logo
Россия в условиях мирового финансового кризиса

1. Причины возникновения мирового финансового кризиса 2008-2009 гг.

Мировой финансовый кризис начался в августе 2007-го с краха рынка ипотечных кредитов США.

Американская экономическая модель в значительной мере развивается благодаря потребителям, поскольку потребительские расходы формируют порядка 2/3 ВВП Соединенных Штатов. Именно постоянный рост потребления создавали в течение последних тридцати лет прирост ВВП, доходов населения и государственного бюджета США. И если до середины 80-х американцы сохраняли около 7-9% своих текущих доходов, то позже норма текущих сбережений начала неуклонно сокращаться, упав 2001 года ниже от 0% (за счет кредитов). Впоследствии сбережения немного возобновилось, но в 2005-2006 годах люди снова перестали откладывать деньги и даже начали тратить накопленные в предыдущие годы. Не способствовали сбережениям американцев и низкие процентные ставки по кредитам, которые почти в неограниченных объемах получали американские банки в Федеральной резервной системе, которая, в свою очередь, приводило к практически нулевых, с учетом инфляции, размеров реальных процентов по депозитам.

Хорошо известно, что главным источником финансирования избыточных расходов на протяжении последних 30 лет в Соединенных Штатах является кредитование. С середины 80-х американцы фактически не только не возвращали кредиты, а наоборот, наращивали их темпами, которые значительно опережали как темпы роста их доходов, так и темпы роста ВВП. Особенно рост объемов кредитования началось со времени возникновения мыльного пузыря, связанной с резким увеличением количества и последующим банкротствам так называемых "доткомов" в период с 1998-го по 2001 год.

С тех пор долговые обязательства основной массы американцев начали расти не просто с ускорением, а вообще в арифметической прогрессии относительно роста доходов. На сегодня объем финансовых обязательств основной массы американских граждан перевалив уже за 140% их годового дохода. Только выплаты по процентам превысили 10% дохода населения - что уж говорить о возврате основных сумм. Очевидно, что это в какой момент не могло не привести к ситуации, когда большинство простых американцев уже не могли брать новые кредиты. Они вынуждены прекратить наращивать объемы потребления и начать заниматься исключительно возвратом накопленных долгов. Многие и этого уже делать не могли и начали отказываться от приобретенных в кредит домов, автомобилей и т.п. Это, в свою очередь, начало обваливать рынки автомобилей, недвижимости и по цепочке другие секторы американской экономики. И это не могло не привести к резкому падению курса большинства ценных бумаг на американском фондовом рынке. Красавина Л.Н. Концептуальные подходы к реформированию мировой валютной системы //Деньги и кредит, 2010, № 5, с. 49

Закономерно, что началось это с рынка рискованных ипотечных бумаг, который формировался за счет секьюритизации рискованных ипотечных кредитов, которые выдавались наименее обеспеченным американцам, главным и почти единственным источником доходов которых является заработная плата. Потеря работы означает для этой категории американцев потерю возможности обслуживать обязательства по ипотечным кредитам, что означает выставление их домов и квартир на продажу и, как следствие, учитывая массовость этого явления, существенное падение цен на них. Обвал цен на ипотечные бумаги привел к удешевлению активов большого количества ипотечных и инвестиционных банков, затем начали падать акции и ценные бумаги этих финансовых институтов, а затем других корпораций, и не только в Соединенных Штатах.

Динамичные процессы экономической и финансовой глобализации стали главной отличительной чертой мирового экономического развития в конце ХХ - начале XXI веков. Этот период отмечен рядом новых явлений в международной валютно-финансовой сфере. Сформировался и динамично растет мировой финансовый рынок, способный эффективно аккумулировать и быстро предоставлять крупные финансовые ресурсы участникам мирового хозяйства. Но наряду с позитивными сторонами финансовой глобализации, обнаружилась также опасность крупных переливов финансовых ресурсов с одних национальных рынков на другие, связанных с сильными колебаниями котировок ценных бумаг и валютных курсов, что создает трудности для экономического роста многих государств. Последним примером может послужить начавшийся в США в 2007 г. финансовый кризис, волны которого дестабилизировали мировую финансовую сферу.

Стабильность мировой валютной системы, зависит от степени соответствия ее структурных принципов интересам стран. В условиях финансовой глобализации, которая обгоняет процесс глобализации экономики, формируется специфика современного воспроизводственного процесса, связанная с нарастанием отставания динамики производства - реального сектора - от бурного развития финансового сектора экономики. До современного кризиса среднегодовой темп роста операций на мировом валютном рынке (30%) обогнал темп роста мирового ВВП (6%) в 5 раз, на кредитном рынке (25%) - в 4 раза, на спекулятивном секторе - рынке производных финансовых инструментов - в 8 раз. Этому способствует падение роли мирового и национальных финансовых рынков в перераспределении денежных капиталов в целях развития производства и усиление спекулятивных виртуальных сделок, что привело к возникновению финансовых пузырей.

Попытки установить мировую валютную систему предпринимались в 1867 г. в Париже (золотомонетный стандарт) и в 1922 г. в Генуе (золотодевизный стандарт). Окончательно мировая валютная система окончательно сложилась в 1944 году, когда в Бреттон-Вудсе собралась конференция, где обсуждался послевоенный финансовый мировой порядок. Там было принято решение о том, что основной мировой валютной системы будет американская валюта - доллар, обеспеченный золотом. Тогда содержание этого обеспечения устанавливалось 29 долларов за унцию золота. При этом устанавливаемые фиксированные валютные курсы других стран соотносились - с долларом и через доллар - с золотом Момент был благоприятным для США: Вторая мировая война близилась к концу, и в её результате другие значительные страны либо потерпели поражение (Германия, Италия, Япония), либо, даже победив, оказались разорёнными (СССР, Франция, США).

Таким образом, США получали не только экономические, но и административные привилегии, поскольку были единственным эмитентом доллара, а в условиях послевоенного мира - единственным финансовым донором, получив возможность "сбрасывать инфляцию" из своей экономики в другие страны (в первую очередь, в Европу, которую они финансировали по плану Маршалла) за счет эмиссии дополнительных долларов, не обеспеченных золотом.

Этот процесс шел, с теми или иными кризисными вспышками, до начала 80-х годов. Но уже в 60-х годах окрепшие после войны европейские экономики (и, соответственно, лидеры европейских государств) начали проявлять всё более жесткое и явное неудовольствие в связи с этим очевидным процессом наращивания экономической мощи США за счет Европы. Наиболее известная акция - история с направленным Францией в США кораблем, груженным бумажными долларами, с требованием выдать в обмен эквивалентное количество золота.

Ответными мерами США, не собиравшихся расставаться со своим административно закреплённым своим привилегированным положением, стали сначала снижение размеров золотого обеспечения доллара (первое - в 1962 г.), а затем отмена Вашингтоном в 1971 году - просто своим волевым решением - золотого обеспечения доллара и далее введение "плавающих" валютных курсов (Кингстон, 1976). Доллар, таким образом, был окончательно освобождён от какого-либо реального физического эквивалента стоимости. А одновременно было резко ослаблено или полностью снято большинство ограничений по трансграничным перетокам капитала.

В результате почти сразу оказался форсирован отвязанный и от доллара, и от золотого эквивалента мировой эмиссионный процесс. Страны Европы и Япония начали сбрасывать не обеспеченные золотом и все более масштабные объемы собственной валюты в другие государства (прежде всего, в "третий мир") за счет сверхдоходной эмиссии. В результате денежно-кредитная политика ФРС вследствие лидерства США в мировой экономике и роли доллара в качестве ведущей мировой валюты оказывает сильное влияние на мировую финансовую сферу.

70-е годы в мировой валютно-финансовой системе отмечались тенденции интернационализации и наращивания объемов финансовых и фондовых рынков (валюта, акции корпораций и предприятий, казначейские обязательства правительств и национальных банков) при условиях отсутствия ограничений на международные перетоки капитала. Существует широкое использование доллара США и во внутренних денежных системах некоторых стран (называемое долларизацией), которое представляет собой объективное явление, связанное с неустойчивостью экономики и финансовой системы ряда стран нарождающихся рынков.

В конце 80-х годов на повышение объема мировой "финансовой пирамиды", включающей необеспеченную валютную массу, наложился стремительный рост рынков производных финансовых инструментов (форварды, фьючерсы, опционы и т.д.). При этом "производные" ценные бумаги не обеспечены реальными активами, соответственно, их стоимость и возможность их выпуска и востребования рынками определяется только ожиданиями, позитивными или негативными, рыночных игроков Шмелёв В.В. О реформе мировой финансовой архитектуры //Финансы, 2010, № 8, с. 11.

Фактически даже на рынках ресурсов, в том числе нефти, 75 % сделок не связаны с торговыми операциями, а в ряде других секторов удельный вес спекулятивных сделок превышает 90 %. В результате всего обозначенного мировая валютная система (МВС) превратилась в долларовую финансовую пирамиду. Это усиливалось ещё и национальными факторами: в погоне за прибылью банки крупных стран искусственно стимулировали своими кредитами потребительский спрос на уровне, во много раз превышающем реальные доходы, то есть фактическое участие в создании ВВП. Этот процесс все шире вовлекал новых ненадежных должников за счёт дешевых кредитов. Диспропорции в общественном воспроизводстве усилились в связи с перекредитованием экономики, кредитной экспансией под влиянием избыточного неэффективного спроса на кредит со стороны потенциальных неплатежеспособных заемщиков. В результате все предстоящие платежи оказывались чистой инфляцией, поскольку дешевые финансовые инструменты страхования массовых ссуд порождали иллюзию надежности сомнительных долгов, что привело к последнему кризису, который обошелся миру в 50 трлн. дол.

Кризис выявил противоречия между глобализацией, ведущей к многополярности мира, а значит, и преимущественному учету интересов большинства участников мировой экономики, и долларизацией мировой экономики