1.1 Понятие себестоимости и состав затрат на производство
Себестоимость продукции - один из важнейших показателей функционирования предприятия, отражающий все стороны его хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех видов производственных ресурсов. От его уровня зависят финансово-экономические результаты деятельности предприятий, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Под себестоимостью продукции (работ или услуг) понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: амортизируемой части основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива и энергии, труда используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов. Себестоимость - один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. Экономический анализ: Учебник / Под ред. проф. В.Я. Позднякова, доц. В.М. Прудникова. -- М.: ИНФРА-М, 2011. -- С. 259.
Таким образом, себестоимость продукции представляет собой основу цены, по которой реализуется продукция: чем меньше в структуре цены доля себестоимости, тем выше прибыль и рентабельность. Значение себестоимости продукции (работ, услуг) в системе индикаторов эффективности работы предприятий заключается в следующем:
- снижение себестоимости продукции является основным направлением повышения эффективности производства;
- себестоимость является основой ценообразования и, следовательно, основой уровня конкурентоспособности продукции, поскольку она наряду с качеством во многом зависит от уровня и динамики цен;
- экономическая целесообразность снижения затратоемкости производства стимулирует повышение технического и технологического уровня производства, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, повышение производительности труда;
- экономия от снижения себестоимости является главным источником (фактором) роста прибыли от реализации;
- себестоимость продукции используется для расчета целесообразности выпуска новых видов товаров и услуг производственного характера; внедрения новой техники и новых технологий;
- показатель себестоимости применяется при определении прибыли и рентабельности отдельных изделий и реализации всей продукции;
- сведения о поэлементном составе затрат на производство служат основанием для определения важнейших макро- и микроэкономических показателей -- валовой и чистой добавленной стоимости. Тумасян, А.А. Статистика промышленности: Учебное пособие / А.А. Тумасян, Л.И. Василевская. - М.: НИЦ Инфра-М; Мн.: Нов. знание, 2012. - C.286-287.
Согласно действующему Положению по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), они группируются в соответствии со своим экономическим содержанием по следующим элементам:
- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности;
- прочие расходы.
Оптимальной считается структура затрат, в которой материальные затраты составляют примерно 40 %, расходы на оплату труда - около 25 %, отчисления на социальные нужды - 10-15 %, амортизация основных средств и нематериальных активов - 10-15 %. Неудовлетворительная структура затрат на производство является результатом низкой эффективности используемых ресурсов. В связи с этим постоянный мониторинг состава затрат на производство представляет важнейшую аналитическую задачу.
1.2 Методы сводки и группировки, обобщенных статистических показателей и оценки степени равномерности распределения
Статистическое наблюдение дает исходный материал для обобщения, началом которого служит сводка, или упорядочение данных о единицах статистической совокупности. Если при статистическом наблюдении получают сведения, описывающие каждую единицу, то данные сводки характеризуют всю статистическую совокупность и отдельные ее части.
В процессе сводки данные о единицах совокупности располагаются в определенном порядке (по возрастанию или убыванию значений признака, по алфавиту, статусу и т.д.).
Основным методом статистической сводки выступает группировка. Совокупность делится по признакам различия и объединяется по признакам сходства, подсчитываются суммарные показатели по группам и в целом по совокупности. С помощью метода группировок изучаемые явления делятся на важнейшие типы, характерные группы и подгруппы по существенным признакам. С помощью группировок ограничивают совокупности, качественно однородные в существенном отношении, что является предпосылкой для определения и применения обобщающих показателей.
Упорядоченные данные для наглядности представляются в виде таблиц, дается графическое изображение систематизированного материала.
- Введение
- 1. Статистическое изучение себестоимости продукции
- 1.1 Понятие себестоимости и состав затрат на производство
- 1.3 Анализ динамики затрат на производство
- 1.4 Изучение динамики средней затратоёмкости продукции по группе предприятий
- 1.5 Изучение взаимосвязи между показателями
- 2. Статистическое изучение себестоимости продукции
- 2.1 Исходные данные и их характеристика
- 2.2 Априорный анализ исходных статистических данных
- 2.3 Проверка гипотезы о нормальном распределении
- 2.4 Исследование связи между себестоимостью и выручкой
- 2.6 Анализ ряда динамики себестоимости продукции
- Заключение
- Статистическое изучение себестоимости продукции
- 6.3. Статистические методы изучения себестоимости продукции
- 30.Анализ себестоимости продукции.
- 30 Состав и статистический анализ себестоимости продукции.
- 30. Схема статистического анализа себестоимости единицы продукции
- 8.2 Статистический анализ себестоимости продукции
- 12. Статистические показатели себестоимости продукции