1.3 Основные пути роста доходности предприятия
Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), увеличения прибыли и повышения доходности.
Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли, и повышения рентабельности рассмотрим факторы, влияющие на них. Они классифицируют по различным признакам (рис. 1).
Рис. 1. Факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельность.
Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и другие. Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через "качественные" изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов, и другие. [5]
К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта.
При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, все вышеперечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. "Прямое" влияние на себестоимость продукции, а значит, на прибыль и рентабельность, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы: ведь доля материальных затрат в себестоимости значительна и колеблется от 60 до 90%.
Большое, а подчас определяющее, влияние на прибыль предприятия оказывают внешние факторы рыночной конкурентной среды. К ним относятся:
- конъюнктура рынка (ей менее подвержены крупные компании, которые сами создают конъюнктуру)
- инфляция, которая искажает реальную прибыль, не позволяет составлять бизнес-прогнозы на перспективный период
Из изложенного можно заключить, что для повышения доходности требуется большой профессионализм в управлении производством и в то же время это связано со значительной степенью предпринимательского риска. Задачей в управлении прибылью является расчет и минимизация рисков путем реального планирования и прогнозирования результатов деятельности предприятия с учетом факторов, на них влияющих. [3].
- Глава 1. Теоретические основы формирования и рационального использования доходов сельскохозяйственным предприятием
- 1.1 Сущность доходности сельскохозяйственного производства, виды доходов
- 1.2 Показатели доходности
- 1.3 Основные пути роста доходности предприятия
- Глава 2. Анализ современного состояния доходов предприятия и их использование
- 2.1 Организационно-правовой статус предприятия и его экономическая характеристика
- 2.2 Объём продаж сельскохозяйственной продукции и факторы на него влияющие
- 2.3 Прибыль, её формирование и факторы, определяющие массу прибыли
- Глава 3. Пути увеличения доходов предприятия
- 3.1 Совершенствование отраслевой структуры в соответствии с запросами рынка
- 3.2 Улучшение качества продукции, товаров и услуг
- Выводы и предложения
- 7.Формирование доходов, расходов и прибылей предприятия
- Глава 1. Теоретические основы формирования и рационального использования доходов сельскохозяйственных предприятий
- 2.9. Анализ финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий и использования прибыли
- 41) Классификация доходов предприятия. Порядок формирования и использования доходов предприятия.
- Доходы сельскохозяйственных предприятий, их формирование, распределение и использование.
- Тема 5. Организация коммерческой деятельности на сельскохозяйственных предприятиях.
- 15.3. Доходы и расходы предприятия
- Сельскохозяйственные предприятия
- 12.1. Доходы сельскохозяйственных предприятий и их виды