logo
Экономическое обоснование прибыли и рентабельности организации

1.2 Формирование и распределение прибыли

Прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.

На уровне организации в условиях товарноденежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров организации выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то возмещены лишь затраты на производство и реализацию продукции. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научнотехнического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, организация получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит ее в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Свою роль играют и убытки, они могут быть вызваны не компетенцией руководства организации, отсутствием объемов работ (в строительстве), порчей продукции (в торговле)[20, с. 42-45].

Монопольное положение товаропроизводителей искажает формирование прибыли как чистого дохода, приводит к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

Формирование прибыли основывается на соблюдении трех принципов:

- обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших затратах;

- накопление собственного капитала;

- выполнение обязательств перед государственным бюджетом.

Под распределением прибыли понимается порядок ее направления, определяемый законодательством. В настоящее время в России налог на прибыль составляет 24%, которые государство направляет на пополнение доходов бюджета. Цель анализа распределения прибылиустановить, насколько рационально распределяется прибыль с позиции самовозрастания (самоокупаемости) капитала и самофинансирования торговой организации. При этом обязательно исследуются направления использования прибыли, остающейся в распоряжении организации[17, с. 43-44].

На практике используется понятие внутреннего накопления капитала за счет прибыли, отчисляемой в резервный капитал (резервный фонд). В России резервный капитал (резервный фонд) создается и пополняется за счет прибыли только в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. В резервный фонд можно направлять не более 50% суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое назначениедля покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и при распределении прибыли в различные фонды организации. Существование резервного фонда определяет возможности выплаты дивидендов в случае недостатка суммы чистой прибыли[4, с. 20-22].

Направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, организация снижает темпы экономического роста и ограничивает возможности будущего потребления. Прибыль, направленная на инвестирование (капиталовложения), способствует ускорению экономического роста, тем самым расширяется возможности будущего потребления.

Торговляэто одна из наиболее выгодных отраслей капитальных вложений, так как срок их окупаемости сравнительно невелик. Применение более квалифицированной рабочей силы, прибыльное размещение капитала, внедрение новых технологий бизнеса зависят от такого фактора, как предпринимательская способность руководства организации[15, с. 40-42].

Одно из направлений использования прибылипогашение государственного целевого кредита, полученного из целевого внебюджетного фонда для пополнения оборотных средств, в пределах сроков его возврата. Погашение просроченного целевого кредита и уплат процентов по нему осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. Распределение прибыли предопределяет процесс ее использования. Схема распределения и использования прибыли торговой организации приведена на рис.1.1.

прибыль рентабельность

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис.1.1. Схема распределения и использования прибыли торговой организации.

В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении организации, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам. В акционерной организации фонды потребления находятся в собственности трудового коллектива организации, а фонды накопления в собственности акционеров, учредителей. Поэтому фонды потребления не могут быть отнесены к капиталу организации. Различие капитала и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления в результате чистой прибыли.

В фондах специального назначения аккумулируется значительная часть прибыли, зарезервированная или направленная на образование источников финансирования затрат на создание нового имущества организации, производственного назначения и социальной инфраструктуры, а также на нужды социального развития (кроме капитальных вложений), материальное поощрение работников. Фонды специального назначения показываются раздельно по двум самостоятельным направлениям прибыли: фонды накопления и фонды потребления. Фонды накопления объединяют ту часть прибыли, остающейся в распоряжении организации, которая направлена на строительство и приобретение основных фондов, то есть на создание нового имущества организации. При создании этого фонда организации ведут раздельный учет образования и использования фондов накопления, выделив для этих целей два субсчета «Фонд накопления образованный» и «Фонд накопления использованный»[7, с.45-46].

В составе фондов специального назначения, образуемых организацией за счет чистой прибыли, наибольшую долю занимают фонды потребления. Средства фондов потребления предназначены для финансирования расходов на социальные нужды (кроме капитальных вложений в социальную сферу) и материальное стимулирование коллектива организации. За счет средств фондов потребления работникам выплачивается премии, не связанные с производственными результатами, различного вида поощрения, вознаграждения за долголетнюю трудовую деятельность, в связи с юбилейными датами и в иных аналогичных случаях. Социальные и компенсационные выплаты, произведенные организацией сверх норм, установленных законодательством, также осуществляются за счет средств фонда потребления. К социальным выплатам относятся: материальная помощь, оплата путевок для работников и их детей на лечение и отдых, приобретение за счет организации медикаментов и тому подобное.

По экономическому содержанию фондыэто читая прибыль отчетного года либо прошлых лет, распределенная по фондам для ее целевого использования: на приобретение новой техники (фонд накопления); мероприятия социальной направленности (фонд социальной сферы), материальное поощрение (фонды потребления) и прочие нужды.

Распределение чистой прибыли одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого велико. Порядок распределения и использования прибыли в организации фиксируется в уставе организации и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом организации.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении организации, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество организации и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление использовать полностью. Остаток прибыли, не использованный на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости организации, о наличии источника для последующего развития.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, организации и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство организации стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

Таким образом, прибыль является важнейшим показателем, характеризующим финансовый результат деятельности организации. В увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей организации, повышает степень ее деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов, рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения[16, с. 80-82].