logo
Экономический механизм управления прибылью в организации (ООО "Д.В.А")

1.1 Понятие прибыли, её виды и сущность

Как экономическая категория прибыль организации отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства. На уровне организации чистый доход принимает форму прибыли.

Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции.

Как отмечает В.А. Слепов, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли в организации означает, что ее доходы превышают все расходы, связанные с ее деятельностью. См. Слепов, В.А. Финансовая политика компании: учеб. пособие / В.А. Слепов. - М.: Экономистъ, 2010. С. 82

Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов организации. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития организации, материального поощрения работников.

Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. См. Пласкова, Н.С. Экономический анализ / Н.С. Пласкова. - М.: Эксмо, 2009. С. 124

Ориентация отечественной экономики на рыночные отношения потребовала пересмотра отношения к прибыли, что обусловлено ее особым местом в системе хозяйствования.

По представлениям О.Н. Лихачёвой, «прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов». Лихачёва, О.Н. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: учеб. пособие / О.Н. Лихачёва. - М.: Вуз. учеб, 2008. С. 73

Экономическое содержание прибыли тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как экономическая категория прибыль отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода. См. Кудина, М.В. Финансовый менеджмент / М.В. Кудина. - М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2009. С. 119

Основными функциями прибыли являются: учетная, оценочная, стимулирующая.

Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.

Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж. и себестоимостью (в сфере обращения - междуваловыми доходами и издержками обращения). Прибыль, являясь конечным результатом деятельности организации, создает условия для ее расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности. См. Дробозина, Л.А. Финансы / Л.А. Дробозина. - М.: ЮНИТИ, 2009. С. 266

Как отмечает В.А. Горемыкин, понятие «прибыль» имеет разные значения с позиции организации, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если организация (фирма) работает прибыльно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи. См. Горемыкин, В.А. Экономическая стратегия предприятия / В.А. Горемыкин. - М.: Альфа - Пресс, 2007. С. 134

Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, организации, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «прибыли», которую уплачивает организация в виде налога на прибыль и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы организации заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой прибыли организация решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте прибыльности организации, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

В отечественной экономической теории долгое время считалось, что единственным источником прибыли является труд. Это встречается очень редко, например, когда торговец покупает товар с целью его немедленной перепродажи по более высокой цене. Только в этом случае труд торговца выступает источником получения прибыли. Как свидетельствует опыт стран с развитой экономикой, возможны и другие варианты происхождения прибыли. В большинстве случаев получение прибыли является результатом реализации (производства) товара (услуги), основанной на привлечении нескольких факторов и прежде всего труда и капитала. При этом понятие прибыли связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, и с периодом, в течение которого происходит это обесценивание. См. Артеменко, В.Г., Беллендир, Н.В. Финансовый анализ / В.Г. Артеменко, Н.В. Беллендир. - М.: Финансы и статистика, 2008. С. 58

Прибыль, учитывая различия между ее ожидаемым и полученным уровнем, выполняет следующие четыре функции: См. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2009. С. 152

1) ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;

2) полученная прибыль выступает измерителем результатов деятельности организации;

3) часть полученной прибыли является источником самофинансирования предприятия;

4) часть прибыли поступает в качестве вознаграждения владельцам капитала (в условиях акционерной формы собственности).

Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики, в конечном счете, является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности организации, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

В зависимости от положения организации на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном - необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды - обеспечение конкурентоспособности организации. При этом максимизация прибыли в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров прибыли. Обеспечение необходимого объема прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии организации (фирмы), удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива. См. Бурмистрова, Л.М. Финансы организаций (предприятий) / Л.М. Бурмистрова. - М.: Инфа-М, 2007. С. 98

Основная цель деятельности организации (фирмы) находится в тесной связи с жизненным циклом. На стадии ее «рождения» главной целью выступает борьба за выживание, а основной задачей - выход на рынок (заявление о себе); на стадии «детства» - соответственно кратковременная прибыль при укреплении положения на рынке; в «юности» - ускоренный рост прибылей на основе роста реализации и завоевания своей части рынка; на стадии «ранней зрелости» - постоянный рост объемов и освоение новых направлений деятельности (диверсификация деятельности); на стадии «зрелости» организация заботится о своем имидже (когда возможны скидки с цены и другие меры, привлекающие покупателей к данной организации (фирме)) и сбалансированном росте всех показателей, на стадии «старения» - обеспечение сохранения завоеванных позиций и стабильности работы; на стадии «выживания» - поиск новых идей, способствующих омолаживанию организации. Оценка жизненных циклов организации (фирмы) с позиции прибыльности показывает, что она должна за период с рождения до зрелости обеспечить достижение максимальной прибыли, а это в свою очередь создаст предпосылки для ее возрождения на новом витке развития. См. Галицкая, С.В. Финансовый менеджмент / С.В. Галицкая. - М.: Эскимо, 2010. С. 301

Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.

В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.

Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности.

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов.

Прибыль (убыток) до налогообложения - это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные.

В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Операционные расходы - это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием

уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).

К внереализационными расходами относят штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов).

Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды).

Чистая прибыль - это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). К ним относятся страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.). См. Жиделяева, В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия / В.В. Жиделяева, Ю.Н. Каптейн. - М.: Дело, 2007. С. 131-133

Взаимосвязи показателей прибыли представлены на рисунке 1.1.

Для большинства организаций основной источник прибыли связан с ее производственной и предпринимательской деятельностью.

Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от снижения издержек производства.

Рис.1.1 Взаимосвязи показателей прибыли Лукасевич, И.Я. Финансовый менеджмент / И.Я. Лукасевич. - М.: Эксмо, 2007. С. 95

Кроме производственной и предпринимательской деятельности источником образования прибыли предприятия может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Этот источник поддерживается за счет постоянного совершенствования технологии, обновления выпускаемой продукции, обеспечения ее конкурентоспособности.

На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и др.

Внутренними факторами изменения прибыли могут быть основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции); неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.). См. Загородников, С.В. Финансы организаций (предприятий) / С.В. Загородников. - М.: Инфра-М, 2008. С. 69

При выборе путей увеличения прибыли ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли.