2.2 Анализ розничной торговли Республики Беларусь
Основные показатели общественного питания и розничной торговли в Республике Беларусь в 2011-2015 гг. представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные показатели общественного питания и розничной торговли в Республике Беларусь в 2011-2015 гг.
Наименование показателя |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Розничный товарооборот: |
||||||
в фактически действовавших ценах, млрд. руб. |
112898,8 |
202309,0 |
268018,7 |
308396,3 |
347256,1 |
|
в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
109,0 |
114,1 |
118,0 |
106,6 |
100,2 |
|
Товарооборот общественного питания: |
||||||
в фактически действовавших ценах, млрд. руб. |
5573,5 |
10319,6 |
13550,8 |
15331,5 |
15898,7 |
|
Число объектов розничной (торговой) сети (на конец года), тыс. |
47,1 |
47,8 |
49,2 |
48,5 |
48,1 |
|
Число объектов общественного питания (на конец года), тыс. |
12,0 |
12,1 |
12,0 |
11,8 |
12,0 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]
Розничный товарооборот в фактически действовавших ценах в 2015 году составил 347256,1 млрд. руб., по сравнению с 2011 годом показатель возрос практически в 3 раза. Розничный товарооборот в 2015 году составил 347950,6 млрд руб., либо 100,2 процента в сопоставимых ценах к уровню 2014 года. На основании проведенного анализа можно констатировать рост товарооборота в республике Беларусь на протяжении всего анализируемого периода. В розничном обороте товаров Республики Беларусь 82,3 процента товарооборота приходится на организации торговли, 17,7 процента - на рынки, торговые центры (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Розничный товарооборот по секторам реализации в 2015 г.
Наименование показателя |
2015 г., млрд. руб. (в текущих ценах) |
2015 г. в % к 2014 г. (в сопоставимых ценах) |
|
Розничный товарооборот |
347 256,1 |
100,2 |
|
в том числе: |
|||
торговых организаций |
285 786,9 |
100,8 |
|
на рынках, в торговых центрах |
61 469,2 |
97,5 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]
В расчете на душу населения розничный товарооборот с начала 2015 года составил 36,7 млн рублей. В 2014 году этот показатель составлял 33,6 млн рублей.
Данные, представленные в таблице 2.2, позволяют сделать вывод, что в настоящее время товарооборот торговых организаций увеличивается, а на рынках и в торговых центрах - снижается.
Розничный товарооборот по формам собственности представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Розничный товарооборот по формам собственности в 2011-2015 гг., в процентах к итогу
Наименование показателя |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Розничный товарооборот |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
в том числе по формам собственности: |
||||||
государственная |
11,4 |
10,6 |
9,2 |
8,6 |
8,0 |
|
частная |
82,9 |
83,3 |
78,7 |
76,7 |
74,8 |
|
из нее организаций потребительской кооперации |
8,9 |
8,4 |
7,6 |
7,3 |
6,9 |
|
иностранная |
5,7 |
6,1 |
12,1 |
14,7 |
17,2 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]
В 2015 году 74,8% розничного товарооборота в Республике Беларусь приходилось на организации, находящиеся в частной собственности, а 8,0% - на государственные организации. На протяжении анализируемого периода товарооборот розничных организаций, находящихся в иностранной собственности, возрос с 5,7% до 17,2%. Следует отметить увеличение товарооборота в организациях частной формы собственности и рост товарооборота в организациях с иностранными собственниками. Продажа отдельных непродовольственных товаров организациями торговли Республики Беларусь в 2015 году представлена в таблице 2.4.
На основании данных, представленных в таблице 2.4, можно сделать вывод о том, что в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась продажа таких групп товаров как "Автомобили", "Парфюмерные и косметические товары и туалетные принадлежности", "Нижнее белье", "Трикотажные изделия", "Чулочно-носочные изделия", "Обувь" и "Строительные материалы". Следует отметить снижение объемов реализации таких групп товаров как "Моторное топливо", "Фармацевтические товары", "Верхняя одежда", "Холодильники и морозильники", "Стиральные машины", "Телевизоры" и "Синтетические моющие средства".
Таблица 2.4 - Продажа отдельных непродовольственных товаров организациями торговли Республики Беларусь в 2015 году (без микроорганизаций)
Наименование показателя |
Ед изм |
Продано в |
2015 г. в % к 2014 г. |
Продано товаров отечестве-нного произ-водства в 2015 г. |
Доля продажи товаров отечест-венного производства в общем объеме продажи товаров в 2015 г., % |
Запасы товаров на 1 января 2016 г. |
||
2014 г. |
2015 г. |
|||||||
Автомобили |
шт. |
16044 |
17313 |
107,9 |
187 |
1,1 |
2646 |
|
Моторное топливо |
млн руб. |
18842728 |
19420022 |
88,2 |
18670406 |
96,1 |
681066 |
|
Фармацевтические товары |
млн руб. |
7601809 |
9458119 |
94,4 |
3477721 |
36,8 |
1826812 |
|
Парфюмерные и косметические товары и туалетные принадлежности |
млн руб. |
5826835 |
7483981 |
111,5 |
1637939 |
21,9 |
1581526 |
|
Верхняя одежда |
млн руб. |
2637083 |
2710160 |
98,6 |
1391376 |
51,3 |
1177734 |
|
Нижнее белье |
млн руб. |
1672665 |
1908710 |
107,3 |
1380275 |
72,3 |
556424 |
|
Трикотажные изделия |
млн руб. |
1327103 |
1569478 |
112,7 |
830169 |
52,9 |
522734 |
|
Чулочно-носочные изделия |
млн руб. |
933410 |
1075147 |
103,0 |
912095 |
84,8 |
282158 |
|
Обувь |
млн руб. |
3676115 |
4228382 |
114,5 |
2099653 |
49,7 |
1492747 |
|
Холодильники и морозильники |
шт. |
210163 |
179513 |
85,4 |
122048 |
68,0 |
18534 |
|
Стиральные машины |
шт. |
157226 |
138230 |
87,9 |
45235 |
32,7 |
13745 |
|
Телевизоры |
шт. |
295314 |
220270 |
74,6 |
20563 |
9,3 |
24721 |
|
Строительные материалы |
млн руб. |
5319030 |
6481048 |
110,5 |
3378219 |
52,1 |
1174645 |
|
Синтетические моющие средства |
т |
47924,9 |
42831,7 |
89,4 |
13784,8 |
32,2 |
4425,5 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]
Продажа товаров отечественного производства организациями торговли и их доля в розничном товарообороте организаций торговли Республики Беларусь в 2015 году представлена в таблице 2.5
Доля продажи продовольственных товаров в розничном товарообороте составила 57,6%, непродовольственных товаров - 42,4%.
Таким образом, можно сделать вывод о развитии розничной торговли в Республике Беларусь, росте количества розничных торговых сетей и расширении присутствия зарубежных ретейлеров.
Таблица 2.5 - Продажа товаров отечественного производства организациями торговли и их доля в розничном товарообороте организаций торговли Республики Беларусь в 2015 году (без микроорганизаций)
Наименование показателя |
Розничный товарооборот организаций торговли, млн. руб. |
Из него |
||
продажа товаров отечественного производства, млн. руб. |
доля продажи товаров отечественного производства, % |
|||
Всего |
238 807 499 |
164 859 405 |
69,0 |
|
в том числе: |
||||
продовольственных товаров |
137 670 727 |
113 216 712 |
82,2 |
|
непродовольственных товаров |
101 136 772 |
51 642 666 |
51,1 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]
На основании проведенного анализа можно констатировать рост товарооборота в республике Беларусь на протяжении всего анализируемого периода. Следует отметить рост товарооборота в организациях частной формы собственности и рост товарооборота в организациях с иностранными собственниками.
- Введение
- 1. Сущность и особенности функционирования розничной торговли в Республике Беларусь
- 2. Экономический анализ состояния и развития розничной торговли Республики Беларусь
- 2.1 Характеристика розничной торговли Республики Беларусь
- 2.2 Анализ розничной торговли Республики Беларусь
- 2.3 Анализ доходов, расходов на реализацию в розничной торговле
- 2.4 Анализ прибыли и рентабельности розничной торговли
- 1.3. Методика анализа оборота розничной торговли
- 14.Статистика торговли. Оборот оптовой и розничной торговли.
- 5. Статистика потребления непродовольственных товаров и услуг
- Вопрос 26. Понятие розничного товарооборота, его состав. Задачи статистики розничного товарооборота.
- Статистика доходов и потребления населением товаров и услуг
- 1.9. Сравнительный анализ розничного товарооборота
- Состояние и тенденции развития розничной торговли в Новосибирской области.
- Министерство статистики и анализа