1.1 Производство услуг как объект статистического исследования
Для начала, необходимо сказать, что же такое объект статистического наблюдения. Согласно А.М. Илошеву, объектом статистического наблюдения является совокупность явлений, предметов и т.п., охватываемых наблюдением. Объектом может быть все население либо определенная его часть (женщины в детородном возрасте, пенсионеры, дети, трудоспособное население), организации и персонал фирмы, города и населенные пункты. Словом, объект наблюдения - это исследуемая статистическая совокупность. Общая теория статистики: учебное пособие/ А.М. Илышев, О.М. Шубат. - М.: КНОРУС, 2013.- 59стр.
Объект статистического исследования определяется целью его проведения. В данном случае объектом нашего наблюдения является рынок услуг, предметом - количественная характеристика его состояния, функционирования и результатов.
Под услугами принято понимать результат экономической деятельности, который не принимают материальной формы. Переход к международной методологии учета и статистики ликвидировал понятие «непроизводственная сфера», которое применяли к сфере услуг. Труд в сфере услуг призван производительным. Сама эта сфера - производственной, а результаты ее функционирования, учитываются в ВВП и в других показателях, результатов экономической деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой, в сфере услуг занято более 2/3 численности активного населения. ВВП США стоимость услуг составляет 75%, Англии-64%. В России на его долю приходится более 50%. http://referat911.ru/Statistika/socialnojekonomicheskaya-sushhnost-statistiki-rynka-uslug/138676-2098174-place1.html
Появление товара в форме услуги, вызвало к жизни формирование рынка услуг и поставило перед статистикой задачу характеристики его потенциала, функционирования и результатов, а также оценка влияния рынка услуг на экономику страны.
Специфика услуг как товара состоит в том, что услуги не накапливаются, не транспортируются, не существуют отдельно от производителя, т.е. они потребляются в момент их оказания; кроме того эффект от функционирования этого рынка проявляется не только в сфере услуг, но и за ее пределами, в сопряженных отраслях и сферах деятельности.
В связи с этим рыночная конъюнктура не испытывает давления товарных запасов: она определяется отношением спроса и предложения услуг. В свою очередь объем предложения зависит от экономического потенциала отраслей сферы услуг.
Рынок услуг представляет собой совокупность отношений (социально-экономических, материальных, финансовых), возникающих между производителями этих услуг -- продавцами и их потребителями (покупателями) в процессе купли-продажи услуг.
Рынок потребительских услуг предлагает к реализации потребительские услуги, выступающие на этом рынке как товар. В соответствии с международной методологией услуги, как и продукт, являются товаром, если они предназначены к реализации или реализованы по экономически значимым ценам, т.е. ценам, покрывающим издержки на их оказание и обеспечивающим прибыль производителю.
При исследовании рынка услуг необходимо различать рынок покупателя и рынок производителя. Рынок покупателя имеет место в том случае, когда предложение услуг превышает спрос на них. В качестве примера рынка покупателя можно привести рынок деятельности кинотеатров или рынок международных туристических услуг. Рынок покупателя характеризуется возможностью широкого выбора услуг для покупателя и обостренной конкуренцией между производителями услуг, Которая приводит либо к сокращению производства данного вида услуг (предложения), либо к снижению цен.
Рынок продавца (производителя) имеет место, если объем производимых услуг меньше потребности в них или если производитель занимает монопольное положение на рынке. В данном случае монополист получает возможность диктовать цены на оказываемые услуги. Такая ситуация приводит к нарушению действия рыночных механизмов. Ярким примером монополизма в области платных услуг является пассажирский железнодорожный транспорт и сеть метрополитенов в крупнейших городах России. Эти предприятия диктуют ценовую политику в области пассажирского транспорта.
Развитие практической деятельности по созданию услуг, предназначенных к реализации, и их реализация вызвали необходимость развития соответствующей подотрасли статистической науки и практики. Статистика -- один из важнейших инструментов экономического механизма управления потребительским рынком услуг. Она должна служить интересам успешного его функционирования; поиску выявления резервов и сбалансированности спроса и предложения; созданию условий социальной защиты населения.
В связи с этим одним из новых направлений развития отечественной статистической науки и практики является разработка методологии статистической оценки и анализа рынка потребительских услуг, ее апробация в процессе анализа его развития и эффективности функционирования.
Интересы экономического регулирования функционирования рынка услуг, в частности научно обоснованное воздействие на спрос и предложение; на уровень и динамику цен; оптимизацию материальных, финансовых и трудовых затрат на его функционирование требуют изучения и прогнозирования рыночных процессов.
Перед статистикой встают задачи характеристики уровня и динамики показателей социальных и экономических явлений, происходящих на рынке услуг; оценки тенденций его развития и факторов, определяющих это развитие; анализа динамики объема и структуры услуг; характеристики сегментации рынка по разным признакам; влияния на экономику страны и уровень жизни населения через удовлетворение потребностей в услугах.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы статистического изучения производства услуг
- 1.1 Производство услуг как объект статистического исследования
- 1.2 Основные классификации, применяемые для статистического изучения производства услуг
- 1.3 Система статистических показателей, применяемая для анализа производства услуг
- Глава 2. Статистическое изучение взаимосвязей показателей производства услуг и социально-экономического развития
- 2.1 Систематизация статистических данных о производстве услуг на основе метода группировок
- 2.2 Моделирование взаимосвязей показателей производства услуг и социально-экономического развития на основе метода корреляции и регрессии
- Глава3. Статистическое изучение динамики производства услуг
- 3.1 Расчет основных характеристик рядов динамики в изучении производства услуг
- 3.2 Выявление тенденции производства услуг на основе метода аналитического выравнивания и прогнозирования
- 4.3. Направления анализа показателей счета производства
- 3.1. Статистический анализ показателей динамики
- Глава 1. Система показателей и методов статистического исследования динамики производства и реализации молока
- 1. Статистические методы анализа динамики объема производства продукции и услуг………………………………………………………………4
- Статистические методы анализа динамики объема производства продукции и услуг на предприятии (фирме)
- 20.Анализ показателей объема производства и реализации товаров в динамике и структуре.
- Статистический анализ динамики финансовых показателей деятельности предприятия
- Статистические методы изучения динамики явлений
- Статистические методы анализа показателей государственного бюджета.