logo
Розничная торговля товарами народного потребления: анализ результатов деятельности и основные направления развития (на материалах Министерства статистики и анализа)

2.2 Анализ розничной торговли Республики Беларусь

Основные показатели общественного питания и розничной торговли в Республике Беларусь в 2011-2015 гг. представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Основные показатели общественного питания и розничной торговли в Республике Беларусь в 2011-2015 гг.

Наименование показателя

2011

2012

2013

2014

2015

Розничный товарооборот:

в фактически действовавших ценах, млрд. руб.

112898,8

202309,0

268018,7

308396,3

347256,1

в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

109,0

114,1

118,0

106,6

100,2

Товарооборот общественного питания:

в фактически действовавших ценах, млрд. руб.

5573,5

10319,6

13550,8

15331,5

15898,7

Число объектов розничной (торговой) сети (на конец года), тыс.

47,1

47,8

49,2

48,5

48,1

Число объектов общественного питания (на конец года), тыс.

12,0

12,1

12,0

11,8

12,0

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]

Розничный товарооборот в фактически действовавших ценах в 2015 году составил 347256,1 млрд. руб., по сравнению с 2011 годом показатель возрос практически в 3 раза. Розничный товарооборот в 2015 году составил 347950,6 млрд руб., либо 100,2 процента в сопоставимых ценах к уровню 2014 года. На основании проведенного анализа можно констатировать рост товарооборота в республике Беларусь на протяжении всего анализируемого периода. В розничном обороте товаров Республики Беларусь 82,3 процента товарооборота приходится на организации торговли, 17,7 процента - на рынки, торговые центры (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Розничный товарооборот по секторам реализации в 2015 г.

Наименование показателя

2015 г., млрд. руб. (в текущих ценах)

2015 г. в % к 2014 г.

(в сопоставимых ценах)

Розничный товарооборот

347 256,1

100,2

в том числе:

торговых организаций

285 786,9

100,8

на рынках, в торговых центрах

61 469,2

97,5

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]

В расчете на душу населения розничный товарооборот с начала 2015 года составил 36,7 млн рублей. В 2014 году этот показатель составлял 33,6 млн рублей.

Данные, представленные в таблице 2.2, позволяют сделать вывод, что в настоящее время товарооборот торговых организаций увеличивается, а на рынках и в торговых центрах - снижается.

Розничный товарооборот по формам собственности представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Розничный товарооборот по формам собственности в 2011-2015 гг., в процентах к итогу

Наименование показателя

2011

2012

2013

2014

2015

Розничный товарооборот

100

100

100

100

100

в том числе по формам собственности:

государственная

11,4

10,6

9,2

8,6

8,0

частная

82,9

83,3

78,7

76,7

74,8

из нее организаций потребительской кооперации

8,9

8,4

7,6

7,3

6,9

иностранная

5,7

6,1

12,1

14,7

17,2

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]

В 2015 году 74,8% розничного товарооборота в Республике Беларусь приходилось на организации, находящиеся в частной собственности, а 8,0% - на государственные организации. На протяжении анализируемого периода товарооборот розничных организаций, находящихся в иностранной собственности, возрос с 5,7% до 17,2%. Следует отметить увеличение товарооборота в организациях частной формы собственности и рост товарооборота в организациях с иностранными собственниками. Продажа отдельных непродовольственных товаров организациями торговли Республики Беларусь в 2015 году представлена в таблице 2.4.

На основании данных, представленных в таблице 2.4, можно сделать вывод о том, что в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась продажа таких групп товаров как "Автомобили", "Парфюмерные и косметические товары и туалетные принадлежности", "Нижнее белье", "Трикотажные изделия", "Чулочно-носочные изделия", "Обувь" и "Строительные материалы". Следует отметить снижение объемов реализации таких групп товаров как "Моторное топливо", "Фармацевтические товары", "Верхняя одежда", "Холодильники и морозильники", "Стиральные машины", "Телевизоры" и "Синтетические моющие средства".

Таблица 2.4 - Продажа отдельных непродовольственных товаров организациями торговли Республики Беларусь в 2015 году (без микроорганизаций)

Наименование показателя

Ед изм

Продано в

2015 г. в % к 2014 г.

Продано товаров отечестве-нного произ-водства в 2015 г.

Доля продажи товаров отечест-венного производства в общем объеме продажи товаров в 2015 г., %

Запасы товаров на 1 января 2016 г.

2014 г.

2015 г.

Автомобили

шт.

16044

17313

107,9

187

1,1

2646

Моторное топливо

млн руб.

18842728

19420022

88,2

18670406

96,1

681066

Фармацевтические товары

млн руб.

7601809

9458119

94,4

3477721

36,8

1826812

Парфюмерные и косметические товары и туалетные принадлежности

млн руб.

5826835

7483981

111,5

1637939

21,9

1581526

Верхняя одежда

млн руб.

2637083

2710160

98,6

1391376

51,3

1177734

Нижнее белье

млн руб.

1672665

1908710

107,3

1380275

72,3

556424

Трикотажные изделия

млн руб.

1327103

1569478

112,7

830169

52,9

522734

Чулочно-носочные изделия

млн руб.

933410

1075147

103,0

912095

84,8

282158

Обувь

млн руб.

3676115

4228382

114,5

2099653

49,7

1492747

Холодильники и морозильники

шт.

210163

179513

85,4

122048

68,0

18534

Стиральные машины

шт.

157226

138230

87,9

45235

32,7

13745

Телевизоры

шт.

295314

220270

74,6

20563

9,3

24721

Строительные материалы

млн руб.

5319030

6481048

110,5

3378219

52,1

1174645

Синтетические моющие средства

т

47924,9

42831,7

89,4

13784,8

32,2

4425,5

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]

Продажа товаров отечественного производства организациями торговли и их доля в розничном товарообороте организаций торговли Республики Беларусь в 2015 году представлена в таблице 2.5

Доля продажи продовольственных товаров в розничном товарообороте составила 57,6%, непродовольственных товаров - 42,4%.

Таким образом, можно сделать вывод о развитии розничной торговли в Республике Беларусь, росте количества розничных торговых сетей и расширении присутствия зарубежных ретейлеров.

Таблица 2.5 - Продажа товаров отечественного производства организациями торговли и их доля в розничном товарообороте организаций торговли Республики Беларусь в 2015 году (без микроорганизаций)

Наименование показателя

Розничный товарооборот организаций торговли, млн. руб.

Из него

продажа товаров отечественного производства, млн. руб.

доля продажи товаров отечественного производства, %

Всего

238 807 499

164 859 405

69,0

в том числе:

продовольственных товаров

137 670 727

113 216 712

82,2

непродовольственных товаров

101 136 772

51 642 666

51,1

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]

На основании проведенного анализа можно констатировать рост товарооборота в республике Беларусь на протяжении всего анализируемого периода. Следует отметить рост товарооборота в организациях частной формы собственности и рост товарооборота в организациях с иностранными собственниками.