Теневая экономика причины возникновения, принципы функционирования

курсовая работа

1.2 Факторы, обуславливающие развитие теневой экономики

теневой экономика бизнес денежный

Теневая экономика является исключительно опасной «болезнью» российского общества, поскольку масштабы ее развития все более охватывают все сферы его экономической и социальной жизни.

Негативным последствиям, порождаемым теневой экономикой, способствуют множество факторов.

Для выяснения факторов, обусловливающих развитие теневой экономики, обратимся прежде всего к опыту западных стран.

В 60-е годы теневая экономика имела наибольший вес в США (6,4% ВВП), Нидерландах (5,6%), Франции (5%), Италии (4,4%) и ФРГ (4,6%), а наименьший - в Японии, Ирландии и Швейцарии (1-2%). С начала 80-х годов ситуация изменилась. В числе лидирующих стран находятся Швеция (13,2%), Бельгия (12,1%), Дания (11,8%), Италия (11,4%), Канада и Англия (8 - 9%).

По мнению специалистов Института немецкой экономики, масштабы теневой экономики в ФРГ не превышают 5,5% ВВП. Однако ученые Кильского Института мирового хозяйства трактуют эту цифру как нижнюю границу «затенения», оценивая верхнюю в 10%.

Как правило, западные исследователи выделяют следующие факторы, определяющие масштабы и динамику теневой экономики: 1) тяжесть налогообложения; 2) размеры получаемого на душу населения дохода; 3) продолжительность рабочего времени; 4) масштабы безработицы; 5) роль государственного сектора. С учетом этих факторов ведущие западные страны разбиты на три группы.

В первой группе (10 стран) масштабы теневой деятельности являются наибольшими, а в третьей (две страны) - минимальным (она практически отсутствует). При этом наименьшее влияние на теневую экономику оказывает размер доходов. Это закономерно, поскольку в экономически развитых странах высокий уровень доходов основной массы населения обеспечивается независимо от теневой деятельности.

Вместе с тем из 11 стран, имеющих относительно низкий уровень дохода, шесть (Бельгия, Нидерланды, Норвегия, Италия, Финляндия и Ирландия) характеризуются наибольшим удельным весом теневой экономики. В первой группе преобладают страны (7 из 10) с наименьшей продолжительностью рабочей недели (не более 41 часа). Здесь работники располагают большим объемом свободного времени, а значит, имеют больше возможностей для побочных занятий. Лишь три страны (Канада, Австрия и Япония) с относительно короткой рабочей неделей не попали в данную группу.

В начале 80-х годов в большинстве из рассматриваемых стран уровень безработицы был относительно невысоким (в 13 странах - менее 4%) и не оказывал существенного влияния на распространение теневой деятельности. При этом показательно, что из четырех стран с наибольшей безработицей (свыше 5%) только одна Канада не попала в десятку лидеров теневой экономики. И только в трех странах из этой десятки безработица оставалась ниже 3%.

Существенным фактором теневой экономики являются масштабы государственного сектора и государственного регулирования важнейших параметров хозяйственной деятельности. Государство способно активно выталкивать предпринимателей в «тень», в связи с чем из стран первой группы только в Нидерландах, Италии и ФРГ удельный вес госпредприятий (по занятости) не превышает 15%.

Многие западные специалисты считают основной и даже единственной причиной развития теневой экономики чрезмерный налоговый прессинг. Показательно, что среди лидеров теневой экономики лишь США имели уровень налогообложения ниже 33%, и только три страны с более высоким уровнем (Англия, Франция и Австрия) не попали в это число. Поэтому уровень налогов и социальных отчислений в размере, превышающем 33% ВВП, можно считать критическим в плане провоцирования роста теневой экономики.

Следовательно, распространенность теневой экономической деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений. По нашему мнению, этот вывод в равной степени является справедливым для всех стран, в том числе для России. В данной связи представляются интересными умозаключения перуанского ученого Эрнандо де Сото, особенно если учесть, что по масштабам и темпам развития теневого сектора Россия становится сопоставимой со странами Латинской Америки. Суть их сводится к следующему:

1. «Внелегальная» экономика есть стихийная реакция населения на неспособность государства удовлетворять его основные потребности.

2. «Черный» рынок есть реакция трудящихся масс на общественную систему, которая ставит их в положение жертв своего рода правового и экономического апартеида. Система изобретает законы, делающие неосуществимым естественное стремление народа иметь работу и крышу над головой. В результате массы отвергают закон, выходят на улицы, чтобы продать то, что могут, заводят собственные магазины и строят дома на склонах холмов или на свободных клочках земли. Там, где нет работы, они изобретают работу, обучаясь делам, о которых большинство до той поры не имело и понятия.

3. Вовлеченные в теневую деятельность слои общества живут более благополучно, когда нарушают закон, чем когда уважают его. Незаконная деятельность процветает, если правовые ограничения превышают социально приемлемый уровень, если закон не признает ожиданий и выбора тех, кто не имеет доступа к нему, и при этом государство не обладает достаточной силой принуждения.

4. Личности сами по себе - не «тени», теневыми являются их действия и деятельность. Те, кто действует нелегальным образом, не составляют детерминированный или статичный сектор общества. Крайне редко теневая деятельность нарушает все законы, в большинстве случаев нарушаются лишь отдельные их положения.

5. Обратившись к причинам явления, можно определить теневую экономику как прибежище для тех, для кого издержки соблюдения существующих законов при ведении обычной хозяйственной деятельности превышают выгоды от достижения своих целей. Это понятие характеризует прежде всего институциональные рамки, которые определяют границы в нелегальной экономической деятельности.

Речь идет, по сути, о том, что в условиях, когда в теневой сфере начинает преобладать заведомо преступная деятельность (производство и торговля оружием и наркотиками, бандитизм и т.п.), экономическое содержание этой сферы кардинально меняется. Данный вывод вполне применим к российскому теневому сектору, масштабы распространения которого были обусловлены адекватным развитием дестимулирующего экономического механизма.

По нашему мнению, такой механизм сложился в ходе реализации модели экономического реформирования в России, включающей: а) массовую форсированную приватизацию; б) одномоментную либерализацию цен; в) стихийное «открытие» экономики внешнему миру; г) деструктивную денежно-кредитную политику; д) жесткий налоговый прессинг отечественных товаропроизводителей.

В основу дестимулирующего механизма изначально была заложена масштабная приватизационная модель, которая обернулась закрытием предприятий и массовыми банкротствами. Сегодня в федеральной собственности находится лишь треть предприятий страны (15 тыс. унитарных предприятий, около 30 тыс. учреждений, свыше 5 тыс. акционерных обществ). Однако эффективность управления госсобственностью остается исключительно низкой.

По данным МВД России, с начала приватизации в этой сфере было выявлено более 50 тыс. экономических преступлений. С развитием теневого сектора экономики госсобственность продавалась за бесценок. Так, Подольский завод цветных металлов был продан за 1 млн. 604 тыс. долл. США, Калужский турбинный завод - за 1 млн. 554 тыс., Череповецкий сталепрокатный - за 1 млн. 453 тыс. долл. США. Гигант отечественной индустрии «Уралмаш» (34 тыс. рабочих) был продан за 3,72 млн. долл., Челябинский металлургический комбинат (35 тыс. рабочих) - за 3,73 млн. долл., Ковровский механический завод, обеспечивающий оружием всю армию, МВД России и спецслужбы (10,5 тыс. рабочих), продан за 2,7 млн. долл., Челябинский тракторный завод (54,3 тыс. рабочих) продан за 2,2 млн. долл. Для сравнения: средняя пекарня в Европе стоит около 2 млн. долл., средний колбасный завод швейцарского производства - 3,5 млн. долл., цех по разделке леса и выпуску «вагонки» - 4,5 млн. долл. США. После первого этапа приватизации собственниками, реально управляющими имуществом, оказались теневые структуры, часть номенклатуры и директорского корпуса. Если бы приватизации не предшествовала «шоковая терапия», после которой большинство населения лишилось накоплений, спектр национальной базы легальных российских собственников оказался бы существенно шире.

Необходимо наметить комплекс мер по управлению госимуществом и государственными пакетами акций в акционерных обществах и частных фирмах, возложив ответственность за эффективную деятельность государства на соответствующие министерства, ведомства, комитеты и службы, в связи с чем уточнить их функции и расширить права. Для государственных предприятий следует создать специальный механизм управления, включающий четкое планирование, действенный контроль и эффективный менеджмент.

На наш взгляд, следует произвести инвентаризацию основных фондов на территории России независимо от форм собственности, привлечь для этой цели органы государственной статистики, заинтересованных министерств и ведомств, федеральных и региональных служб. При этом особое внимание уделить инвентаризации объектов, приобретенных иностранными фирмами и частными лицами с участием иностранного капитала. Представляется, что эти меры позволят противостоять развитию теневого сектора в сфере приватизации государственного имущества.

Важнейшим фактором развития теневой экономики явилась также ценовая либерализация, когда примерно 80% всех цен на российском хозяйственном пространстве единовременно стали «свободными». К примеру, в ФРГ к началу 70-х годов не менее 30% основных цен регулировались государством. Последующий многократный ценовой «скачок» обусловил широкомасштабный кризис неплатежей, ускоренный спад производства (в 1992 г. он достиг 20%), дальнейшее снижение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, резкое снижение жизненного уровня населения. Для сравнения: в 1985 г. годовой доход на душу населения России составлял 5300 долл. США. По этому показателю страна занимала 13-е место в мире. Однако уже в 1995 г. этот показатель составил 2200 долл., и, соответственно, Россия опустилась на 97-е место в мире. Другие показатели аналогичны. В таких условиях «одномоментное» открытие российской экономики для внешних стран, неоправданная либерализация системы внешнеэкономических связей нанесли серьезный ущерб отечественному производству и стимулировали рост теневого сектора. К примеру, до начала рыночных «реформ» производство и реализация алкогольной продукции давали почти треть всех поступлений в госбюджет. Однако в 1992 г. государство добровольно рассталось с монополией на алкоголь и табак. В спиртовой и ликерно-водочной промышленности оно еще сохранило за собой от 20 до 50% акций. А производство пива и сигарет полностью перешло в частный сектор.

Сегодня 80% табачной промышленности и 60% пивоваренных заводов уже принадлежат иностранным компаниям. В стране нелегально производится около 50% водки. Доходы теневых структур от реализации «левого» спиртного составляют около 20 млрд. руб. в год. Приблизительно такая же сумма была заложена в бюджете 2001 г. на поддержку всего сельского хозяйства и рыболовства в России.

Еще одним фактором, стимулирующим развитие теневой экономики, является действующая система налогообложения. Отметим только, что по мере постепенного уменьшения легального сектора хозяйствования, являющегося главным «донором» бюджета, стремление к ужесточению налогового прессинга возрастает. Тем самым воспроизводится порочный механизм: «рост теневого сектора - сокращение сферы легальной экономической деятельности - необходимость увеличения налогов на легальное производство - рост теневого сектора». Устранить его возможно в том числе путем снижения налогов. По некоторым данным, уже сегодня 52% зарегистрированных в России юридических лиц не представляют налоговую отчетность или представляют нулевые бухгалтерские балансы.

К числу факторов, определяющих масштабы и динамику теневой экономики, относятся дестабилизация материального положения основной массы населения и резкое ухудшение условий его жизнедеятельности. При этом падение уровня жизни является не только фактором, но и следствием развития теневого сектора.

Все более серьезным фактором развития теневой экономики становится безработица

По оценкам Минтруда России, в начале 2008 г. в стране насчитывалось 2,5 млн. безработных граждан, что составляет 4,5% экономически активного населения. Однако в России лишь 1 млн. 750 тыс. официально зарегистрированных безработных. Таким образом, к услугам государственной службы занятости прибегает лишь один человек из каждых пяти потерявших работу. Скрытая безработица, таким образом, составляет около 7 - 8 млн. чел., тогда как по официальным данным - 4-5 млн.

Длительность безработицы в среднем по России составляет 7,5 месяца. Характерной особенностью безработицы в России является то, что она значительно ниже, чем следовало ожидать исходя из темпов общего спада производства в стране. Такое несоответствие во многом связано с наличием скрытого от официальной статистики теневого сектора. Согласно имеющимся данным, до 80% скрытых безработных имеют теневые источники доходов. Оборотная сторона скрытой безработицы - скрытая занятость.

Принятые федеральные законы не позволяют эффективно бороться с безработицей и ее последствиями. В этой ситуации в рамках государственной программы занятости населения целесообразно усилить акцент на укрепление служб занятости, переподготовку незанятых граждан, финансирование создания новых рабочих мест (особенно учитывая предстоящее реформирование армии и других силовых структур).

Однако Правительство Российской Федерации за последние 10 лет решило отказаться от подготовки федеральной целевой программы по содействию занятости, стремясь переложить решение этих проблем на регионы.

К другим факторам, стимулирующим теневую экономику, относятся:

- коррумпированность контролирующих и правоохранительных органов;

- неэффективность деятельности контролирующих и правоохранительных органов в связи с ресурсными и иными ограничениями (деятельность в расчете на бездействие государства и безнаказанность);

- несовершенство законодательства, препятствующее выявлению, расследованию, пресечению деятельности, привлечению к ответственности виновных.

Обобщенный анализ факторов, стимулирующих развитие теневой экономики в России, позволяет сделать вывод, что отечественной экономической системе все более становятся присущи черты и особенности так называемой латиноамериканской модели экономического развития. Последняя связана с масштабным развитием теневого сектора и его проникновением практически во все сферы жизнедеятельности общества и государства.

Делись добром ;)