6. Организация работы негосударственных пенсионных фондов и их взаимодействия с Пенсионным фондом Российской Федерации
Программой пенсионной реформы в Российской Федерации предусматривается формирование системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения. Такая система должна опираться на развитие и повышение финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».
НПФ представляют собой своеобразную организационно-правовую форму некоммерческой организации пенсионного обеспечения, то есть обладают особой правоспособностью. Они создаются в том же порядке, что и другие некоммерческие организации, и приобретают права юридического лица со дня государственной регистрации.
Пенсионные Ф может осуществлять:
- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с указанным законом об обязательном пенсионном страховании и договорами об обязательном пенсионном страховании;
деятельность в качестве страховщика по профессиональному
пенсионному страхованию в соответствии с данным федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем;
деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения.
Деятельность НПФ строго регламентирована специальными страховыми правилами фонда. Под ними понимаются документы, определяющие порядок и условия исполнения НПФ обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании. Они непременно должны содержать положения об ответственности НПФ перед застрахованными лицами и условиях возникновения и прекращения обязательств фонда, а также подробное изложение всех положений, так или иначе касающихся пенсионных накоплений.
В целях обеспечения защиты прав участников обязательного пенсионного страхования совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) НПФ, внесенный в фонд денежными средствами, должен быть в размере не менее 3 миллионов рублей, а с 1 января 2005 г. -- не менее 30 миллионов рублей. У НПФ должен отсутствовать актуарный дефицит по результатам актуарного оценивания в течение последних двух лет его деятельности. На протяжении этого же периода НПФ обязаны не иметь фактов приостановления действия лицензии за последние два года деятельности. Взаимоотношения между НПФ и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица (или его правопреемников) оформляются в виде договора об обязательном пенсионном страховании.
Инвестирование пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию НПФ осуществляет исключительно через управляющие компании. С ними НПФ заключает договоры доверительного управления. Доверительное управление средствами пенсионных накоплений учреждается в интересах обеспечения права застрахованных лиц на получение накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Учет средств пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии ведется на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица.
В целях учета и обеспечения пенсионных прав застрахованных лиц, осуществляющих формирование своих пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии в НПФ, ПФР ведет единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.
Все НПФ, управляющие компании и специализированные депозитарии руководствуются в своей деятельности также нормами Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Таким образом, НПФ, получившие в установленном порядке право осуществлять обязательное пенсионное страхование, становятся субъектами обязательного пенсионного страхования, то есть страховщиками в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Значит, НПФ могут осуществлять формирование и инвестирование пенсионных накоплений на финансирование накопительной части трудовой пенсии и выплату указанной части трудовой пенсии всем застрахованным лицам в системе обязательного пенсионного страхования -- при условии, что эти лица сами выберут один из НПФ в качестве страховщика. На НПФ (как страховщика) возлагается обязанность осуществлять формирование накопительной части трудовой пенсии, а также назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу.
В ближайшие годы необходимо решить множество вопросов, касающихся НПФ, например, приведение в соответствие с гражданским законодательством правил наследования накопительной части трудовой пенсии умершего гражданина, установление пределов в распоряжении накапливаемых пенсионных средств и материальной ответственности НПФ за сохранность средств граждан.
- Введение
- Теоретическая часть
- 1. Общая характеристика органов пенсионного обеспечения
- 2. Организация работы Пенсионного фонда Российской Федерации
- 3. Организация работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации в субъектах Российской Федерации
- 4. Организация работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации в районах (городах)
- 5. Организация индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования
- 6. Организация работы негосударственных пенсионных фондов и их взаимодействия с Пенсионным фондом Российской Федерации
- Расчет и анализ показателей
- 1. Средние величины
- 2. Показатели вариации
- 3. Ряды динамики
- 4. Индексы
- 5. Специфические статистические показатели пенсионного обеспечения
- 6. Трендовый анализ
- 7. Группировка
- 8. Корреляционно-регрессионный анализ
- Заключение