logo
Статистические показатели качества товаров

Теоретический раздел

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение -- одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Одной из основных задач долгосрочного экономического и социального развития промышленности является улучшение качества продукции и услуг. С этой целью в планах предприятий устанавливаются задания по росту производства продукции высшей категории качества или по другому показателю качества, выполнение которых затем учитывается статистической службой.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности;

д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

Статистическое изучение качества предполагает:

1) разработку программ единовременного статистического обследования качества с учетом требований процессного подхода к управлению качеством;

2) организацию и проведение статистического наблюдения за качеством и за выполнением требований потребителей к качеству товаров и услуг;

3) разработку системы показателей для оценки результативности и эффективности системы менеджмента качества.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

Для непродовольственных товаров существует градации по сортам, группам сложности, группам качества, маркам, номерам и т.д.

Ряд товаров в промышленности делят на сорта в соответствии с уровнем производственного исполнения.

Если изделия отнесены к разным сортам, то сводная оценка уровня их качества может быть дана при помощи различных показателей. Среди них:

1. Удельный вес продукции изделий первого (высшего) сорта в общем объеме выпуска:

а) для однородной продукции

б) для разнородной продукции

где р - фиксированная цена,

qi - количество продукции i-го сорта.

2. Средняя сортность выпущенных изделий:

где Nci - порядковый номер сорта.

3. Средняя цена единицы продукции:

где рic - цена единицы продукции каждого сорта;

qic - количество продукции i-го сорта.

4. Индекс сортности (используется для оценки выполнения плана и динамики сортности)

где Рс - цена каждого сорта продукции

- средняя цена для каждого вида продукции

Разность между числителем и знаменателем индекса сортности дает абсолютную величину выигрыша или потерь от изменения сортности продукции.

5. Потери (накопления) от изменения сортности

.

Для сводной характеристики уровня и динамики качества используют индекс качества, предложенный проф. А.Я. Боярским.

где q1 - фактически выпущенное количество продукции каждого вида (сорта);

р - фиксированные цены;

ik - индивидуальные индексы качества по видам продукции, определяемые как отношение фактического уровня качества к базисному уровню (ik= k1:k0).

Если Ik умножить на индекс объема продукции (Iq), то произведение даст динамику объема продукции с учетом изменения ее качества.

Для характеристики качества продукции по результатам аттестации определяется удельный вес продукции высшего сорта в общем объеме продукции. Изменение этого удельного веса и коэффициента качесва (кэффициента категорийности) определяется по формуле:

Индекс качества находится по формуле:

Вторая задача анализа заключается в определении влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ДТП), выручку от реализации продукции (ДВ) и прибыль (ДП). Расчет производится следующим образом:

,

ДВ = (Ц1 - Ц0) · VРП1,

ДП = [(Ц1 - Ц0) · VРП1] - [(С1 - С0) ) · VРП1],

где Ц0 и Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0 и С1 - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

К1 - количество произведенной продукции повышенного качества;

VPП1 - объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по вышеприведенным алгоритмам рассчитать влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Средневзвешенная цена определяется следующим образом:

.

Общее представление о качестве продукции можно получить по данным отчетности о рекламациях.

На формирование качества любой продукции влияет 2 фактора:

1. обеспечение менеджмента качества

2. подготовка кадров

Цена качества складывается из двух видом расходов:

1. расходы на обеспечение качества продукции;

2. издержки, связанные с неудовлетворительным качеством продукции.

Косвенным показателем качества продукции является брак.

Брак - продукция, непригодная для удовлетворения потребности в соответствии с назначением. Критерием брака является недопустимое отклонение свойств (параметров) продукции от требований нормативной документации. Забракованная продукция не имеет ни потребительной стоимости, ни стоимости, т.е. не может быть товаром. Для общества это невосполнимые потери живого и овеществленного труда, для предприятия - снижение эффективности производства, дохода, прибыли.

Причина брака - прежде всего недобросовестный труд. Брак возникает в результате нарушений нормативных требований, ошибок конструкторов и технологов, некомпетентных решений администраторов, нарушений технологической и производственной дисциплины, неудовлетворительного выполнения контрольных операций. Некачественный труд одного работника может сделать бесполезным труд целых коллективов, уничтожить результаты их труда. Отсюда главным средством предотвращения брака является повышение культуры производства, квалификации и личной ответственности исполнителей за результаты своей работы.

Браком считается продукция, которая из-за наличия дефектов, т.е. отдельных отклонений от установленных требований, не соответствует техническим условиям на её изготовление. Дефекты могут быть выявлены при производстве продукции, выходном контроле её качества, на стадии испытаний и в процессе эксплуатации. По характеру дефекты могут быть исправимыми и неисправимыми. Исправление дефектов ведет к удорожанию стоимости всей выпускаемой продукции или отдельных её партий. Неисправимый брак оказывается для предприятия прямым экономическим ущербом, потерями труда и материально-технических ресурсов. Появление дефектов на любой стадии требует немедленного установления места и причин их возникновения с целью оперативного решения вопроса о приостановке выпуска дефектной продукции, определения способа возмещения потерь от брака и устранения его причины.

Брак делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями).

Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции; определяют потери от брака и потери товарной продукции.

Для характеристики брака определяется:

1. Общая стоимость окончательно забракованных изделий и полуфабрикатов

2. Затраты на исправление исправимого брака

3. Сумма удержаний с виновника брака

4. Сумма, характеризующая стоимость окончательного брака по цене использования

На основе этих данных определяют:

1. Процент брака

%брака =

2. Процент потерь от брака

%потерь от брака =