3.1 История развития малого и среднего бизнеса-локомотив экономики (опыт Тайваня)
В начале 21 в. Различные международные форумы и организации не могут уделять серьезного внимания малому и среднему бизнесу - одному из главных факторов развития современной рыночной экономики. Будь то Мировой экономический форум в Давосе, или Организация экономического сотрудничества и развития, или региональные структуры, повсюду тема малого и среднего бизнеса занимает одно из первых мест в рейтинге экономических приоритетов. Не является исключением и международная организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)1, которая практически ежегодно обсуждает различные аспекты деятельности малого и среднего бизнеса. В августе 2003 г. на Тайване прошел первый форум (симпозиум) АТЭС "Передовой опыт совершенствования механизмов финансирования малого и среднего бизнеса на разных стадиях его развития". Этот форум принял рекомендации "Об общих направлениях использования передового АТЭС по совершенствованию механизмов финансирования малого и среднего бизнеса на разных стадиях его развития", которые были предложены министрам иностранных дел и торговли государств - членов АТЭС на встрече 17-18 октября 2003 г. для изучения. Было также принято решение провести форум по проблемам малого и среднего бизнеса.
Почему первый форум по проблемам малого предпринимательства прошел в Тайване? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Тайвань накопил огромный позитивный опыт в области развития малого и среднего бизнеса, который, как представляется, заслуживает тщательного анализа и творческого применения, в том числе и в России. В настоящее время малый и средний бизнес обеспечивает 78% занятости и 45% ВВП Тайваня, став по существу главным локомотивом развития экономики. Недаром китайская пословица гласит: "Маленькой лодке в отличие от большого корабля легче маневрировать", - как будто древние предвидели бурное развитие малого и среднего, а также микробизнеса.
В результате целенаправленных усилий инвестиции в новые технологии (в основном предприятия малого и среднего бизнеса) в течении двух лет (2000-2002) выросли с 22.274 млрд.долл. США до 28,702 млрд.долл. США. При этом главным источником инвестиций был частный капитал-89,6% общей суммы вложений, иностранный и государственный капиталы осуществили соответственно 8,4 2% инвестиций.
Власти Тайваня уделяют большое внимание поддержке малого и среднего бизнеса. В 1981 г. при министерстве экономики была создана Администрация по делам малых и средних предприятий, в обязанности которой вменено развитие данной сферы деятельности. С 1966г. в системе власти функционирует структура, ориентированная исключительно на обслуживании и развитии малого и среднего бизнеса.
Можно выделить 5 ключевых областей малого и среднего предпринимательства и поддержки бизнеса со стороны властей на Тайване.
1. Власти создали благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, обеспечив правовые основы его деятельности в изменяющейся среде, в частности, при вступлении Тайваня в ВТО.
2. Власти формируют основу для запуска и инкубации предприятий малого и среднего бизнеса, совершенствуя механизм поддержки предпринимательской и инновационной активности. Большое распространение получили курсы подготовки переподготовки кадров для предприятий малого и среднего бизнеса.
3. В целях расширения возможностей применения информационных технологий оказывается содействие предпринимателям в развитии электронной торговли. Для этого действует Центр по оказанию соответствующих услуг.
4. Для повышения эффективности управления предприятия развиваются с учетом местных особенностей, учитывается специфика района, на территории которого функционирует предприятие. Власти оказывают содействие в выживании и развитии малых предприятий, а также помогают в привлечении новых технологий, поиске сырья и обеспечении доступа к необходимой информации.
Совершенствуется система финансирования, расширяются возможности получать кредиты с предоставлением гарантий. Координируется деятельность фондов кредитов и взаимных гарантий.
5. Формируется сеть предоставления публичных услуг предприятиям малого и среднего бизнеса, совершенствуется механизм реализации принципа "одного окна". Кроме того, в случае необходимости им оказывается срочная помощь, вводится план финансовой поддержки, мобилизуются ресурсы власти. [5, с.123]
- Введение
- 1. Содержание предпринимательской деятельности
- 1.1 История зарождения предпринимательства
- 1.2 Основы предпринимательской деятельности в современной экономике
- 2. Эволюция предпринимательства
- 2.1 Эволюция теории предпринимательства за рубежом
- 2.2 Эволюция теории предпринимательства в рыночной экономике
- 3. Развитие и культура предприятий. Зарубежный опыт
- 3.1 История развития малого и среднего бизнеса-локомотив экономики (опыт Тайваня)
- 3.2 Конкурентоспособность и инновационность российских предприятий
- 3.3 Культура предпринимательства
- 3.4 Венчурное предпринимательство: мировой опыт и отечественная практика
- Заключение
- 1. Эволюция теории предпринимательства в рыночной экономике
- 17. Эволюция теории предпринимательства.
- Теория, эволюция и теория эволюции
- 10.1. Эволюция и развитие представлений о предпринимательстве в экономической теории.
- Теория прибыли и предпринимательства
- 3. Эволюция теорий прибыли и предпринимательства
- 2.1 Эволюция предпринимательства за рубежом.
- 1.2 История возникновения и эволюция теории предпринимательства
- 1.2. Эволюция термина «предприниматель» и «предпринимательство».