logo
Формы совместного предпринимательства

1.1 Консорциум

Консорциум -- временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения. Консорциум создается предприятиями как временное добровольное объединение для решения конкретных задач -- реализации крупных целевых программ и проектов, в том числе научно-технических, строительных, природоохранных и др. Консорциум может быть создан для реализации государственной программы силами группы предприятий любой формы собственности. Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.Действия участников координируются лидером, который получает за это отчисления. Каждый участник готовит предложение на свою долю поставок, из которых формируется общее предложение консорциума. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.В консорциум могут объединяться и крупные, и мелкие предприятия, желающие принять участие в проекте, но не обладающие самостоятельными возможностями. Членство в консорциуме добровольное, выйти из него можно в любой момент. Предприятие, входящее в консорциум, может быть одновременно членом нескольких консорциумов.Поскольку это объединение временное, то оно не получает прав юридического лица, хотя объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерного общества или торгового товарищества.Соглашение о консорциуме может быть заключено для участия в международных торгах создания объектов за рубежом, при оказании любого вида услуг, при реконструкции и модернизации промышленных объектов. Действие его может иметь разовый, кратковременный или долговременный характер.После выполнения задачи он прекращает свою деятельность или преобразуется в другой вид объединения.

Особенности консорциумов

Целью организации консорциума является обычно реализация крупного инвестиционного проекта. При длительном функционировании консорциум может быть преобразован в более сложную интегрированную макроструктуру.

В качестве особенностей консорциумов можно назвать:

- оформление организации консорциума соглашением;

- создание консорциума с образованием и без образования юридического лица. Организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть АО или другие хозяйственные общества;

- отсутствие в рамках консорциума, как правило, организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума);

- полное сохранение экономической и юридической самостоятельности компаний, входящих в консорциум, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума;

- часто консорциумы являются бесприбыльными организациями;

- целью создания консорциумов является объединение усилий для реализации конкретного проекта, обычно в сфере своей основной деятельности, осуществление науко и капиталоемких проектов, в том числе международных, или совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций;

- компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов, так как могут участвовать в осуществлении нескольких проектов;

- для консорциумов характерны не только координация деятельности, долгосрочная стратегия развития, но и единая инвестиционная политика.

Несмотря на то, что участники консорциума не теряют своей юридической и хозяйственной самостоятельности, эта форма интеграции компаний обладает практически всеми преимуществами компании с юридической ответственностью. Она способна эффективно работать в рыночной среде и привлекать значительные объемы инвестиций для реализации капиталоемких проектов.

Как правило, консорциум создается для высококачественного исполнения срочных и дорогостоящих заказов и проектов, требующих консолидации усилий и средств научно-технических, производственных, обслуживающих и финансовых компаний, способных совместно решить поставленную задачу. Зачастую консорциумы создаются для совместной разработки месторождений.

Консорциумы могут организовываться несколькими банками, производственными компаниями, научными центрами, государственными структурами. Они создаются для повышения технической и коммерческой конкурентоспособности его участников. Объединение усилий не только промышленников, но и финансистов в осуществлении крупных международных инвестиционных проектов является отличительной чертой современных консорциумов.

Консорциумы могут быть закрытыми и открытыми. В закрытом консорциуме компания-заказчик заключает контракт с каждым участником в отдельности. При образовании открытого консорциума все его участники подчиняются в части, касающейся целей консорциума, общему лидеру и несут солидарную ответственность по обязательствам консорциума в пределах своих долей участия.

Лидер консорциума координирует совместную деятельность участников и получает за это отчисления от других членов. Заказчик заключает контракт только с лидером, который должен отвечать перед заказчиком за весь проект единолично. Таким образом, лидер представляет интересы консорциума перед заказчиком и третьими лицами, но действует в пределах полномочий, полученных от других членов консорциума. Ответственность же по договорным обязательствам несут члены консорциума в размере их долей в общем объеме поставок и услуг. В рамках консорциума возможны различные варианты ответственности, например долевая, солидарная.

Каждый член консорциума обеспечивает финансирование своей доли работ и принимает на себя коммерческие и технические риски, связанные с выполнением своей части обязательств.

Существенной чертой этой формы интеграции компаний становится их интернационализация. Для современных консорциумов характерно многонациональное представительство.

В мировой практике наиболее часто встречаются консорциумы, большинство из которых можно отнести к консорциумам финансового типа.

Банковский консорциум -- группа банков, временно организованная одним из наиболее крупных банков, главой консорциума, для совместного проведения кредитных, гарантийных или иных банковских операций, расширения сферы деятельности или выхода на новые рынки.

Консорциум-гарант -- банковская группа во главе с определенным банком-лидером, гарантирующим полученный кредит.

Гарантийный консорциум -- соглашение между несколькими компаниями различных видов деятельности, которое распределяет взятый ими на себя риск и обеспечивает его возмещение.

Подписной консорциум, гарантирующий реализацию займа или размещение новых ценных бумаг.

Финансовый консорциум -- временное соглашение, союз нескольких банков для проведения крупных финансовых операций, например размещения займов.

Экспортный консорциум -- внешнеторговое объединение, создаваемое в ряде стран для содействия экспортным операциям входящих в него компаний.

Среди финансовых или подписных консорциумов можно встретить временные и постоянные консорциумы. Временные консорциумы образуются для размещения облигаций национальных и иностранных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления краткосрочных сделок. Постоянные консорциумы обычно имеют дело с операциями по размещению займов определенной страны или группы стран, операциями с бумагами отдельных акционерных обществ для осуществления финансовых, коммерческих и инвестиционных операций значительного масштаба.

Финансовые консорциумы возглавляются, как правило, крупным банком или банковской монополией, которые подбирают участников соглашения -- консортов, разрабатывают условия займа или организации АО, занимаются юридическим оформлением документации, введением займов в биржевую котировку, размещают акции и облигации среди покупателей. Члены консорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, суммой эмиссии акций или пропорционально сумме реализуемых консорциумом акций и других ценных бумаг.

1.2 Акционерное общество и смешанные общество

Организационно- правовая форма предпринимательской организации; создается на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц, объединяющих свои средства путем выпуска акций. АО может быть с ограниченной (акционеры отвечают только внесенным капиталом или гарантированной ими суммой) и неограниченной ответственностью; открытого со свободной продажей акций на рынке) и закрытого (акции распределяются только среди учредителей) типа. Лица, приобреающие акции данного общества, имеют право на получение доли прибыли в форме дивиденда Высшим органом АО является общее собрание акционеров.

Между общими собраниями управление осуществляют директор или совет директоров, избираемые на общем собрании. Средства АО могут складываться от продажи акций, накопляемой прибыли, за счет банковский кредитов, выпуска облигаций. Для учреждения АО необходимо заключить нотариально заверенный договор, именуемый уставом. Устав должен включить: фирменное наименование, юридический адрес, указание о предмете деятельности, размере уставного капитала, категориях и номинальной стоимости выпускаемых акций, форме публикаций общества, численном составе правления. По гражданскому законодательству РФ АО -- это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (Федеральный закон РФ "Об акционерных обществах" от24 ноября 1995 г.). Капитал АО, образуемый путем объединения многих индивидуальных капиталов и денежных доходов посредством выпуска акций и облигаций, затем увеличивается за счет прибыли АО и выпуска новых акций. Состоит из собственного капитала и заемного.

Собственный капитал включает: средства, полученные от выпуска и реализации акций (собственно акционерный капитал), и резервный капитал, который создается за счет отчислений от прибыли. Заемный капитал образуется за счет средств банковского кредита и средств от выпуска облигаций.

Смешанные общества

Порядок создания смешанных обществ.

К смешанным обществам (СО) относят созданные за границей фирмы с участием средств российских организаций и капитала иностранных партнеров. Это фирмы в основном торгового и торгово-производственного профиля.

Созданные на территории России предприятия с участием российских зарубежных партнеров для выпуска продукции и предоставления услуг называются совместными предприятиями (СП). Они в основном являются организациями производственно-торгового профиля.

К концу 80-х годов за границей действовало около 120 СО. По предмету своей деятельности их можно разделить на торговые; осуществляющие перевозку грузов и обслуживание судов, осуществляющие рыбный промысел. Деятельность СО способствует улучшению российского экспорта прежде всего путем увеличения производства и поставки продукции машиностроения и других готовых изделий.

Создание СО может осуществляться разными способами.

Первый способ состоит в организации общества как впервые учрежденного. Преимуществом такого способа является то, что учредители свободны от догм, обязательств и кредиторов. Однако для создания СО в этом случае требуется продолжительное время на выполнение процессуальных формальностей, а также подыскание земельных участков и строительство на них зданий (или аренду готовых зданий) для создания материально-технической базы СО. Деятельность впервые учреждаемого СО затруднена из-за отсутствия персонала, клиентов и агентов.

Второй способ заключается в том, что российские внешнеторговые организации вступают в действующие национальные общества, путем приобретя акций этих обществ. На эту операцию требуется меньше затрат времени имеется уже материально-техническая база, зарегистрировано фирменное название и товарные знаки, имеется круг клиентов, положение на рынке; налажены необходимые связи с финансовыми, страховыми и другими организациями. Вступление в действующее общество нового партнера может привести к изменению его внутреннего устройства или изменить правовой статус общества в целом.

Завершающий этап учреждения СО - его регистрация в торговом реестре Факт регистрации подлежит обязательной публикации. Все это связано со значительными затратами. Поэтому в тех странах, где требуется разрешение на жительство и работу, целесообразно не проводить регистрацию общества, пока власти не выдадут соответствующее разрешение. В противном случае общество может быть зарегистрировано, но работать не сможет и при его ликвидации суммы, затраченные на регистрацию, не будут возмещены. С момента регистрации СО является юридическим лицом.

При образовании общества должна быть соблюдена процедура его создания по законам страны его нахождения Основные требования национальных законов сводятся к выработке и заключению учредительного договора, составлению и утверждению устава общества, созданию основного капитала СО, органов управления, регистрации общества.

Учредительный договор заключается в целях осуществления совместных действий по созданию СО и фиксирует права и обязанности только для учредителей. В нем определяются особенности структуры и род деятельности общества, предмет деятельности, величина основного капитала, цена акций, порядок образования и компетенция органов управления. Учредительный договор подписывается всеми учредителями лично или через своих представителей, по доверенности. После утверждения устав становится обязательным для всех акционеров и контрагентов общества.

Структура управления и формы СО.

В зависимости от структуры управления, СО могут иметь два органа управления (правление и общее собрание) либо три (правление, наблюдательный совет и общее собрание). В последнее время замечена тенденция к ограничению полномочий общего собрания и расширению таковых правления. Чаще всего органы управления в СО создаются на паритетных началах. Примерная структура управления СО представлена на рис. 1.

СО с участием российских организаций создаются в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (в странах Европы), в форме компаний с ограниченной ответственностью (в Великобритании) и в форме закрытых корпораций (в США).

Акционерное общество образуется на основе объединений капиталов предпринимателей, вложивших средства в предприятия и получивших ценные бумаги- акции - на суммы, равные сделанным вкладам. Владение акциями дает право на участие в управлении СО и на получение части прибыли (дивидендов) Имущество акционерного общества полностью обособлено от имущества отдельных акционеров. Общество отвечает по своим обязательствам всем имуществом, а акционеры рискуют только своими вкладами. Результаты деятельности акционерного общества ежегодно проверяются ревизорами. Общество обязано вести учет и публиковать отчетность, включая годовой отчет, баланс, счет прибылей и убытков.

Общество с ограниченной ответственностью - образуемое объединение капиталов предпринимателей, вложивших средства в предприятие. Вкладчики получают паевые свидетельства, удостоверяющие величину пая, дающие право на участие в управлении обществом и на получение прибыли. Пропорционально величине пая. Объявлять публичную подписку на паи таким обществам не разрешается. Общества с ограниченной ответственностью отвечают по своим обязательствам всем имуществом, а вкладчики рискуют понести потери только в пределах своих паев. Паевые свидетельства не могут быть проданы или переданы другим вкладчикам без разрешения партнеров. Поэтому они не являются ценными бумагами, не обращаются на рынках.

Минимальный размер уставного капитала таких обществ ниже, чем акционерных, причем он может изменяться без обязательного утверждения общим собранием пайщиков, смягчены требования к ревизии деятельности обществ, их отчеты не подлежат обязательной публикации.

При создании СО необходимо в каждой конкретной стране подробно изучить акционерное законодательство и другие действующие правовые нормы. Будучи созданным, СО вступает в определенные отношения с его участниками.

Предпринимательская деятельность СО.

В начальный период существования общества, когда оно еще не утвердилось на рынке, не имеет собственных складов и его финансовое положение неустойчиво, следует принимать на себя роль агента по продаже товаров на определенной территории (на основе агентского соглашения), а также осуществлять посреднические операции (на основе контракта комиссии, а в дальнейшем -- на основе договора консигнации).

Взаимоотношения государственных органов страны пребывания со смешанными обществами сводятся, в основном, к следующему:

1. контроль за деятельностью общества со стороны государственных финансовых органов;

2. контроль за своевременным и в полном объеме предоставлением определенной информации в соответствующие инстанции (баланса общества, общего счета прибылей и убытков, обо всех изменениях капитала и его распределения).

Коммерческая деятельность СО направлена на сбыт товаров, ввозимых из России. Сбыт осуществляется через собственные дочерние фирмы, отделения и филиалы, а также через посреднические фирмы местных предпринимателей.

С непосредственными покупателями российских товаров общества заключают договоры купли-продажи с оплатой наличными или в кредит. В практике ряда СО используется и такая форма, как сдача оборудования в аренду или же на испытание с последующей оплатой через 6-12 месяцев. СО, осуществляющие торговлю машинами и оборудованием, организуют их послепродажное техническое обслуживание - гарантийное и послегарантийное.

СО платят налоги государственным и местным органам управления. В налоговой политике западных государств сказывается их отношение к иностранным инвестициям. Определенные налоговые льготы предоставляются в тех странах, которые заинтересованы в иностранных вложениях. В этих странах налоги взыскиваются лишь с той части прибыли, которая получена от деятельности общества на их территории. В большинстве же стран (США, Англии, Франции, ФРГ, Японии) налогами облагаются все прибыли общества, в том числе и полученные от операций за границей, если нет двустороннего соглашения между странами об освобождении от двойного налогообложения.

В западных странах существуют различные виды налогов (на основной капитал, на имущество общества, на инвестиции, на деятельность, на прибыль). В своей практической деятельности смешанные общества сталкиваются также с необходимостью выплаты и других постоянных налогов, в том числе страхового налога, на автотранспортные средства.

Налоговое законодательство всегда соответствует социально-политической структуре общества и уровню его экономического развития.

Прекращение деятельности СО может быть осуществлено добровольно или принудительно. Добровольное прекращение деятельности наступает по решению самого общества в результате слияния нескольких фирм или до совместному желанию большинства акционеров или пайщиков. Принудительное прекращение деятельности производится по решению суда или административных органов. Наиболее распространенным основанием в этих случаях является несостоятельность или банкротство, а также истечение срока деятельности общества, осуществление противозаконной деятельности, уменьшение числа членов ниже установленного минимума.

Различается прекращение деятельности обществ с ликвидацией дел и имущества (при добровольном прекращении и несостоятельности) и без Ликвидации дел и имущества (при слиянии, присоединении, разделении и делении нового общества).

Порядок ликвидации определяется причиной ликвидации; ликвидаторы назначаются либо из числа работников фирмы, либо органами государственной власти. В стадии ликвидации СО не прекращает своего существования, оно сохраняет свою правоспособность заявлять иски, т.е. оно

Продолжает свое существование, только в условиях его ликвидации.

1.3 Международные экономические организации

МЭО делятся на 2 категории: межправительственные и неправительственные.

Международные правительственные организации - это международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей.

Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права, обязанности).

Выделяют следующие виды МЭО:

1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира.

2. Это прежде всего система ООН, включающая ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными МЭО. Среди них можно выделить МВФ, МБРР, ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).

3. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в т.ч. экономических и финансовых. Напр., Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

4. МЭО, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка.

5. В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций, объединяющих круг стран. Напр., Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, 1960), Международное соглашение по олову (1956), Международные соглашения по какао, по кофе, Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974).

6. МЭО, представленные полуформальными объединениями типа «семерки» (США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия).

7. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые и специализированные экономические и научно-технические организации.

ООН - Организация Объединенных Наций, создана в 1945г. Система ООН состоит из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.

Цели ООН:

· поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров;

· развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов;

· обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека.

ВТО - Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой организации.

Основополагающими принципами ВТО являются:

- предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;

- взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования количественных ограничений;

- содействие справедливой конкуренции;

- разрешение торговых споров путем консультаций.

Группа Всемирного Банка. Всемирный Банк - это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из 5 тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.

1. МБРР (Международный банк реконструкции и развития) основан в 1945г., цель: предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2. МАР (Международная ассоциация развития) основана в 1960г., цель: предоставление льготных кредитов беднейшим развивающимся странам.

3. МФК (Международная финансовая корпорация) создана в 1956г., цель: содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

4. МАИГ (Международное агентство по инвестиционным гарантиям) основано в 1988г., цель: поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.

5. МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) создан в 1966г. Цель: содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров м/у правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве.

МВФ - Международный валютный фонд. Создан в 1945г.

Основными функциями являются:

- поддержание общей системы расчетов;

- наблюдение за состояние международной валютной системы;

- содействие стабильности обменных курсов валют;

- предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;

- предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

Каждое государство, вступая в члены МВФ, вносит определенную сумму - подписную квоту (более богатая страна вносит большую квоту и обладает большим количеством голосов). Для оказания финансовой поддержки своим членам МВФ использует следующие механизмы:

1. Обычные механизмы:

- политика траншей (кредиты в виде долей, составляющих 25% квоты данной страны);

- механизм расширенного финансирования (кредитование в течение 3 лет в целях преодоления трудностей с платежным балансом).

2. Специальные механизмы:

- кредитование в случае непредвиденных обстоятельств (напр., рост цен на импортируемое зерно);

- финансирование буферных запасов (кредит на пополнение запасов сырья).

3. Чрезвычайная помощь (в форме закупок товаров с тем, чтобы решить проблемы платежного баланса).

ГЛАВА 2. СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ИНОСТРАННЫМИ ПАРТНЁРАМИ.

2.1 Прямые производственные и научно-производственные связи

Под прямыми связями понимается непосредственное сотрудничество предприятий, организаций и объединений России с аналогичными партнерами из других стран в производственной, научно-технической и других областях деятельности. Отличительной чертой сотрудничества на основе прямых связей является самостоятельность предприятий в принятии экономических решений и их осуществлении, но при этом должны соблюдаться следующие основные условия:

1. сотрудничество налаживается на основе имеющихся у предприятий ресурсов и возможностей при соблюдении принципов полного хозрасчета,

2. объемы сотрудничества устанавливаются, исходя из имеющихся у предприятий экспортных ресурсов и валютных фондов;

3. установление прямых связей не должно вести к удорожанию конечной продукции для потребителя, если это не связано с ростом технического уровня и качества продукции.

Чтобы выбрать наиболее выгодные условия прямых связей, предложение о сотрудничестве следует направлять нескольким возможным партнерам в одной или разных странах. Предложение должно содержать четко сформулированные цели и условия сотрудничества.

На предварительных этапах переговоров с возможными иностранными партнерами обычно подписываются протоколы о намерениях, которые могут содержать оговорки, что стороны еще не связаны твердыми обязательствами.

Эти оговорки особенно целесообразны, когда переговоры ведутся с несколькими возможными партнерами.

Объединения, предприятия и организации составляют предварительные обоснования экономической целесообразности сотрудничества. Обоснование должно содержать оценку экономической эффективности прямых связей, выполненную по методике определения экономической эффективности внешнеэкономических связей.

Экономическая целесообразность прямых связей всегда должна рассматриваться с точки зрения соблюдения интересов, как предприятий - участников сотрудничества, так и всего народного хозяйства. После того, как технико-экономическое обоснование (ТЭО), составленное с учетом предварительных переговоров между потенциальными партнерами, покажет целесообразность сотрудничества, участники могут приступать к ведению окончательных переговоров и подписанию документов о прямых связях.

Формы прямых связей с зарубежными фирмами разнообразны. Наиболее распространено совместное планирование научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности с целью взаимного обмена ее результатами.

Другая форма прямых связей предусматривает взаимные обязательства участников по раздельному производству и обмену разнородной продукцией с целью удовлетворения производственных потребностей и социальных нужд коллективов.

Договоренность об установлении прямых связей фиксируется в хозяйственном (гражданско-правовом) договоре, контракте и протоколе, причем в законодательном порядке не установлено, при каких условиях сотрудничества составляется тот или иной документ. Но на практике придерживаются следующих ограничений.

Протокол подписывается в случаях, когда требуется более близкое ознакомление с производством у предполагаемого партнера, проведение совместных организационно-технических мероприятий, но при этом не возникает необходимости решать коммерческие вопросы, связанные с ценами, взаимными расчетами, а также с материальной ответственностью сторон. К протоколу прилагается программа сотрудничества.

Хозяйственные договоры целесообразно использовать в тех случаях, когда закрепляются взаимные обязательства по организации сотрудничества определяются предмет, номенклатура и объемы сотрудничества, сроки и формы завершения работ, условия проведения работ и другие вопросы. При этом для осуществления внешнеторговых операций необходимо договориться о ценах и подписать контракты.

Контрактами оформляются внешнеторговые сделки на поставку товаров и оказание услуг, передачу лицензий, арендные операции

Обмен результатами научно-технических и опытно-конструкторских проработок осуществляется по контрактам подрядного характера. Перспективны арендные операции (хайринг, лизинг) по передаче во временное пользование приборов, инструментов и отдельных видов технологического оборудования

Установление цен на продукцию и услуги.

Все контракты, заключаемые при прямых связях, должны включать цены на все виды продукции и услуг, или должен быть оговорен способ их определения. В рамках прямых связей при обмене товарами следует применять общемировые цены, которые в наибольшей степени обеспечивают эквивалентность обмена, но могут применяться и договорные цены, база которых может рассчитываться на основе среднемировых цен, действующих в странах партнеров оптовых и розничных цен, калькуляций себестоимости продукции и услуг.

Расчет мировых цен и базы договорных цен необходимо осуществлять по методикам, применяемым во внешнеторговых организациях. Если к моменту заключения контракта не удалось получить конкурентные материалы для определения базы договорной цены, допускается применение временных цен, о чем должно быть указано в контракте.

Для создания условий стабильного развития прямых связей вся выручает экспорта остается в полном распоряжении участников. Конечная продукция, произведенная в результате прямых связей, реализуется на внутреннем рынке по оптовым или договорным ценам.

Важным достоинством прямых связей является то, что оплата услуг осуществляется между партнерами не валютой, а кооперированной продукцией. Однако часто кооперированная продукция оказывается неконкурентоспособной на рынках, что затрудняет взаиморасчет. Например, в Москве построили обувную фабрику, которая должна была выпускать по лицензии фирмы "Адидас" кроссовки. Однако качество отечественного (да и исходного сырья) не позволило справиться с поставленной задачей. Пришлось закупать и клей и сырье, заниматься только сборкой кроссовок.

совместный предпринимательство сотрудничество международный

2.2 Совместные предприятия

Сущность понятия СП.

Совместные предприятия (СП) - это хозяйственно самостоятельные организации, предпринимательская деятельность которых осуществляется на базе общей собственности партнеров из разных стран.

Государства участников СП не отвечают по их обязательствам, а СП не отвечают по обязательствам государства. В финансовой и организационной структуре СП и СО нет принципиальных различий.

СП могут создавать филиалы на правах дочерних компаний, которые являются хозяйственно независимыми юридическими лицами и не несут ответственности по обязательствам в отношении третьих лиц.

При создании СП российские и иностранные участники делают вклады в общий уставный фонд, размеры которого определяются исходя из необходимости финансирования материально-технической базы СП и образования оборотных средств. Соотношение долей участников в уставном фонде СП определяется по договоренности.

Высший орган управления СП - правление (совет), состоящее из лиц, назначаемых участниками, численностью от 3 до 7 человек. Число рядовых членов с каждой стороны пропорционально ее доле в уставном фонде. Во главе правления стоит председатель.

Правление полномочно решать все вопросы, связанные с деятельность, включая изменение устава, утверждение балансов, получение долгосрочных кредитов, отчисления в резервные фонды. Принципиальные вопросы деятельности СП решаются на заседаниях правления на основе единогласия всех его членов.

Для руководства оперативной деятельностью СП правление назначает дирекцию в составе генерального директора и его заместителей. Председателем правления или генеральным директором может быть иностранный гражданин. Для проверки правильности хозяйственной деятельности СП Правление назначает ревизионную комиссию.

В нашей стране первый опыт совместного предпринимательства с капстранами относится к 20-м годам; в основном этот вид предпринимательства выражался в виде концессий. По своим организационным формам были как чистые концессии, так и смешанные общества. Во втором случае концессия представляла собой акционерное общество, в котором иностранный партнер и советская организация совместно участвовали в руководстве и организации деятельности какого-либо предприятия или в разработке природных ресурсов. Концессии предоставлялись в целях развития производительных сил в различных областях народного хозяйства. Наибольший удельный вес приходился на добывающую промышленность (48,5%), деревообрабатывающую (20,2%), металлообрабатывающую (10,0%). Смешанные концессии управлялись на паритетных началах, при этом, однако, не менее 51% всех акций принадлежало советской стороне. Такие предприятия действовали по нашим законам.

Концессии на территории СССР просуществовали несколько лет, а затем опыт их работы был забыт.

Основной смысл привлечения иностранного партнера к созданию СП может состоять в следующем:

1. получение передовой технологии и оборудования;

2. получение средств в свободно конвертируемой валюте (в счет вклада иностранного партнера) для приобретения вышеупомянутых технологий и оборудования;

3. получение гарантированного источника комплектующих изделий или отсутствующего в России сырья;

4. если вы, создавая СП, собираетесь осуществлять операции на внешнем рынке, иностранный партнер нужен для того, чтобы вы могли использовать торговые каналы и средства на этом рынке, которыми он располагает.

Основными целями участия иностранного партнера в создании СП па территории России являются:

1. увеличение производства товара с помощью экспорта капитала и снижение издержек производства за счет:

- освобождения своей продукции от пошлин;

- более низкой оплаты труда российских рабочих;

- приобретения сырья и энергоносителей на более благоприятных условиях;

- получения полуфабрикатов при незначительных транспортных расходах и беспошлинно;

- географической близости рынков сбыта;

- использования благоприятного уровня налогообложения прибыли.

2. утверждение на внутреннем рынке России. При решении вопроса о создании СП в России иностранный партнер учитывает целый ряд обстоятельств:

- политическую обстановку в стране;

- способность экономики смягчать кризисные явления;

- уровень инфляции;

- объем международной задолженности;

- валютную политику России;

- гарантии защиты иностранного капитала.

Интересы зарубежных партнеров в создании СП в своих странах с участием наших организаций заключаются в использовании наших богатых Курсов для повышения уровня прибыли, для сбыта своей продукции на наш емкий рынок. Поэтому оценка успеха работы СП на своем рынке производится нашими партнерами, главным образом, по величине получаемой прибыли.

После 1987 г. совместное предпринимательство набрало силу. Так, на территории России на 1 января 1992 г. действовало (а не просто зарегистрировано) 1200 СП (в 2 раза больше, чем в 1990 г.). Среди зарубежных партнеров основная доля в создании СП приходится на США (291 СП) и Германию (268 СП), далее идут Финляндия (151), Австрия (135), Италия (126), Великобритания (125), отстают Швейцария (95), Франция (64), Швеция (64), Япония (63). Что касается территориального размещения то на долю Москвы и Санкт-Петербурга их приходится более всего. Объем производства составил 18,4 млрд. руб. - в 2,7 раза больше в сопоставимых ценах, чем в 1990 г., в том числе промышленные СП - 13,4 млрд. руб., строительные - 0,3 млрд. руб., торговые - 0,4 млрд. руб. В области научно-исследовательских работ объем услуг составил 1 млрд. руб. СП были заняты производством станков, оборудования для изготовления швейных изделий, телефонной аппаратуры, вычислительной техники, обуви, рыбных продуктов. 70% СП относятся к производственным, в то время в 1990 г. 70% СП занимались торговлей. Работой в СП было занято 137 тыс. чел. Доля продукции СП в общем объеме экспорта составила ЕЦ. Экспорт возрос в 2,2 раза против 1990 г. Производительность труда на СП была в 2 раза выше, чем на российских государственных предприятиях. Вклад иностранных участников в СП составил 1,9 млрд. инвалютных рублей (по официальному курсу) и равен менее 40% в среднем в уставном капитале (приведены опубликованные данные о деятельности СП в России за 1991 г.).

Безусловным лидером по численности зарегистрированных СП являет Москва (1370 СП на конец 1993 г.) - 40% общего числа СП в России. Работало из них 860 СП. В Санкт-Петербурге создано 1000 СП, в Калининграде - 130, в Находке - 70. На долю СП приходится лишь 5% экспортно-импортных операций.

Принципиальными особенностями сотрудничества участников СП являются:

- соединение собственности взаимодействующих партнеров и образование на этой основе начального объема основных фондов и оборотных средств, принадлежащих СП;

- совместное управление процессами развития предприятия, производства и реализации выпускаемых им продукции или услуг;

- совместное несение производственного и коммерческого рисков предприятия;

- раздел части прибыли СП между партнерами на условиях, регламентированных нормативными актами нашей страны (как правило, пропорционально участию партнеров в формировании собственных средств предприятия).

В зависимости от целевых установок СП могут быть следующих видов:

- СП научно-исследовательского характера;

- СП производственного характера, при создании которых зарубежный инвестор преследует цель снижения издержек в процессе производства и сбыта продукции;

- закупочные СП, создаваемые с целью закупок на местном рынке более дешевого сырья, полуфабрикатов, необходимых для производства конечного продукта на предприятиях зарубежного партнера;

- сбытовые СП, создаваемые с целью освоения новых рынков сбыта как в стране местонахождения СП, так и в третьих странах;

- комплексные СП, в которых сочетаются различные виды деятельности.

Естественно, могут существовать и существуют СП смешанного типа.

В развитых капиталистических странах СП могут создаваться в виде акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, коммандитных товариществ, холдингов.

В учебном пособии под редакцией американских ученых Джеймса Добинна, Джеффери Беркта, Марка Саунера и Кеннета Крупски "Международные совместные предприятия" дается четкое определение СП, которое имеет специфические черты:

1. самостоятельное юридическое лицо;

2. определена доля владения этим лицом каждым из участников;

3. активное участие в управлении каждого члена СП или явный отказ от права участия в управлении.

Такое определение дает возможность отличить форму СП от других форм совместного предпринимательства.

Курс на создание СП на территории России является долгосрочным, однако иностранные инвестиции в экономику России сдерживаются внутренней политической и экономической нестабильностью.

К основным факторам, сдерживающим развитие СП на территории России, можно отнести следующие:

- нестабильность системы налогообложения и гарантий реализации прибыли;

- традиционный бюрократизм, бесчисленное согласование даже незначительных вопросов, отказы от уже согласованного и подтвержденного, пересмотр позиций в процессе согласования;

- негативное влияние на развитие СП несовершенства системы банковского обслуживания (отсутствие финансовых компаний, специализирующихся на лизинге и других формах кредитования экспорта, невозможность привлечения иностранных банков к кредитованию и финансированию СП, отсутствие гибкой системы налоговых льгот для поощрения создания наукоемких СП, внедряющих прогрессивные технологии в особо важных для народного хозяйства отраслях);

- позиция центральных финансовых и внешнеторговых органов, основанная на нежелании принимать на себя какой-либо финансовый риск, возникающий при вовлечении в создание СП мелких и средних западных фирм в связи с недостаточной надежностью их финансового положения. При этом известно, что именно малые фирмы являются в западной экономике катализатором научно-технического прогресса (НТП). Крупные же компании, с которыми предпочитают наши официальные органы иметь дело и которые могут предоставить гарантии известных иностранных банков, неохотно соглашаются планировать поставки продукции СП на внешние рынки, чтобы не создавать себе конкурентов. Создание у нас СП привлекает их широким доступом на огромный и растущий рынок. Мы же стремимся к развитию экспортной базы;

- неконвертируемость нашей валюты - рубля;

- слабое развитие инфраструктуры, коммуникаций, нехватка квалифицированной рабочей силы.

Условия работы СП на территории России.

Созданные и функционирующие на территории России СП имеют определенные льготы по налогообложению. Им разрешено:

- иметь рублевые счета;

- создание иностранных предприятий, т.е. предприятий со 100%-ным иностранным капиталом;

- приобретение российских акций и других ценных бумаг;

- приобретение права на пользование землей;

- участие в приватизации;

- переводить доходы в инвалюте за рубеж;

- покупать валюту на аукционах за счет рублевой прибыли;

- создание дочерних предприятий, филиалов и представительств у нас в стране и за рубежом;

- самим СП и ИП определять цену на свою продукцию.

Кроме того, СП, занятые в сфере материального производства и зарегистрированные до 1 января 1992 г., освобождаются от налога с прибыли в течение первых двух лет (Дальний Восток - трех) с момента получения ими балансовой прибыли. Этой льготой пользуются только те СП, у которых доля выручки от реализации производимой продукции составляет более 50% всей выручки. Поэтому по "Инструкции государственной налоговой службы РФ 6/111-92 г. № 4" СП должны вести отдельный учет выручки видам деятельности.

СП в соответствии с Указом Президента РФ № 629 от 14.06.92 г. и Инструкции ЦБ РФ № 7 от 29.06.92 г. имеют право не продавать обязательные для других предприятий 50% валютной выручки в Валютный резерв Центрального банка России, а реализовывать ее в течение 14 календарных дней после занесения валютных поступлений на транзитный счет на внутреннем рынке.

СП имеют право экспортировать следующие виды своей продукции без лицензий:

1. рыбу и рыбопродукты;

2. нефть и продукты переработки нефти;

3. кокс и коксующийся уголь;

4. цветные металлы, их сплавы,

5. минеральные удобрения;

6. синтетический каучук;

7. древесину, целлюлозу, пиломатериалы.

Эти льготы предоставляются СП, у которых доля иностранного партнера в уставном фонде более 30%.

В целом все налоги поглощают более 47% доходов СП (для сравнения - в Англии, США - 15-20%, в Аргентине - 20-25%).

В мае 1994 г. был издан Указ Президента РФ № 1004 "О некоторых вопросах налоговой политики", из которого следует, что производственные СП, зарегистрированные после 1 января 1994 г., уплачивают налоги с прибыли в следующем порядке:

1. в течение первых двух лет СП полностью освобождаются от уплаты налога;

2. на третий год СП выплачивают 25% от суммы налога;

3. на четвертый год выплачивается 50% от суммы налога. В случае прекращения деятельности СП до истечения пятилетнего срока сумма налога в федеральный бюджет берется в полном объеме за весь период деятельности СП. Очевидно, что действующий режим налогообложения неблагоприятен для создания СП на территории России.