1.1 Административная экономика и причины возникновения кризиса
Административно-командная экономика - хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Методы и механизмы товарного производства и рыночной экономики не применяются или применяются в ограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений
Экономика любого государства, как и сам государственный аппарат, созданы с целью удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей лежит в основе любой экономической системы хозяйствования, но, в тоже время, каждая такая система предлагает свои специфические механизмы осуществления этого принципа, а так же имеет свою направленность - цель или целевую функцию.
Что касается плановой системы экономики, она провозглашает такую целевую функцию: экономика и производство, в частности, ориентированы на удовлетворение общественных и личных потребностей. Производство в интересах повышения благосостояния и развития всего сообщества трудящихся и каждого его члена является основным провозглашаемым мотивом установления плановой системы ведения хозяйствования.
Роль государства в экономике планового типа.
Как известно, государство - это аппарат управления и координации общественно-политической и экономической жизни общества. В интерпретации плановой экономики, государство приобретает ещё одну важнейшую функцию - оно становится экономическим центром и прямым управляющим звеном всей экономической системы. Это выражается в охране социалистической (государственной) формы собственности, строжайших координации производства и контроле за потреблением.
Государство, представляющее сообщество трудящихся, становится субъектом общественной собственности, что и обеспечивает контроль и главенствующую роль государства во всех сферах деятельности и на всех её этапах. Хотя при этом государство и не отвечает по обязательствам других субъектов собственности, равно как и они не отвечают по обязательствам государства.
Основа административной экономики - требования государственных и местных властей. Они всегда натурализуются в товарах и услугах. Противопожарные предписания обязывают приобретать пожарную сигнализацию и средства пожаротушения. Технические и энергетические - проверять метрологическое оборудование, обучать сотрудников, разрабатывать технические условия по нагрузкам сетей и внутренней электропроводки. Санитарно-гигиенические - проводить дезинфекцию и дезинсекцию помещений, следить за предельно допустимыми выбросами, проводить экспертизы, получать санитарные паспорта. Архитектурные - оформлять фасады к праздникам, озеленять газоны, ремонтировать подъезды. И так до бесконечности. Но нет ни одного обязательного требования, которое к сегодняшнему дню не обросло бы коммерческой деятельностью. Такая активность кажется похожей на обычную экономическую деятельность, но это территория экономического Зазеркалья. Поставщик, как правило, жестко определен. Конкуренция минимальна, а монополизация чрезвычайно высока. Объем закупок и ценовой диапазон зависят от взаимной упертости сторон и платежеспособности ответчика.
Попытаемся оценить примерные масштабы административной экономики. По расчетам фонда "Индем", в 2002 году объем внебюджетных финансовых ресурсов, привлекаемых в органы госконтроля, определялся в 33,5 млрд долларов. Свое независимое натурное обследование емкости рынка контрольно-надзорных услуг провело Экспертное управление президента Российской Федерации, по его данным она составляла в том же году 10 млрд долларов. Суммы в любом случае - более чем внушительные, значительно превышающие накопленные в Стабилизационном фонде РФ средства.
Всё вроде бы, как и должно быть, государство выполняет необходимые функции, соблюдаются правила, но всё же, финансовое положение России нельзя назвать хорошим. ВЦИОМ провел масштабное исследование отношения Россиян к экономическому Кризису. Как выяснилось практически каждый третий (31% опрошенных) верит, что это временное явление и ситуация скоро стабилизируется. Две трети Россиян не относят Россию к числу стран наиболее пострадавших от кризиса. Более того 37 % опрошенных уверены, что кризис для нашей страны - это возможность усилиться и укрепить свою роль в мире.
Важную роль в этой проблеме занимает вопрос:- А что способствует возникновению кризиса? Каковы причины его возникновения?
Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его.
Влияния на экономические результаты выразятся в снижении всех показателей экономической эффективности, росте затрат, необходимых для функционирования предприятия.
Влияния на социально-экономические результаты деятельности фирмы выразятся в противоречии интересов и степени их удовлетворенности отдельного человека, социальных групп или классов общества.
По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.
Антикризисное развитие - это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.
Признаки кризиса дифференцируются, прежде всего, по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления.
Таким образом, корни кризиса, вероятнее всего, следует искать внутри нашей экономики. И, судя по всему, готового ответа на этот вопрос пока нет ни у кого. Обоснованные предположения по поводу неэффективности управления, прежде всего, в госсекторах экономики, неграмотности денежно-финансовой политики ЦБ высказываются сейчас все громче. Но, если судить по оценкам экономистов, мы все еще довольно далеки от понимания истинных глубинных причин кризиса в экономике России.
- Введение
- Глава 1. Системный кризис и необходимость реформирования российской экономики
- 1.1 Административная экономика и причины возникновения кризиса
- 1.2 Финансовый кризис и формы его проявления
- 1.3 Необходимость реформирования российской экономики
- Глава 2. Формирование рыночных отношений в Российской экономике
- 2.1 Условия и предпосылки необходимые для развития рынка
- 2.2 Совершенствования отношений собственности на современном этапе
- Последствия экономических кризисов
- 3. Последствия экономических кризисов
- Экономические кризисы: понятие, причины и последствия.
- Последствия кризисов.
- 3. Причины экономических кризисов и их последствия.
- 11. Экономические кризисы: причины и последствия
- 012. Понятие кризиса социально-экономической системы. Виды, функции и социально-экономические последствия кризиса
- Мировой экономический кризис: причины и последствия.
- 2.2. Социально-экономические последствия российского экономического кризиса
- 1.3. Причины возникновения экономических кризисов и их последствия