Розничная торговля товарами народного потребления: анализ результатов деятельности и основные направления развития (на материалах Министерства статистики и анализа)

курсовая работа

2.1 Характеристика розничной торговли Республики Беларусь

На текущий момент состояние торговли Республики Беларусь характеризуется экономической устойчивостью. Удельный вес вида экономической деятельности "Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования" в ВВП Республики Беларусь в 2014 г. составил 12,5 процента. На сектор торговли в 2014 г. приходилось 4,4 процента инвестиций в основной капитал.

Торговля занимает лидирующее положение среди всех отраслей экономики по количеству функционирующих субъектов. Наибольший удельный вес общего числа организаций и предприятий, которые функционируют в экономике Республики Беларусь принадлежит организациям торговли. На долю строительных организаций и предприятий промышленности, которые занимают второе и третье место, в 2014 г. приходилось 12,7 и 7,8 процента общего числа функционирующих организаций и предприятий соответственно.

Розничный товарооборот в Республике Беларусь январе-ноябре 2015 г. составил 312,5 трлн. рублей, либо 100,5 процента в сопоставимых ценах к уровню января-ноября 2014 г.

В расчете на душу населения розничный товарооборот с начала 2015 года составил 33 млн рублей. В январе-ноябре 2014 г. этот показатель составлял 30,1 млн рублей.

В розничном обороте товаров 82,2 процента товарооборота приходится на организации торговли, 17,8 процента - на рынки, торговые центры.

В Концепции развития розничной торговли на 2011-2015 гг. были определены цели, приоритетные направления и задачи развития розничного товарооборота общественного питания и торговли, потребления наиболее важных непродовольственных и продовольственных товаров, совершенствования и расширения инфраструктуры оптовой и розничной торговли, общественного питания, совершенствования технологической и технической политики, кредитного и финансового обеспечения торговых организаций, а также принципы государственного регулирования в сфере общественного питания и торговли. При этом определены важнейшие критерии развития общественного питания и торговли, разработаны мероприятия по выполнению концепции, которые утверждены приказом Министра торговли Республики Беларусь от 29 декабря 2011 г. № 178 [4].

Основной тенденцией развития розничной торговли должно было стать ее постоянное развитие и увеличение удельного веса отрасли в ВВП.

Рост благосостояния граждан Республики Беларусь повлек ряд преобразований, в первую очередь, смещение спроса в сторону непродовольственных товаров. Возрастет потребление мебели, сложной бытовой техники, радио-, телетоваров, строительных материалов, обуви и одежды, товаров для отдыха и спорта, ювелирных изделий и других.

Улучшилась также структура питания населения за счет роста потребления на душу населения более ценных в биологическом отношении продуктов (фруктов, овощей, ягод, рыбопродуктов и рыбы и иных продуктов).

Торговая сеть расширялась за счет реконструкции, а также строительства объектов торговли по таким основным направлениям:

укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров, формирование больших розничных структур торговли, которые работают по технологии торговых сетей;

размещение в жилых кварталах городов магазинов шаговой доступности, применение понижающих коэффициентов к ставкам арендной платы при применении под объекты торговли нежилых помещений на первых этажах зданий [4].

Реализация самых больших инвестиционных проектов проводилась по перечню к Мероприятиям на 2011 - 2015 годы.

В зонах размещения объектов торговли планировалось приоритетное выделение участков земли для организации достаточного числа парковочных мест.

В больших городах создавались торгово-развлекательные комплексы, которые включают, кроме магазинов, кафе и ресторанов, также объекты службы быта, проката, проведения досуга, отели, кинотеатры, культурные, спортивные и прочие объекты.

Получил последующее развитие сетевой принцип организации торговли, привлекались большие компании, которые занимаются эксплуатацией и созданием торговых сетей. Предполагается появление и развитие международных розничных сетей. В целях недопущения завоеваниями ими большей части рынка и защиты белорусских торговых сетей были приняты меры по антимонопольному регулированию розничной торговли. Одним из путей уменьшения влияния международных сетей стало развитие белорусских сетей, в частности за счет поглощения и слияния мелких торговых организаций, в том числе за счет франшизы.

Для развития белорусских торговых сетей привлекались субъекты среднего и малого предпринимательства, которые получили право применения товарного знака авто фирменного наименования субъекта торговли, организовавшего торговую сеть, в частности на условиях договора франчайзинга (комплексной предпринимательской лицензии).

Развитие фирменной торговли проводилось по таким основным направлениям:

открытие торговых сетей магазинов по реализации товаров известных брендов (Спартак", "Коммунарка", "Слодыч", "Элема", "Витязь", "Марко", "Горизонт" и др.);

открытие фирменных секций на торговых площадях магазинов иных собственников, создание которых предоставляет возможность удовлетворить спрос покупателя не только на продукцию одного производителя, но и одновременно предложить потребителю широкий ассортимент других;

создание магазинов, которые представляют ассортимент нескольких производителей товаров определенной номенклатуры авто сопутствующих товаров;

открытие интернет - магазинов по реализации определенных брендов [4].

Последующее развитие получили социально ориентированные розничные торговые объекты (дискаунтеры) с минимальными торговыми надбавками. Также развитие получат так называемые, "социальные полки", с размещением на них ассортимента товаров, которые реализуются со скидками.

Субъекты малого предпринимательства вовлекались в развитие торговой инфраструктуры средних и малых городских поселений, в частности за счет предоставления им на конкурсной основе права торгового обслуживания.

Одновременно с магазинными формами торговли предполагается последующее развитие и иных форм.

Большое распространение получило осуществление торговли дистанционно, в частности через интернет - магазины, с предоставлением возможности заключения договора розничной купли-продажи другими способами (по почте, каталогам, телемагазины и др.), что объясняется их преимуществами (потребителям удобно выбирать товар дома, отсутствие расходов на аренду торговых площадей, более широкий ассортимент и др., что предоставляет возможность применять более низкие цены).

В целях приближения товара к потребителю продолжается развитие мелкорозничной торговой сети, проведение выставок-продаж, ярмарок, расширенных продаж, праздничных и сезонных распродаж, распродаж товаров по уменьшенной цене, школьных базаров, рекламных акций, дегустаций будут приниматься прочие меры, которые направлены на стимулирование спроса населения.

Еще одним трендом развития розничной торговли является применение собственных торговых марок. Для развития этого направления следует взаимовыгодное сотрудничество с белорусскими производителями товаров, в частности в части лицензионного производства товаров известных брендов.

Наблюдается активное развитие оказания дополнительных видов бытовых, торговых и иных услуг населению в торговых центрах и магазинах с торговой площадью более 1000 кв. метров (услуги парикмахерских (в том числе маникюр), подгонка и ремонт одежды, граверные работы, химчистка, ремонт и подключение сотовых телефонов, доставка продуктов, подарков, цветов на дом, минеральных удобрений и садово-огородного инвентаря садоводческим кооперативам, изготовление товаров индивидуально и др.).

Последующее развитие получила практика выдача льготных потребительских кредитов населению на покупку продукции белорусского производства.

Работа по упорядочению рынков продолжена, в том числе их поэтапное перепрофилирование в торговые центры. Изначально рынки развивались по пути создания условий для продажи продукции сельского хозяйства ее производителями, а также предоставления возможности населению для продажи принадлежащих им вещей.

В результате было запрогнозировано уменьшение к 2015 году по сравнению с 2010 годом количества рынков на 30 единиц с одновременным ростом торговых центров на 32 единицы, их площади на 29,6 тыс. кв. метров, количества объектов торговли в торговых центрах - на 1179 единиц.

Концепцией планировалось выполнение запланированных показателей по приросту количества магазинов, их площади, количеству рынков и торговых мест на них, количеству фирменных магазинов, торговых центров, их торговой площади и количеству объектов торговли в них в разрезе областей и г. Минска согласно Мероприятиям на 2011 - 2015 годы.

Прогнозными показателями планировалось увеличение количества магазинов к 2015 г. до 39,2 тысяч единиц, их торговой площади - до 4427 тыс. кв. метров [4].

За пять лет было запланировано увеличить объем розничного товарооборота торговли через все каналы реализации, а также на душу населения - в 1,7-1,8 раза. увеличение товарооборота был обеспечен за счет роста производительности труда сотрудников на 70 процентов.

Основными технологиями укрепления и развития сетей становятся внедрение в оптовую торговлю, установление прямых контактов с производителями товаров и усиление влияния на них, диверсификация форматов торговли, приобретение собственных торговых марок. Применение собственных торговых марок дает розничным сетям значительные преимущества за счет уменьшения затрат и цен на товары, стабилизации и оптимизации системы товарных поставок.

Однако следует отметить, что развитие розничных торговых сетей носит неоднозначный характер. С одной стороны, формирование сетей с мощными финансовыми, техническими и материальными ресурсами предоставляет возможность внедрить современные системы работы с поставщиками и потребителями, увеличить степень централизации функций дистрибуции и логистики, упорядочить работу с поставщиками, значительно увеличить качество обслуживания, расширить ассортимент продаваемых товаров. С другой стороны, их укрепление приводит к монополизации потребительского рынка, к навязыванию условий как производителям, так и потребителям, к снижению количества независимых оптовых продавцов, одновременному закрытию большого количества самостоятельных магазинов, которое сопровождается увольнением сотрудников, ухудшением финансового состояния, нарушением хозяйственных связей, нередко уменьшением отчислений в местные бюджеты.

В связи с этим Минторгом был подготовлен законопроект "О государственном регулировании общественного питания и торговли Республики Беларусь". В соответствии с ним, в целях развития конкуренции, ограничения влияния определенной торговой сети на местный рынок предусмотрено установление порогового значения, которое ограничивает возможность создания новых торговых площадей для сетевой организации, доля которой достигнет в обороте товаров местного рынка порогового значения. Пороговое значение будет устанавливаться в зависимости от местных условий, степени развития торговой инфраструктуры и иных критериев.

Антимонопольное регулирование деятельности торговых сетей является общепринятой международной практикой. К примеру, в США установлено ограничение предельных размеров торговых площадей для продажи продуктов питания. В торговых центрах с общей торговой площадью более 15 000 м2 под реализацию продуктов питания не разрешается отводить более 7,5 процента общей торговой площади, то есть не более 1 125м2.

Анализ состояния розничной торговли Республики Беларусь и изучение зарубежного опыта позволили сделать вывод о необходимости государственного регулирования сферы торговли. Стратегической целью государственного регулирования торговли должно стать создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность.

Роль государства в регулировании розничной торговли сводится к следующему:

осуществление законодательной функции: выработка стратегии развития розничной торговли, программы ее реализации, создание законодательных актов:

установление требований для всех участников рынка розничной торговли;

контроль за безопасностью рынка: регистрация и контроль за входом на рынок, надзор за состоянием розничных торговых организаций;

создание системы сведений о состоянии торговли и обеспечение ее открытости;

обеспечение соблюдения и защиты прав покупателей.

Совокупное содержание государственного регулирования розничной торговли должно опираться на соблюдение всеми деятелями рынка предусмотренных законодательством разрешительных и контрольно-запретительных норм. Система государственного регулирования розничной торговли должна обеспечивать выполнение информационных, аналитических, координирующих функций, а также функций по поддержке предпринимательства, защите прав покупателей, формированию и реализации научно-технического потенциала и кадрового обеспечения.

Анализ современного состояния розничной торговли Республики Беларусь предоставляет возможность сформулировать следующие выводы.

Розничная торговля является массовым и постоянно развивающимся сектором экономики, оказывающим существенное влияние на уровень и качество жизни населения и экономику страны в целом.

На текущий момент розничная торговля Республики Беларусь претерпевает кардинальные изменения, которые влекут за собой как количественные, так и качественные трансформации. Эти изменения связаны, в первую очередь, с сокращением неорганизованной торговли, масштабным развитием торговых сетей, обострением конкуренции между розничными торговыми организациями.

Формирование системы торговых организаций различных видов, типов и форматов является закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально ориентированной рыночной среды.

Обобщая сказанное, можно выделить основные тенденции развития розничной торговли Республики Беларусь:

приоритетное развитие социально ориентированной сети торгового обслуживания для малообеспеченных граждан;

развитие и оптимизация структуры розничных торговых сетей; развитие сети супермаркетов, гипермаркетов, магазинов шаговой доступности;

реконструкция и модернизация организаций розничной торговли в соответствии с градостроительными требованиями;

совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и введение новых стандартов и нормативов, которые регламентируют деятельность в сфере розничной торговли;

обеспечение территориальной доступности товаров для всех социальных групп населения, размещение новых организаций розничной торговли в соответствии со схемами территориального планирования.

Делись добром ;)