убытках".

На прибыль от продаж оказывают влияние следующие факторы:

1) количество проданной продукции;

2) изменение цен на реализованную продукцию;

3) себестоимость проданных товаров;

4) коммерческие расходы;

5) управленческие расходы.

Таблица 2 Анализ прибыли до налогообложения

Показатели

За отчетный период, тыс. руб.

За предыдущий период, тыс.руб.

Откл.

(+/-), тыс.руб.

Уровень в % к выручке в отчетном году

Уровень в % к выручке в предыдущем периоде

Откл. (+/-), %

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (В)

204947

120188

84759

100

100

-

Себестоимость (производственная) проданных товаров, продукции, работ и услуг (С)

171510

114192

57318

83,68

95,01

-11,33

Валовая прибыль

33437

5996

27441

16,3

246,9

-230,6

Управленческие расходы (УР)

Прибыль (Убыток) от продажи (Пп)

33437

5996

27441

16,3

4,9

11,4

Прочие доходы (Пр.Д)

1384

429

955

0,7

0,4

0,3

Прочие расходы

15957

3290

12667

7,8

2,7

5,1

Прибыль (убыток) до налогообложения

22173

5945

16228

10,8

4,9

5,9

Текущий налог на прибыль

7186

1915

5271

3,5

1,6

1,9

Чистая прибыль (убыток) очередного периода

14756

4008

10748

7,2

3,3

3,9

Как видно из таблицы прибыль от продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим годом выросла на 27441 тыс. руб. На это изменение могли оказать влияние такие факторы как:

1) выручка от продаж;

2) изменение себестоимости оказанных услуг;

3) изменение цен на реализованные услуги;

4) изменение коммерческих расходов;

5) изменение управленческих расходов.

Рассчитаем долю влияния каждого из названных факторов с учетом влияния инфляции. Для этого рассчитываем индекс цены:

Iц=(100+% роста)/ 100 = 1,2 (1)

Определим выручку от продаж в отчетном периоде в сопоставимых ценах:

В? = Вотч /Iц (2)

В? = 204947/1,2=170789.17 тыс. руб.

Затем определим увеличение выручки от продаж в отчетном году по сравнению с прошлым периодом за счет роста цен :

ц = Вотч - В?(3)

ц = 204947-170789.17=34157.83 тыс. руб.

В связи с ростом цен на предприятии выручка возросла на 34157,83 тыс. руб.

1. Расчет влияния фактора "количество проданной продукции:

п(к) = [(Вотч - Вбаз) - ?Вц] * Rрбаз /100,(4)

где Rрбаз - рентабельность продаж в базисном периоде (рассчитывается по данным табл. 3). ?Пп(к) = [(204947 тыс. руб. - 120188 тыс. руб.) - 34157.83 тыс. руб.] *4.99/100 = +2525 тыс. руб.

За счет увеличения количества выпускаемой продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим прибыль от продаж выросла на 2525 тыс.руб.

2. Расчет влияния фактора "цена":

п(ц) = ?Вц * Rрбаз /100(5)

п(ц) = 34157.83 тыс. руб. * 4.99 /100 = +1704.48 тыс. руб.

За счет увеличения цен на выпускаемую продукцию в отчетном году по сравнению с предыдущим прибыль от продаж выросла на 1704.48 тыс. руб.

3. Расчет влияния фактора "себестоимость проданной продукции":

п(с) = Вотч*(УСотч-УСбаз) /100,(6)

где: УСотч и УСбаз, - соответственно, уровни себестоимости в отчетном и базисном периоде.

п(с) = 204947 тыс. руб. (83.68% -95.01%) / 100 = -23211,52 тыс. руб.

За счет снижения себестоимости выпускаемой продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим прибыль от продаж увеличилась на 23211.52 тыс. руб. Следует отметить, что факторы цены и количества проданной продукции относятся к факторам прямого влияния, а факторы себестоимости, коммерческих и управленческих расходов к факторам обратного влияния. Далее мы можем просуммировать рассмотренные факторы и сравнить полученный результат с отклонениями по прибыли от продаж в таблице 3. Общее влияние факторов = 2525+1704.48+23211,52=27441 тыс.руб. Анализ затрат, произведенных организацией. Основным фактором, влияющим на прибыль организации, являются, прежде всего, выручка от продажи продукции и расходы (себестоимость). Наибольшие резервы увеличения прибыли кроются именно в снижении затрат на производимую продукцию, поэтому необходимо рассмотреть вопрос изменения себестоимости продукции по отдельным экономическим элементам. В связи с этим необходимо провести анализ расходов предприятия и, прежде всего, анализ расходов по экономическим элементам.

Таблица 3 Анализ затрат, произведенных организацией

Элементы затрат

2006

2007

Отклонения

Темп роста

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

тыс.руб.

%

Материальные расходы

89571

75

143032.5

78

53461.5

+3

159.7

Расходы на оплату труда

16719.92

14

21088.13

11.5

4368.21

-2.5

126.12

Амортизация

8957.1

7.5

14670

8

5712.9

+0.5

163.8

Прочие расходы

4179.98

3.5

4584.38

2.5

404.4

-1

109.7

Итого

119428

100

183375

100

63947

-

153.54

Как видно из таблицы наибольшая доля в затратах по экономическим элементам приходится на материальные затраты (78% в отчетном году и75% в предыдущем), причем в отчетном году произошло их увеличение как в абсолютном (+53461.5 тыс.руб.), так и в относительном выражении (+3%). Это подтверждается также и темпом роста (159.7%). Такой рост материальных затрат обусловлен тем, что в 2007 году на предприятие поступило множество жалоб от покупателей на низкое качество продукции. В связи с этим по решению руководителя организации был сменен поставщик материалов, поставляющий материалы более высокого качества, и соответственно за более высокую плату.

Второе место по удельному весу в затратах занимает такой элемент, как расходы на оплату труда (14% в отчетном году и 11.5% в предыдущем), при этом нужно отметить что в относительном выражении происходит снижение этих затрат (-2.5%), а в абсолютном рост (+4368.21 тыс.руб.). Увеличение затрат на оплату труда в абсолютном выражении объясняется прежде всего тем, что в феврале 2007 года решением генерального директора произошло повышение заработной платы в целом по предприятию, а снижение этих затрат в относительном отношении можно объяснить тем, что на предприятии ЗАО Российская газета затраты на оплату труда являются условно-постоянными затратами и не зависят от изменения объема выпускаемой продукции. В отчетном же году произошло увеличение объема выпущенной продукции по сравнению с предыдущим, соответственно наши затраты тоже выросли, а удельный вес затрат на оплату труда практически не изменился. Аналогичная ситуация возникает и в отношении прочих затрат (которые занимают 3,5 и 2,5 % в прошлом и отчетном году соответственно), т.е. в относительном отношении мы отмечаем снижение затрат данного элемента (-1%), и темпом роста (109,7). К прочим расходам предприятия относятся:

- арендная плата;

- расходы на охрану труда;

- и др.

Но в данном случае увеличение прочих расходов произошло за счет увеличения арендной платы (так же как и расходы на оплату труда относится к условно-постоянным затратам). И наконец, последний элемент, который занимает самый маленький удельный вес в затратах предприятия - это амортизация (7,5 и 8 % в предыдущем и отчетном голу соответственно). Причиной этому служит то, что на предприятии были введены дополнительные производственные мощности. Представим наглядно по рисункам 1 и 2 структуру затрат на предприятии "Российская газета" за 2006 и 2007 год.

Анализ безубыточности. На предприятии иногда может сложиться ситуация когда предприятие осуществило свою деятельность не получив ни положительного ни отрицательного результатов, а именно окупив только свои затраты, т.е. сработало безубыточно и бесприбыльно. Здесь особенно важно установление величины критического объема, при котором имеет место безубыточность работы.

Основная задача анализа безубыточности - определить критический объем продукции и запас финансовой прочности предприятия. Расчет критического объема продаж можно произвести по формуле:

Вк=НЗ/(1-ИЗ/Вотч),(7)

Где Вк - критический объем продукции;

НЗ - неизменяющиеся (постоянные затраты);

ИЗ - изменяющиеся затраты (переменные затраты).

Для анализа критического объема продаж составим таблицу 6.

Таблица 6 Критический объем продаж

Показатели

2006 года

2007 года

Откл., (+/-)

Темп роста, %

Выручка от продаж, тыс.руб.(В)

120188

204947

84759

170,5

Всего затрат, тыс.руб.,

119428

183375

63947

153,5

в том числе:

постоянные (НЗ)

29857

40342,5

10485,5

135,1

переменные (ИЗ)

89571

143032,5

134075,4

159,7

Прибыль от продаж, тыс.руб. (Пп)

5996

33437

27441

557,7

Выручка в точке безубыточности, тыс.руб. (Вк)

119428

134475

15047

112,6

К выручке от продаж, %

99,4

65,6

-33,8

65,99

Вк (баз.) = 29857/ 1-89571/120188=119428 тыс.руб.

Вк (отч.) = 40342.5/1-143032.5/204947=134475 тыс.руб.

Тр=65.6/99.4*100=65.9

К постоянным затратам предприятия относятся:

- заработная плата;

- амортизационные отчисления;

- прочие расходы.

К переменным затратам предприятия относятся

- материальные расходы.

Увеличение постоянных затрат связано с ростом заработной платы рабочих, прочих расходов и амортизационных отчислений вследствии введения новых объектов основных средств. Увеличение переменных затрат связано как с увеличением цен на используемые материалы, так и с увеличением объемов продаж.

Разница между фактическим и критическим объемами продаж называется зоной финансовой прочности предприятия.

Зона финансовой прочности в предыдущем году будет равна:

120188-119428=760 т.р

Зона финансовой прочности в отчетном году равна:

204947-134475=70472 т.р

Анализ использования прибыли. После уплаты налога на прибыль чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и используется по его усмотрению.

Таблица 7

Направление использования прибыли

Прошлый год, тыс. руб.

Отчетный год, тыс. руб.

Изменение (+,-), тыс. руб.

Чистая прибыль, всего

4008

14756

+10748

в том числе:

на ремонт без создания фонда

0

12000

+12000

на установку системы видеонаблюдения

0

2756

+2756

на установку сигнализации

4008

0

-4008

Как видно из таблицы в прошлом году организация ЗАО Концерн "Российская газета" получило 4008 тыс. руб. чистой прибыли. Решение об использовании полученной чистой прибыли было принято генеральным директором организации. В связи с тем, что в районе, где находится данное предприятие участились случаи воровства было решено установить сигнализацию.

В отчетном году по сравнению с предыдущим предприятием было получено больше чистой прибыли, и эта цифра составила 14756 тыс. руб. Большая часть этих денежных средств пошла на ремонт офисного помещения (12000 тыс. руб.), а оставшуюся часть средств по просьбе начальника производства израсходовали на установку системы видеонаблюдения для оперативного контроля за работой производственного персонала.