Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

курсовая работа

1.3 Зарубежный опыт развития малого предпринимательства

Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целомМицкий А.И. Формирование и развитие института финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом / Мицкий А.И. // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - № 2. - С. 45-55. .

Малый бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии начали государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость.

Так, в США в 90-х годах небольшие фирмы производили более 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора.

В отдельных сферах экономики малые предприятия доминируют. Так, на их долю в оптовой торговле приходится - 86% валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания - 81%, в строительстве - 80%, в финансовой сфере - 60%, в розничной торговле - 55%, в обрабатывающей промышленности - 21% [9, С.25].

Согласно Закону США о мелком бизнесе (1953 г.,) малая фирма существует и действует независимо от других, предприятий, но не доминирует в своей области.

В Японии к малому бизнесу относят предприятия в промышленности с числом занятых не более 20 человек, в торговле в сфере услуг - не более 5 человек. Они представлены в основном фирмами вспомогательных производств, а также потребительской кооперации.

В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50% ВВП и обеспечивают 66% занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширение возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Число малых предприятий растет.

Но малые предприятия как возникают, так и распадаются. Например, в Германии в конце 90-х годов ХХ в. более 14 500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более пяти лет. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Часто малое предприятие выкупается более крупной фирмой или само становится таковой. Но количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что ведет к абсолютному увеличению числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.

Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.

Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:

кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;

кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;

кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии;

кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;

проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства.

Основными программами развития малого и среднего бизнеса в Германии являются следующие:

программа "Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса";

программа "Стимулирование сбережений для открытия своего дела".

Первая программа обеспечивает финансирования малого бизнеса Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых "start-up" проектов. Специальный государственный орган - Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству - призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения Мицкий А.И. Формирование и развитие института финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом / Мицкий А.И. // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - № 2. - С. 45-55. .

В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5-8%) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).

Отметим, что малый бизнес в Германии имеет свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма, с появлением первых крупных предпринимателей, начали создаваться торгово-промышленные палаты, которые явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами.

Ассоциация Германских торгово-промышленных палат объединяет собой все палаты и представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне. Основная задача этой ассоциации сотрудничество тесная работа с представителями торгово-промышленных палат стран Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение торгово-промышленных палат Европейского сообщества.

В настоящий момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально-экономические решения в области развития страны. Это целая инфраструктура, в которой участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат - оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии.

Китайское правительство уделяет большое значение развитию малого бизнеса в стране, поскольку именно этот сектор создает новые рабочие места, активно участвуя при этом в освоении инновационных технологий. Малый бизнес наиболее отвечает принятому в 2006 году тезису - "переориентировать ресурсоемкое производство в сторону высокотехнологичных решений".

Несмотря на это, малый бизнес Китая все равно нуждается в дополнительной поддержке государства, привлечении инвестиций, расширении программ кредитования малого бизнеса. Осознавая это, китайские власти пытаются всевозможными способами стимулировать экономический рост предприятий малого бизнеса, в частности совершенствуют правовое законодательство в области регулирования деятельности малого бизнеса и налогообложения малых предприятий. Основным из таких законов стал принятый в 2002 году "Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий", который предусматривает равные возможности предприятиям малого бизнеса относительно кредитования, инвестиций, модернизации производства, внедрения информационных и наукоемких технологий.

Как и в других странах, в Китае созданы и активно усовершенствуются государственные фонды содействия развитию малого и среднего бизнеса. Основная их роль и задача - это обеспечение гарантийных обязательств и залогового обеспечения предприятиям малого бизнеса для возможности получения банковских кредитов для бизнеса. Для этого Коммунистической партией Китая было разработано и утверждено специальное положение о создании "Государственного фонда развития малых и средних предприятий". Данный фонд финансировался исключительно из бюджета Китая и выступал в роли катализатора развития малых предприятий. Государственный фонд призван защитить и отстоять в борьбе с крупными компаниями интересы предприятий малого бизнеса во всех отраслях экономики, обеспечивая им налоговые льготы, финансирование, законную защиту своих доходов.

Китайские программы развития страны предусматривают довольно внушительный экономический рост и увеличение эффективности деятельности народного хозяйства именно за счет комплексного развития, в том числе малого и среднего бизнеса. В частности, утверждены программы, рассчитанные на полную модернизацию китайской экономики вплоть до 2020-2050 годов. Одной из таких программ является принятая в 2003 году программа социально-экономического развития страны до 2020 года, предусматривающая к 2050 году полную модернизацию всей отраслей экономики.

После 2003 года в КНР отмечен небывалый подъем развития малого бизнеса, улучшение рентабельности предприятий, увеличение налоговых поступлений в центральный бюджет. Этот скачок развития был обеспечен, прежде всего, увеличивающимся количеством малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Государственный комитет статистики КНР обнародовал следующие данные: в 2005 году в стране насчитывалось 3 млн. малых предприятий и почти 30 млн. индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предприятия малого бизнеса составили подавляющее большинство от общего количества предприятий в Китае. Становится понятно, почему малый бизнес считается в Китае ключевым сектором экономики. Именно на малый бизнес трудятся около 60% трудоспособного населения КНР.

Если дать качественную характеристику малого бизнеса Китая, то малый бизнес является научным двигателем страны, поскольку именно в этом секторе производится больше всего инновационной продукции, изобретений и технических новинок. Именно предприятия малого бизнеса составляют экспортную основу производимой в стране продукции, поставляя свои товары на мировой рынок.

Основным государственным органами поддержки малых предприятий в Китае выступает специализированное агентство - Китайский центр по координации и кооперации бизнеса. Основная задача данного центра - создание необходимой инфраструктуры для технологического сотрудничества между национальными и зарубежными организациями в сфере поддержки предпринимательства. По инициативе центра реализуется консультационная и информационная поддержка малого бизнеса, организуются торговые ярмарки, выставки в области разработки инновационной продукции, проводятся семинары, конференции по исследованию проблем малого бизнеса и реализации программ.

Еще один важный орган поддержки и развития малого бизнеса - это созданная в 2001 году государственная информационная служба CSMEO. Этот координационный центр, в основном через свой сайт в Интернете, оказывает услуги по информационному обслуживанию населения и организаций в вопросах деятельности малых и средних предприятий. Сеть CSMEO, охватывающая все регионы и города КНР, своевременно информирует о состоянии рынка труда, об изменениях действующего законодательства, о последних научно-технических достижениях и технологических новинках, о состоянии и развитии предприятий малого и среднего бизнеса. Помимо этого информационная служба инициирует проведение ярмарок, различных совещаний между предприятиями и представителями власти, обеспечивает консультативную поддержку предприятиям.

В Италии мелкие и средние фирмы, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.

Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном комплексе, подрядных работах, в издательском деле, авиа - и судостроении.

В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Компании с числом занятых менее 10 человек составляют здесь 70% всех промышленных компаний, а фирмы с числом занятых 500 человек - лишь 0,4%.

Следует отметить, что во всех этих странах идет активная поддержка малого бизнеса. Вся Европа и, в особенности, страны с переходной экономикой (Восточная Европа) сделали акцент на расширение своего участия в государственной поддержке малого предпринимательства.

В странах ОЭСР (Организациях Экономического Сотрудничества и Развития) 99% всех фирм - это малые предприятия, которые являются источником рабочих мест (от 40% до 80% занятости) и обеспечивают 30-70% ВВП. Из 1552 программ государственной поддержки (за период с 1993 - 1998 гг.) 359 были направлены на поддержку малого и среднего бизнеса. В 12 странах Европейского союза насчитывается 15,8 млн. несельскохозяйственных частных предприятий. Из них 14,7 млн. были микропредприятиями, почти 1 млн. малыми, примерно 70000 насчитывали от 100 до 500 сотрудников и лишь 13000 имели свыше 500 работников. На долю микропредприятий приходилось 31,8% от общего числа занятых вне сельскохозяйственного сектора, малых - 24,9% и средних 15,1%.

Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на изменения в экономике. Мелкие предприятия стали индикатором общего состояния дел в экономике. Они наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях. Волна разорений или образования новых компаний начинается в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности. В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы как правило не имеют такой возможности. Это вынуждает интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Развитие малых предприятий при преодолении кризиса служит важным средством оздоровления экономики.

Делись добром ;)