1.1 Современные тенденции и направления распределения и использования прибыли на предприятиях хлебопекарной отрасли в России
Хлебопекарная промышленность относится к одной из важнейших отраслей пищевой промышленности, уровень развития которой самым непосредственным образом затрагивает жизнь всего населения.
Производство хлеба - важная составляющая в общем объеме выпуска продукции пищевой промышленности в России.
С переходом на рыночные отношения в хлебопекарной отрасли произошли радикальные перемены, связанные с изменением форм собственности в результате приватизации. Предприятия, в большинстве своем, сменили государственную форму собственности на частную (рисунок 1).
Форма собственности |
Удельный вес предприятий отрасли в зависимости от формы собственности, % |
|
частная собственность |
44 |
|
смешанная российская собственность с долей собственности субъектов РФ |
12 |
|
собственность потребительской кооперации |
44 |
Рисунок 1 - Структура хлебопекарной промышленности России в 2009 г. существовала в разрезе форм собственности
Рассмотрим на графике структуру хлебопекарной промышленности в России, существовавшую в 2009 г. (рисунок 2).
Рисунок 2 - Структура предприятий хлебопекарной отрасли в зависимости от формы собственности за 2009 год
Базовыми предприятиями хлебопекарной промышленности, определяющими общие тенденции развития производства хлеба и хлебобулочных изделий в России, являются крупные и средние хлебопекарные предприятия, на долю производства, которых приходится более 92% общего объема выпуска продукции в стране. Вместе с тем, малые предприятия хлебопекарной отрасли заняли на рынке свою определенную нишу в обеспечении населения отдаленных районов в сельской местности и микрорайонов в крупных городах свежей продукцией разнообразного ассортимента. На сегодняшний день по данным областного комитета статистики «малый хлеб» составляет около 8% от общего выпуска хлеба в России.
По количеству предприятий, объему производства и значимости выпускаемой продукции хлебопекарная отрасль является одной из самых ключевых в пищевой промышленности нашей страны. В настоящее время в России насчитывается около 1500 хлебозаводов и свыше 5000 мелких предприятий, ежегодно производящих более 16 млн тонн продукции.
Отличительной чертой российского хлебного рынка является обострение конкуренции: происходит укрупнение хлебных производств и смена собственников, приходят молодые энергичные менеджеры с современными взглядами на ведение бизнеса, усиливается интерес иностранных пекарей к российскому рынку хлеба в России.
На долю крупных предприятий приходится 83-87 % хлебного рынка, 13-17 % - на мини-пекарни. В Москве на 20 крупнейших московских хлебозаводов приходится около 85 % рынка, а 300 пекарен занимают порядка 15%. Одна из основных тенденций развития хлебопечения России - сохранение крупных и средних хлебозаводов, сокращение малых пекарен при сохранении мест продажи изделий. Это не значит, что малые пекарни должны уйти с рынка. Но им необходимо найти новые пути производства для расширения производства и изменения качества и внешнего вида.
В работе хлебопекарной отрасли за годы рыночных преобразований произошли большие перемены, в первую очередь, в объемах вырабатываемой продукции. По данным Госкомстата РФ, производство хлебобулочных изделий сократилось с 18,.2 (2008 год) до 8 миллионов тонн (2010 год) (рисунок 3).
Рассмотрим на графике динамику производства хлебобулочных изделий за 2008-2010гг.
Рисунок 3 - Объем хлебобулочных изделий за 2008-2010 гг.
Изменилась и структура потребления хлеба - большим спросом стали пользоваться более дорогие хлебобулочные изделия. По статистике, из 800-900 тонн хлеба, ежесуточно покупаемого москвичами, 150 тонн составляют новинки - в основном, хлеб с полезными добавками.
На фоне постоянно падающего спроса на традиционные сорта хлеба (около 40-50 %) хлебопекарные предприятия вынуждены, учиться разрабатывать и реализовывать новую продукцию.
Тревогу вызывает состояние, в котором находится технологическое оборудование хлебозаводов и пекарен. В связи со спадом производства за последние 15 лет, что привело к уменьшению выработки хлебобулочный изделий и ограничениям рентабельности, у большинства предприятий не оказывается средств не только для дооснащения новой техникой, но и для замены изношенного оборудования. Величина износа техники на хлебозаводах и в пекарнях составляет от 65 до70%. Поскольку оборудование для хлебопекарной промышленности постоянно совершенствуется, износ его на предприятиях и ограниченность финансовый возможностей предопределяют отставание отрасли в своем развитии.
Таким образом, инновации, оптимизации технологий, расширение выпускаемого ассортимента - вот актуальные тенденции развития хлебопечения в России. А девизом дальнейшего развития отрасли можно назвать: "Оптимальное сочетание традиций и современностей".
- ВВЕДЕНИЕ
- 1 РОЛЬ И МЕСТО ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ
- 1.1 Современные тенденции и направления распределения и использования прибыли на предприятиях хлебопекарной отрасли в России
- 1.2 Динамика и структура прибыли предприятий хлебопекарной отрасли в Орловской области
- 1.3 Сущность, виды, формирование и распределение прибыли предприятия
- 2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ПРИБЫЛИ ОАО «Дмитровский хлеб» В 2008-2010 ГГ.
- 3.1 Определение резервов роста прибыли предприятия
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Механизм формирования распределения прибыли предприятии
- Глава 1.Формирование и использование прибыли предприятия.
- 19. Виды прибыли предприятия. Механизм формирования и использования прибыли
- 1. Понятие прибыли и механизм ее формирования
- 19. Виды прибыли предприятия. Механизм формирования и использования прибыли.
- 1.3. Механизм формирования и использования прибыли предприятия
- Механизм формирования, распределения и использования прибыли предприятия.
- Финансовый механизм формирования, распределения и использования прибыли предприятия.
- 1.3 Особенности формирования и использования прибыли предприятия