2. Методы калькулирования себестоимости продукции
В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа и характера организации производства в отечественной практике используются различные методы калькулирования.
Метод прямого счета предполагает определение себестоимости единицы продукции путем деления общей суммы издержек на количество выработанной продукции. Применяется в основном на фирмах, производящих однородную продукцию. Использование его на практике достаточно ограниченно, так как количество монопродуктовых фирм невелико. Поэтому чаще применяется его модификация -- расчетно-аналитический способ.
Расчетно-аналитический метод калькулирования предполагает определение прямых затрат на основе норм расхода и отнесение их на единицу продукции прямым счетом, а косвенных затрат - пропорционально определенной базе, принятой в отрасли.
Нормативный метод калькулирования основывается на нормах и нормативах использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Нормы и нормативы должны быть прогрессивными и научно обоснованными, направленными на рациональное расходование всех ресурсов предприятия. Поэтому их величины должны периодически пересматриваться. В этой связи на предприятии необходимо организовать учет изменений фактических затрат всех видов ресурсов на единицу продукции. Нормативный метод калькулирования наиболее широко применяется в массовом производстве.
Параметрический метод используется при калькулировании однотипных, но разных по размерам и качеству изделий. Он основывается на установлении закономерностей изменения издержек в зависимости от параметров продукции. Данный метод позволяет также определить и дополнительные затраты на улучшение качественных параметров продукции.
При использовании метода исключения затрат один вид продукции, полученной в результате комплексной переработки сырья, считается основным, а остальные -- побочными. Из общих затрат на переработку сырья исключают побочную продукцию, а оставшуюся сумму относят на себестоимость основных видов продукции.
Коэффициентный метод основан на использовании коэффициентов при распределении комплексных затрат между полученными продуктами. При этом одному из продуктов присваивается коэффициент 1, а остальные сравниваются с ним в зависимости от выбранного признака (веса продукции, отпускных цен на продукцию, содержания органических веществ и т. п.).
Комбинированный метод представляет собой сочетание метода исключения затрат и коэффициентного метода. Расчет по комбинированному методу осуществляется в несколько этапов:
* продукция делится на основную и побочную;
* затраты на побочную продукцию исключаются из общих затрат;
* оставшаяся после исключения сумма затрат распределяется между основными видами продукции в соответствии с коэффициентами.
При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ на заранее определенное количество продукции. В заказе указываются: изделия, подлежащие изготовлению; их количество; сроки выполнения заказа; цехи, участвующие в его выполнении. Плановая себестоимость заказа определяется суммой всех затрат производства в течение срока выполнения заказа. Попередельный метод применяется в отраслях, где обрабатываемое сырье последовательно проходит несколько самостоятельных фаз обработки -- переделов. Каждый передел, за исключением последнего, представляет собой законченную фазу обработки сырья, в результате которой предприятие получает полуфабрикат собственного производства. Попередельный метод калькулирования применяется в металлургии, текстильной, деревообрабатывающей и других отраслях промышленности.
- Введение
- 1. Себестоимость продукции, её значение как основного экономического показателя, структура и пути её оптимизации
- 2. Методы калькулирования себестоимости продукции
- 3. Система ценообразования в рыночной экономике
- 4. Аналитическая база цены и выбор метода ценообразования
- 5. Расчет оптовой цены изделия
- 5.1 Исходные данные
- 5.2 Расчет материальных затрат
- 5.3 Расчет трудовых затрат и начислений во внебюджетные фонды
- 5.4 Расчет косвенных расходов
- 5.5. Расчет себестоимости и цены изделия
- Выводы и предложения
- Сущность производительности труда. Экономическое значение и её рост.
- 6.1. Характеристика себестоимости продукции как фактора повышения её конкурентоспособности
- 1. Издержки производства. Себестоимость продукции и пути её снижения
- 1. Понятие себестоимости и её анализ.
- 51. Понятие себестоимости продукции. Её виды и состав.
- 29. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории, ее виды. Структура себестоимости и факторы ее определяющие
- 35. Анализ себестоимости продукции: структура и классификация затрат, основные факторы.
- 47. Рентабельность с.Х. Производства: сущность, показатели и пути её повышения.
- Вопрос 6 Технология себестоимости и качество продукции
- Стоимость и себестоимость продукции. Структура себестоимости и ее значение для работы предприятия.