logo
Формирование прибыли и пути ее оптимизации ООО "Альянс"

1.1 Понятие, функции, сущность, виды прибыли. Система показателей прибыли коммерческих организаций

Статья 50 ГК РФ гласит: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)» [1, с.86].

Прибыль занимает центральное место в системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Прибыль является мерой оценки деятельности предприятия, самофинансирования, источником его развития, выступает источником вознаграждения владельцам акций в уставном капитале предприятия, материального поощрения труда работников, пополнения государственного бюджета [22].

А. Смит и Д. Рикардо выделили понятие прибыли в отдельную экономическую категорию, которую исследовали в тесной взаимосвязи с процессом накопления капитала, с факторами увеличения общественного богатства.

В разное время А. Смит трактовал прибыль как [20, c. 12]:

1) закономерный результат продуктивности капитала;

2) вознаграждение капиталисту за его деятельность и риск;

3) отчисления из части неоплаченного труда наёмного работника.

Объяснение источников возникновения прибыли, которое делал А. Смит, получило развитие в различных направлениях дальнейших теорий прибыли.

Роль прибыли, как показателя, наиболее полно отражающего эффективность производства, объём и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости, оказывающего стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства при любой форме собственности, достаточно многогранна и трудно переоценить её значение в условиях рыночной экономики:

1. Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности.

2. Прибыль предприятия создаёт базу экономического развития государства в целом.

3. Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной (операционной) деятельности.

4. Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие.

5. Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия [38, c. 49].

Не менее значимы функции, присущие прибыли, которые выражаются в следующем:

1) прибыль как экономический показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйствования;

2) стимулирующая функция, проявляющаяся в процессе распределения и использования прибыли;

3) прибыль как один из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия;

4) воспроизводственная функция прибыли [35, c. 176].

Прибыль образуется в результате реализации продукции. Поэтому она очень чувствительна к большому количеству внутренних и внешних факторов влияния, а также к бюджетной, налоговой, ценовой, инвестиционной и кредитной политике органов законодательной и исполнительной власти.

Первое - объем продаж - зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.

Второе - уровень затрат - зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия и т.д.

Источником прибыли являются доходы предприятия.

Доходы организации в зависимости от характера, условия получения и направления деятельности организации подразделяются на:

1. Доходы от обычных видов деятельности;

2. Прочие доходы.

Доходы от обычных видов деятельности называются выручкой. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является важнейшей финансовой категорией. Она представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги, и отражается в Отчете о прибылях и убытках (ф. №2) [32, c. 51].

Размер выручки от реализации продукции зависит от количества, ассортимента, качества реализуемой продукции, цены и расчетно-платежной дисциплины. Количество реализованной продукции зависит от объема производства (товарной продукции) и переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец периода реализации (месяца, квартала, года).

В действующем налоговом законодательстве понятие «выручка от реализации товаров (работ, услуг)» используется в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» и в главе 25 «Налог на прибыль». В соответствии с нормами главы 25 (ст.249, 251, 273 НК РФ) выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанными с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) [1].

Если доходы определяются методом начисления (в соответствии с учетной политикой), то в выручку от реализации отчетного периода не включаются доходы, полученные в виде предварительной оплаты. Напротив, если доходы определяются кассовым методом, суммы предварительной оплаты включаются в выручку от реализации отчетного периода независимо от того, что передачи товаров не было.

В соответствии с нормами главы 21, выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, работ, услуг. В отличие от налога на прибыль, авансовые платежи (суммы предоплаты) включаются в выручку от реализации независимо от принятого метода даты определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) [1].

Таким образом, выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется с учетом сумм, полученных в виде предварительной оплаты, т.е. связанных с расчетом по оплате товаров (работ, услуг), причем в случае использования кассового метода (метода определения даты реализации по оплате) суммы авансов включаются в выручку от реализации отчетного периода (как для НДС, так и для прибыли).

К прочим доходам относятся: доходы от предоставления за плату во временное пользование своих активов; доходы от участия в уставных капиталах других организаций; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и т.д.; прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств; проценты, полученные по займам и др.

А также относятся: штрафы, пени, неустойки полученные; активы, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль, прошлых лет, выявленная в отчетном году; курсовые разницы; сумма дооценки активов; суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности и прочие доходы.

Конкретные результаты от финансовой деятельности образуются на предприятии, если оно имеет финансовые вложения в ценные бумаги других организаций, либо принимает участие в совместной деятельности. Суммы причитающихся (подлежащих), в соответствии с договорами, к получению (уплате) дивидендов (процентов) по облигациям или депозитам отражаются в бухгалтерском отчете в форме №2 по статьям «Проценты к получению» и «Проценты к уплате». Доходы, подлежащие к получению по акциям по сроку, в соответствии с учредительными документами, отражаются по статье «Доходы от участия в других организациях» [10, c. 21].

Обращение товаров, как и их производство, связано с определенными затратами материальных и нематериальных ресурсов. Денежное выражение текущих затрат авансированных ресурсов в процесс обращения товаров представляет собой издержки обращения [23, c. 177].

Издержки обращения - это затраты, характеризующие в денежной форме живой и овеществленный труд, вложенный в движение товаров от поставщика к потребителю. Они состоят из расходов на реализацию товаров в оптовой торговле и розничной торговле.

Роль издержек обращения в современном механизме хозяйствования состоит в том, что они приводят в движение основные фонды отраслей товарного обращения, способствуют целесообразному использованию авансированных ресурсов. Кроме того, в условиях рыночного ценообразования издержки обращения выступают решающим фактором стабилизации прибыли и рентабельности предприятий отраслей товарного обращения. От условий формирования состава издержек обращения зависят размеры получаемой прибыли и налога на прибыль предприятий.

Рассматривая сущность прибыли, следует отметить такие ее характеристики:

1. прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха;

2. в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потеряет вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности;

3. в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности;

4. является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме.

Формирование прибыли предприятия обобщается в итоговом документе - Отчете о прибылях и убытках (ф. №2). В ней отражены несколько видов прибыли:

1. Валовая прибыль

Она определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.

2. Прибыль (убыток) от продаж

Это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов.

Прибыль от продаж - это финансовый результат от основной деятельности организации. В Форме №2 она показана по стр. 050. Прибыль от продаж можно рассчитать двумя способами:

1. Прибыль от продаж = выручка (нетто) от продаж - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг - коммерческие расходы - управленческие расходы

(по Форме №2: стр. 010 - стр. 020 - стр. 030- стр. 040) (1.1)

2. Прибыль от продаж = валовая прибыль - коммерческие расходы - управленческие расходы

(по Форме №2: стр. 029 - стр. 030- стр. 040) (1.2)

3. Налогооблагаемая прибыль

Она представляет собой сумму прибыли от продаж, финансовой деятельности и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль до налогообложения - сводный финансовый результат от всех видов деятельности организации, она показана по стр. 140 Формы №2.

Бухгалтерская прибыль = прибыль от продаж + проценты к получению - проценты к уплате + доходы от участия в других организациях + прочие доходы - прочие расходы (1.3)

4. Чистая прибыль предприятия

Чистая прибыль - это часть бухгалтерской прибыли, остающаяся в распоряжении организации после начисления текущего налога на прибыль, а также с учетом отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.

Чистая прибыль по Форме №2 определяется по следующей формуле:

(1.4)

(стр. 190 = стр. 140 + стр. 141 - стр. 142 -стр. 150),

Где ЧП- чистая прибыль;

БП - бухгалтерская прибыль (до налогообложения);

ОНА - отложенные налоговые активы;

ОНО - отложенные налоговые обязательства;

ТНП - текущий налог на прибыль.

Чистая прибыль направляется на социальное и производственное развитие, материальное поощрение работников, создание резервных фондов, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства и другие цели [17].

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Одна часть увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления, другая - характеризует долю прибыли, используемой на потребление.

Нераспределенная прибыль - прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника последующего развития.

Таким образом, экономическую целесообразность функционирования предприятия и результативность его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности можно оценить с помощью такого показателя как прибыль.

Все показатели прибыли учитываются и отражаются в бухгалтерской отчетности нарастающим итогом с начала финансового года.