1.5 Факторы обуславливающие увеличение выпуска продукции
Результатом производственной деятельности предприятия является запланированный объём выпуска продукции. Увеличение объема выпуска продукции, при прочих равных условиях, обуславливает увеличение прибыли, увеличение прибыли - рост рентабельности хозяйственной деятельности.
Факторы, влияющие на увеличение выпуска продукции, можно классифицировать по нескольким признакам:
По содержанию выделяют технические и технологические факторы.
К техническим можно отнести, например, внедрение новой прогрессивной техники, механизация и автоматизация производства, научно-технические достижения, улучшение использования основных фондов, техническая и энергетическая вооруженность труда.
К технологическим - изменение ассортимента продукции; продолжительность производственного цикла; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов, применение экономичных заменителей и полное использование отходов в производстве; совершенствование технологии продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости.
По сфере своего действия факторы подразделяются на внутрипроизводственные и отраслевые.
К внутрипроизводственным относятся факторы, действующие на предприятиях всех отраслей народного хозяйства. Все их многообразие сводится к следующим укрупненным группам: повышению технического уровня производства, совершенствованию управления, организации производства и труда, изменению объема и структуры производства.
По времени возникновения выделяют планируемые и внезапные факторы.
Предприятие может планировать следующие мероприятия - ввод и освоение новых цехов; подготовка и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов; оптимальное размещение отдельных видов продукции по предприятию. К внезапным (не планируемым) факторам относятся производственные потери; изменение состава и качества сырья; изменение природных условий; отклонения от установленных норм выработки продукции и другие.
По месту возникновения факторы делятся на внешние (независящие от предприятия) и внутренние (зависящие от предприятия).
На увеличение выпуска продукции независимо от предприятия может повлиять политическая и экономическая обстановка в стране, инфляция; природно-климатические условия; технический и технологический прогресс; изменение налогового законодательства и другие факторы. К внутренним можно отнести производственную структуру предприятия; структуру управления; уровень концентрации и специализации производства; продолжительность производственного цикла.
По назначению выделяют основные и второстепенные факторы.
Данная группа факторов зависит от специализации предприятия. Если рассматривать материалоемкое производство, например, мясоперерабатывающее предприятие, то к основным можно отнести следующие факторы: цены на материальные ресурсы и расход сырья и других материалов; техническая вооруженность труда; технологический уровень производства; норма выработки продукции; номенклатура и ассортимент продукции; организация производства и труда. В меньшей степени на увеличение выпуска продукции повлияет структура управления; природно-климатические условия; заработная плата производственных рабочих; и другие факторы.
Можно выделить следующие основные направления увеличения выпуска продукции промышленного предприятия:
1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. Также анализируется влияние научно-технических достижений и передового опыта.
2. Совершенствование организации производства и труда. Увеличение выпуска продукции может произойти в результате изменения в организации производства, при развитии специализации производства; совершенствования управления производством; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
3. Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину затрат на выпуск продукции.
4. Отраслевые и прочие факторы: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.
Значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам.
5.Следующий фактор, влияющий на выпуск продукции - это производительность труда. Необходимо учитывать, что увеличение выпуска продукции во многом определяется правильным соотношением темпов роста производительности труда и роста заработной платы. Рост производительности труда должен опережать рост заработной платы, обеспечивая тем самым снижение себестоимости продукции.
Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий.
В первом случае проводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции.
Во втором случае с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению.
Каждая из перечисленных групп и каждый фактор внутри них по-своему воздействует на увеличение объёма выпуска продукции. Это воздействие можно оценить количественно, - определить силу воздействия данного фактора. Направленность действия каждого из факторов данной группы или направленность действия группы факторов в целом может совпадать с направлением действия других факторов или быть ему противоположным. Результатом взаимодействия выступает тенденция движения производительности труда, складывающаяся на основе совокупного действия всей системы факторов и условий.
- Введение
- I.Теоретическая часть
- 1.1 Понятие готовой продукции и ее значение в хозяйственном обороте
- 1.2 Методы оценки готовой продукции
- 1.3 Учет готовой продукции с использованием счета 43
- 1.4 Учет готовой продукции с использованием счета 40
- 1.5 Факторы обуславливающие увеличение выпуска продукции
- II. Расчетная часть
- Задача 2.
- Задача 3.
- Заключение
- Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- Факторы и резервы увеличения выпуска и реализации продукции
- 18.6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- 35. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска продукции.
- 2.7.Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- 1.7. Мониторинг факторов и резервов увеличения выпуска продукции
- 18.6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции