logo
Теневая экономика

2.1 Причины возникновения теневой экономики

Значительная часть предприятий находится в плохом экономическом, финансовом положении. И вина здесь не государства, не милиции или еще кого-то. Просто многие собственники оказались плохими хозяйственниками и могут выжить только в том случае, если не платят налоги и скрывают деньги. Что касается других проблем, то это, безусловно, коррупция. Для широкого круга руководителей предприятий существует необходимость "проплачивать" те или иные операции, если они имеют дело с государственными органами, например, получение земли для застройки и т. д. Это очень высокий барьер для нашего бизнеса, и он с каждым годом становится все выше. Есть и другие причины, которые питают теневую экономику. И должен сказать, что все они устранимы. Надо иметь терпение и понимать природу бизнеса. Он не приемлет слишком резких действий, особенно когда речь идет о защите прав собственности. Значительная часть теневой экономики - это способы защиты собственности. Можно сколько угодно спорить о том, насколько легально приобретена сама собственность, но если вы хотите, чтобы у вас была нормально, эффективно работающая рыночная экономика, то вы обязаны обеспечить очень хорошую защиту прав собственности и выполнение контрактов. Иначе в рыночной экономике всегда будут возникать нарывы, злокачественные образования, которые могут препятствовать ее развитию. А теневая экономика - это, может быть, одна из самых больших таких опухолей.

Причины и факторы, влияющие на развитие теневой экономики, ясно видны на примере такой её органической части, как рынок труда. Дело в том, что из всех видов и форм теневой экономики именно этот рынок больше всего переплетается с официальным рынком. В теневом рынке труда можно выделить три основные части: 1) занятые одновременно и в открытой, и в теневой экономике (вторая работа после или параллельно с основной); 2) занятые только в теневой экономике, то есть не регистрируемые работники; 3) нелегальные иммигранты, которые не имеют право работать официально и у которых нет выбора. Частичная теневая занятость (наряду с основной официальной) очень велика в Германии, Австрии, Италии.

Теневой рынок всегда существовал в странах с малоразвитой рыночной экономикой. Но его рост в развитых и благополучных европейских странах ставит вопрос о причинах этого явления. Путём опросов предпринимателей и служащих были выделены основные причины, которые толкают людей в теневой сектор. Одна их них - усложняющиеся отношения между государственными административными органами и предпринимателями, которые недовольны неоправданными затратами времени на оформление этих отношений, регулируемых и контролируемых законодательством, громоздкость которого ещё больше увеличивается подзаконными актами. В результате издержки официального, юридически оформленного найма существенно выросли. Главное место среди этих издержек, которые приходится нести и предприятиям, и отдельным лицам, занимают налоги и официальные взносы. В ряде стран ОЭСР, особенно европейских, эти издержки могут превысить реально получаемое вознаграждение за труд (после вычета всех налогов).

Это подтверждается данными о резко выросшей доле всех собираемых налогов в ВВП, превышающей в некоторых странах 45% (Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия, Франция, Люксембург). Рост происходит в основном за счет налога на добавленную стоимость (НДС) и взносов в фонд социального страхования. В Италии и Бельгии общая сумма всех налогов, уплачиваемая средним получателем дохода, включая налоги на продажу, подоходный налог и социальные взносы, доходит до 70% всего заработка (в США налоговое бремя среднего американца всего 41%).

За последнюю четверть XX в. Теневой рынок труда в большинстве развитых стран значительно вырос (в целом ЕС и ОЭСР более чем удвоился). Его доля по отношению ко всей рабочей силе за этот период повысилась с 8-12% до 22% в Германии, с 8 до 15% в Дании, с 6 до 12% во Франции. К концу XX в. В теневой экономике было занято не меньше 20 млн. в ЕС и около 35 млн. во всех странах ОЭСР [12].

Западная экономическая теория, исходя из общего постулата о стремлении экономического субъекта к максимизации дохода и минимизации издержек, чаще всего объясняет рост теневой экономики стремлением избежать уплаты налогов, поскольку они одновременно увеличивают издержки и уменьшают доход. Некоторые налоги в последнее время постоянно росли, особенно НДС и социальный, стимулируя уход в тень.

Увеличение масштабов теневой экономики в целом и по линии труда связано также с действием ряда факторов, ограничивающих возможность максимизации доходов в рамках открытой экономики. Здесь прежде всего назовем тенденцию к сокращению рабочего дня и рост безработицы (включая скрытую в виде работы в течении части рабочего дня). В странах с рыночной экономикой выявляется четкая корреляция между высокими социальными налогами, высоким уровнем безработицы и значительными размерами теневого рынка труда.

Другими ограничителями на пути максимизации доход могут стать официальные и неофициальные запреты на работу для отдельных категорий рабочей силы (например, отсутствие гражданства, нежелание нанимать инвалидов, запрет на детский труд и т.п.) [10].

Общие выводы исследования о связи между налоговой системой и теневым сектором довольно противоречивы. Следует конкретизировать, какие именно стороны стимулируют теневую деятельность. В этом отношении практический опыт налоговых реформ в отдельных странах и новые исследования, выявившие роль отдельных элементов налогообложения, опровергли общепринятые взгляды.

Было также выявлено, что высокий уровень налоговых ставок сам по себе не является решающим фактором в росте теневой экономике. Гораздо большее значение имеют жесткость государственного контроля и сложность налоговой системы. Для ограничения теневого сектора государственная политика должна ориентироваться скорее на твердое и последовательное проведение в жизнь принятых законов, а не на детализацию и усложнение налоговых законов и инструкций. В странах с жесткой налогово-полицейской службой (например, в США) ужесточение наказаний и аудит могут способствовать некоторому уменьшению теневой экономики.

Очевидно, что отрицать важность налогов и взносов в фонд социального страхования как стимулов роста теневой экономики не приходится. Согласно некоторым подсчетам, например по США, увеличение федерального предельного подоходного налога на 1% при прочих равных условиях вызовет рост теневой экономики на 1.4%. С другой стороны, даже серьёзные реформы со значительным снижением налогов, которые проводились рядом стран ради уменьшения теневого сектора, не давали ожидаемых результатов. В лучшем случае удавалось стабилизировать размер теневого сектора или сдержать его рост.

Проводились также исследования с целью ранжирования основных налоговых факторов, влияющих на размер теневого рынка труда и теневой экономики. Исследования по Австрии, Дании, Норвегии и Швеции показали, что в стимулировании их роста первое место занимает налоговое бремя, затем следуют интенсивность государственного контроля и сложность налоговой системы.

Сейчас делают попытки выявить, есть ли другие мотивы для теневой деятельности, помимо заработка и уклонения от налогов. Наиболее трудны для изучения сами причины налогового уклонения и налогового послушания.

В целом высокая доля теневого сектора и теневого рынка труда в развивающихся странах проистекает от слабости государственной системы и государственного аппарата. Она сочетается, а возможно, и вызывается “набором всех минусов”: завышенным прямым налоговым бременем, высокой степенью налогового произвола и государственного давления, слабым проведением в жизнь налоговых законов, а также широко распространенной коррупцией.

Коррупция как существенный фактор роста теневого сектора в последние два десятилетия XX в., особенно в развивающихся и некоторых переходных экономиках, уже давно отмечалось различными исследователями. Однако внимание мирового сообщества

К этой проблеме было усилено признанием ее выходящей за национальные пределы и являющейся одним из самых отрицательных последствий глобализации экономики.

Есть два различных объяснения высокой взаимозависимости между теневой экономикой и коррупцией: 1) теневая экономика является попыткой устраниться от коррупции - предприниматель уходит в подполье, что бы не платить взяток; 2) коррупция порождает дополнительный рост теневой экономики. По некоторым подсчетам увеличение индекса коррупции на один пункт приводит к росту теневой экономики на 7.6 %. Это не согласуется с концепцией теневой экономики как способа обойти коррупцию, но подтверждает концепцию теневой экономики как порождения коррупции [14].

В различных подходах к изучению теневой экономики исследователи называют многообразные факторы, способствующие появлению теневой экономики. Но традиционно к основным ученые относят следующие;

1)высокий уровень налогообложения. Данный фактор считается одним из самых значимых, стимулирующих рост и активизацию теневой экономики. Он оказывает своё воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране имеет свои особенности. Например, в США особое влияние на развитие теневого сектора оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость. В Европе налоговая нагрузка сейчас постоянно растёт: отчисления из заработной платы, составлявшие в начале 70-х годов 27%, сегодня преодолели отметку в 42%. В Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе (72-78%). В этих же странах наиболее развитый теневой сектор. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени - США и Швейцария (41,4% и 39,7% соответственно) имеют относительно небольшой теневой сектор. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимула для дальнейшей активной деятельности. По оценкам западных экспертов, из-за прямых и косвенных налогов 55% всех предприятий переходят в теневой сектор.

2) завышенная регламентация экономики. Этот фактор проявляется, в основном, в следующих действиях государства: запрет на обращение каких-либо товаров или услуг; административное вмешательство в процесс ценообразования; чрезмерная власть бюрократии. Результатом этого является рост теневой экономики. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные ограничения.

3)значительные масштабы госсектора в экономике. Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождают отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме и прямых и косвенных дотаций, субсидий, льготных кредитов среди государственных предприятий.

4) экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики. Уход экономики в “тень” является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в её теневом секторе может иметь множество преимуществ. С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной их них и является теневой сектор.

5) незащищённость прав собственности порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственника могут быть нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантирует их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.

6) неблагоприятный социальный фон. Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т.д. являются прекрасной “питательной средой” для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждений и т.д. Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованы в том, чтобы теневой бизнес “хозяина” оставался таковым; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т.д.

7) политическая нестабильность. Этот фактор так же, как и “незащищённость прав собственности”, стимулирует и развивает психологию временщика. Если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает.

8)Макроэкономическая безопасность. Фактор наиболее существенный. Теневая экономика, проникшая во все поры экономического организма, усиленно разлагает и подрывает его. От этого экономика становится рыхлой и небезопасной. Из этого вытекает следующий фактор.

9) национальная безопасность. При слабой экономической безопасности не может быть сильной национальной безопасности. Объективной причиной роста теневой экономики является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной [14].

Теневая экономика напрямую связана с уклонением от уплаты налогов, которое стало характерным для многих российских предпринимателей. Пытаясь избежать дополнительного налогового бремени, растущего в связи с увеличением потребности государства в финансовых ресурсах, хозяйствующие субъекты (как юридические, так и физические лица) применяют разнообразные способы и схемы уклонения от налогообложения. Их анализ позволил автору сделать вывод о том, что известные в настоящее время виды и способы уклонения от налогообложения являются одновременно видами и способами сокрытия (теневизации) деятельности.

Среди физических лиц домашних хозяйств уклонение от налогов часто не является сознательной целью в их теневой деятельности, особенно когда большая часть продукции производится для себя. При опросах выяснилось, что не последнюю роль в уклонении от налогов в развитых странах играют представления о налоговой справедливости, а также традиционная степень законопослушности.

По способу уклонения от налогов характер теневой экономики разнится и по типам стран, и по отдельным странам. В частности, для развивающихся стран более характерно полное сокрытие доходов и неуплата налогов, а для развитых - частичное уклонение от них с использованием лазеек и упущений в законе.

Способы частичного сокрытия деятельности и уклонения от уплаты налогов делятся на способы искажения объекта налогообложения и налоговое мошенничество.

Искажение объекта налогообложения направлено на уменьшение налогооблагаемых баз по соответствующему налогу. По этому принципу Нестерова Н.В. выделяет «зарплатные схемы», способы завышения себестоимости, способы сокрытия объемов производства и реализации продукции, работ услуг. По нашему мнению, объемы искажения налоговых баз одновременно являются характеристиками теневой экономики: теневая заработная плата; теневая занятость, скрытый (теневой) объем производства, скрытое использование производственных фондов и т.д.

«Зарплатные схемы» направлены на снижение налоговых и социальных отчислений путем сокрытия действительного фонда оплаты труда. Сюда относится выплата зарплаты в «конвертах», занижение и сокрытие численности работников. По итогам контрольной работы ФНС в 2007 году выявлено более 400 тыс. налогоплательщиков или 17% от числа представляющих отчетность, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по отрасли, что, скорее всего, свидетельствует о сокрытии реально выплачиваемой заработной платы. Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы, -- оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства. Процент сокрытия фонда оплаты труда на предприятиях достигает 57-61% . Выплата «серой» зарплаты приводит к существенным негативным социальным последствиям: уменьшение размера будущих пенсий, налоговых вычетов по произведенным расходам на образование и лечение, снижение возможности получения потребительского кредита, и т.д. [18]

Способы увеличения себестоимости формируют занижение (сокрытие) объема валового дохода предприятия. Наряду с неправомерным применением налоговых льгот особое место здесь занимают фиктивные операции; отражение фиктивных затрат; завышение стоимости приобретенного сырья, услуг, топлива, относимой на издержки производства и обращения; отражение затрат, произведенных в другом налоговом периоде; отнесение к издержкам затрат в размерах, превышающих установленные законодательством. Данные схемы в основном применяются для минимизации налога на прибыль и НДС.

Сокрытие выручки (полное или частичное) производится посредством очень широкого ряда способов: неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета; осуществление сделок без документального оформления; неотражение результатов хозяйственных операций; неоприходование товарно-материальных ценностей и денежной выручки; использование не фиксируемых в бухгалтерском учете операций с рублевой и валютной наличностью («черный нал»); занижение объема реализованной продукции (работ, услуг), размеров доходов.

Зачастую применение способов сокрытия выручки и завышения себестоимости приводит к убыточности предприятий. Отражение убытка в финансовой отчетности в течение нескольких налоговых периодов -- это наиболее вероятный признак неполного либо искаженного отражения в отчетности результатов хозяйственной деятельности. Это предположение подтверждается контрольными мероприятиями налоговых органов: за 9 месяцев 2007 года сумма убытка, уменьшенного в целях налогообложения, составила 61 млрд. руб., а доначисления по налогу на прибыль -- 95,9 млрд. руб [8].

О масштабности применения схем сокрытия деятельности либо искажения ее результатов свидетельствует тот факт, что в 1 полугодии 2007 года 20% организаций работали с убытками. С учетом организаций, декларирующих нулевые результаты финансово-хозяйственной деятельности, этот показатель равен 42%. Другими словами, около половины организаций в России не платят налог на прибыль, что в экономических интересах страны недопустимо. Причем основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, - оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства, то есть те же отрасли, в которых высока доля скрытой оплаты труда. На наш взгляд, это закономерно, так как теневизация деятельности влияет на все экономические показатели работы предприятия.

В отдельную категорию выделены экономические преступления, классифицированные как налоговое мошенничество. Практически во всех странах, где установлена юридическая ответственность за уклонение от уплаты налогов, налоговое мошенничество признается одним из наиболее тяжких, и в подавляющем большинстве стран влечет уголовное наказание. Налоговое мошенничество определяется фактом сокрытия налогооблагаемых баз через подделку, фальсификацию или намеренного искажения документов. Здесь используются незаконные схемы возмещения НДС по экспортным операциям, незаконный вывоз капитала, незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, применение схем «обналичивания - обезналичивания средств».

Предложенная автором классификация способов сокрытия (теневизации) деятельности и их дальнейшая детализация позволяет проводить оценку теневой экономики на микроуровне на основе экономических показателей, отраженных в отчетных документах хозяйствующего субъекта. Данная классификация была использована автором при разработке методики оценки теневой экономики региона на основе методов оценки его налогового потенциала. Результаты использования методики позволили оценить теневой оборот лесной отрасли Красноярского края в размере 22% от валового отраслевого продукта, а налоговые потери - в размере 35% от общей суммы поступлений налоговых и других обязательных платежей по отрасли. Предложенная классификация позволяет более глубоко понять способы теневизации экономики ее субъектами и определить направления разработки мероприятий по сокращению уровня теневой экономики, в том числе в области налоговой политики и развития предпринимательства [8].

Группирование видов теневой экономики осложняется существованием различных методов ей измерения, которые подчас дают различные результаты. Все эти методы из-за отсутствия какой-либо официальной статистики весьма приблизительны и условны.