logo
Тенденции и формирование экономики знаний

Заключение

Чтобы Россия могла сделать экономику конкурентоспособной, предстоит перестроить отсталую систему управления в ключевых отраслях, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Например, машиностроение во всем мире претерпевает глубокие изменения, связанные прежде всего с ускорением обновления продукции и соответствующей перестройкой информационных систем, обеспечивающих управление этим процессом. Речь прежде всего идет о технологиях, которые дают возможность кардинально сократить сроки создания и вывода на рынок новых изделий, а также значительно улучшить их логистику. Если машиностроительное предприятие не внедрило такого рода систему, оно не только неизбежно проигрывает по технико-экономическим показателям, но и оказывается неспособным разговаривать на одном языке с передовыми предприятиями-смежниками.

Решить эту задачу можно лишь путем повышения качества знаний, которые преподаются в высшей школе, убеждена ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, доктор социологических наук С. Кирдина. При этом важно, чтобы молодые специалисты, получившие дипломы в российских вузах, оставались работать в своей стране. К сожалению, не будучи востребованными они часто устраиваются на работу не по специальности или уезжают за рубеж. В частности, Государственный университет - Высшая школа экономики фактически превратилась в механизм перетока кадров для зарубежья.

Возникает вопрос о том, как ликвидировать существующее отставание России и, тем самым, скорее обеспечить ее несырьевое будущее. Из трех возможных путей самый проблематичный -- это увеличение финансирования высшего образования. С одной стороны, это действительно крайне необходимо, поскольку даже многие лучшие российские вузы имеют бюджет в два-три раза ниже, чем средние университеты в зарубежных индустриально развитых странах. Но с другой стороны, внутри страны сложились значительные диспропорции в качестве образовательных услуг. Как отмечалось на заседании президентского Совета по науке, технологиям и образованию в октябре 2005 г., только около 150 российских вузов дают действительно качественное образование [6]. К тому же в ближайшие годы Россию ждет серьезный демографический кризис, связанный со снижением рождаемости на рубеже 90-х годов. Поэтому в данном случае более оправдано совершенствование сложившейся системы высшего образования, концентрация ресурсов в ведущих инновационных вузах, обеспечивающих подготовку необходимых для экономики знаний специалистов.

Другой резерв -- это повышение синхронно со странами ЕС национальных расходов на НИОКР до 3% ВВП. Сделать это сегодня можно только за счет активизации инновационной активности промышленных предприятий, а для этого необходим целый комплекс дополнительных мер государственного стимулирования [7]. Но даже в случае успешного решения этой задачи Россия вряд ли сможет приблизиться по показателю инвестиций в развитие экономики знаний к уровню Японии и США, достигнутому ими к 2002 г.

Сегодня наиболее перспективный путь -- это, вероятно, всемерная поддержка развития ИКТ, в том числе производства программного обеспечения. В России для этого существуют все необходимые предпосылки. Отрасль ИКТ является в последние пять лет одной из самых успешных и быстроразвивающихся. Ее доля, по официальным данным, достигла в том же 2005 г. 5% ВВП, а экспорт программного обеспечения вырос только за один год на 50% -- до 994 млн долларов США [8]. Однако и здесь скрыто еще немало резервов для дальнейшего роста.

Список используемой литературы

1) Наука России в цифрах: 2006. Стат. сб. М.: ЦИСН, 2006.

2) Вильгельм Е. Управление знаниями как инструмент развития современной компании// Системное управление. - 2009. - №1(5).

3) Дагаев А. Экономика знаний в информационной обществе //Информационное общество. - 2008. - № 5-6. - С. 40-42.

4) Сергеев В.М. Экономика знаний. Роль образования и науки в современном мире// Выступление на семинаре Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. 9 сентября 2002 года.- http://www.igpi.ru/center/seminars/party_6-09_02/party_6-09_02-sergeev.html

5) Макаров, В.Л. Микроэкономика знаний // В.Л. Макаров, Г.Б. Клейнер. - М.: Экономика, 2007.

6) Арыстанбекова А. Экономика, основанная на знаниях // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 6. - С.30-33.

7) Дагаев А.А. Экономика знаний в информационном обществе // Информ. общество. - 2008. - N 5-6. - С.40-42.

8) Доничев О. Экономика знаний: новый тип воспроизводства / О.Доничев, С.Грачев // Пробл. теории и практики управл. - 2010. - N 11. - С.20-27.

9) Клейнер Г.Б. Становление общества знаний в России: социально-экономичепские аспекты // Общественные науки и современность. - 2005. - N 3. - 56-69.

10) Макаров В.Л. Как нам построить экономику знаний? // Ученый совет. - 2010. - N 1. - С.43-47.

11) Миндели Л.Э. Концептуальные аспекты формирования экономики знаний / Л.Э.Миндели, Л.К.Пипия // Пробл. прогнозирования. - 2007. - N 3. - С.115-136.

Размещено на Allbest