logo
Анализ формирования и использования прибыли в СПК "Колхоз Восток"

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

Прибыль выступает в качестве конечного финансового результата работы предприятия, является главной целью предпринимательской деятельности, служит показателем ее оценки. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, паев в уставном капитале предприятия, пополнения государственного и местного бюджетов.

Захарьин В.Р. говорит, что получение прибыли является основной целью предпринимательской деятельности организаций, занятых во всех отраслях народного хозяйства и независимо от организационно-правовой формы. Прибыль является одной из разновидностей финансового результата (другим является убыток), который формируется на счетах учета продаж и учета прочих доходов и расходов[17].

Климова Н.В. утверждает, что с одной стороны, прибыль отражает конечный финансовый результат, с другой - это главный источник финансовых ресурсов организации, формирующий собственный капитал. В условиях рыночной экономики ее величина определяет направления инвестирования. Учредитель вкладывает средства, прежде всего в доходные виды экономической деятельности, где можно достичь наибольшего прироста стоимости, так как это источник дальнейшего развития его бизнеса[19].

Исходя из работ Савицкой Г.В., можно сделать вывод что величина прибыли имеет стратегическое значение и для бюджетов всех уровней, поступая в виде налога для обеспечения выполнения различных государственных программ[27].

Егорова И.С. указала в своей работе, что: «исходя из значимости данного показателя, анализу формирования и распределения прибыли должно быть уделено особое внимание, цель которого - выявить резервы ее роста, необходимые для повышения уровня конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта»[15].

Попов Ю.Г. отметил, что в процессе анализа прибыли необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать динамику изменений показателей прибыли;

- оценить состав и структуру нераспределенной прибыли;

- провести факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг;

- оценить влияние факторов на величину прочих доходов и расходов;

- проанализировать распределение прибыли на предприятии;

- оценить показатели рентабельности;

- рассчитать резервы роста доходности организации и разработать мероприятия по их реализации.

Информационной базой для детального анализа прибыли является бухгалтерская отчетность, и в первую очередь форма N 2«Отчет о прибылях и убытках», которая содержит данные о размере выручки от продаж товаров, продукции, работ и услуг без НДС и акцизов; себестоимости проданных товаров; коммерческих и управленческих расходах; прочих доходах и расходах; чистой прибыли, а также расшифровку отдельных прибылей и убытков[26].

Маркарьян Э.А. отметил в своих трудах, что для инвесторов и аналитиков отчет о прибылях и убытках во многих отношениях документ более важный, чем бухгалтерский баланс, поскольку в нем содержится информация о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях[22].

Хочу обратить внимание на то, что экономический анализ имеет неразрывную связь с бухгалтерским учетом, проявляя двойственный характер. С одной стороны, сведения бухучета являются главным источником информации экономического анализа (более 70%). Не зная методики бухучета и содержания отчетности, очень трудно подобрать для анализа необходимые материалы и проверить их доброкачественность. С другой стороны, для того чтобы более качественно обеспечить анализ информацией, сделать ее более аналитичной, правдивой, точной, доступной и понятной, постоянно совершенствуется бухгалтерская отчетность. В этом направлении значимая роль отводится управленческому учету.

Эксперт журнала «Российский бухгалтер» Фаина Филина отметила, что проблемы анализа формирования, а особенно использования прибыли, обусловлены состоянием учета и отчетности. Множество предприятий и в настоящее время ведут бухгалтерский учет, формируя отчетность, малопригодную для целей экономического анализа, так как она представляет собой преимущественно налоговую отчетность[28].

Безруких П.С. указал, что эффективность предпринимательской деятельности должна включать не только детализированный анализ формирования прибыли, но и оценку результативности ее использования. Контроль за распределением прибыли на практике осуществляется посредством представления соответствующей отчетности. Однако календарный год, за который представляется отчетность, является частью общего периода развития организации. Поэтому внешнее проявление показателей может искажать реальную действительность. Бухгалтерская отчетность из-за отсутствия ее полноты отражения не позволяет сделать подробный анализ распределения прибыли. Между тем можно выделить следующие направления использования прибыли: отчисления в бюджет в виде налогов, в резервный или аналогичные по назначению фонды, выплата доходов участникам организации и на развитие бизнеса. Последнее включает расширение производства, обновление основных средств, техническое перевооружение, внедрение инноваций, материальное стимулирование работников организации, социальное развитие коллектива и т.д.[8].

Беркстайн Л.А. отметил, что в процессе анализа использования прибыли необходимо установить обоснованность структуры ее распределения по каждому направлению во взаимосвязи с показателями: рентабельность производства и продаж, величина прибыли и инвестиций на одного работника и на один рубль основных средств, коэффициент финансовой устойчивости и обеспеченности собственными оборотными средствами. Менеджмент финансовых результатов предполагает экономически обоснованное воздействие на факторы, способствующие наращиванию прибыли. Например, увеличение коммерческих расходов оправдано при условии роста товарооборота и активным продвижением товаров на рынки сбыта[9].

В трудах Друри К. сделан вывод о том, что распределение прибыли должно сочетать два разных подхода: с точки зрения государства и коммерческих организаций. Законодательные акты Российской Федерации направлены на регламентацию одних сторон хозяйственной деятельности организаций, а результат их исполнения зачастую имеет совершенно другой характер. В полной мере это выражается в противоречиях между нормативным регулированием бухгалтерского учета финансовых результатов и законодательством по налогообложению прибыли[14].

Распределение прибыли,возможно, при ее наличии в составе собственного капитала организации. Поэтому основным методологическим принципом учета нераспределенной прибыли должен стать принцип ограничения в распределении прибыли.

Сложность отражения распределения прибыли в бухгалтерском учете, в части ее реинвестирования в хозяйственную деятельность, вызвана отсутствием методики отражения в учете направления части капитала на производственное развитие организации. В нормативном регулировании бухгалтерского учета нет четкого понятия «расходы, связанные с производственным развитием организации». Средства чистой прибыли, направленные на развитие бизнеса, представляют собой капитализацию прибыли в активы предприятия, соответственно их отражение в учете осуществляетсязаписями на счетах активов, поэтому сумма собственного капитала организации не изменяется.

Таким образом, можно сказать, что управление прибылью зависит от степени детализации экономического анализа, организации бухгалтерского финансового и управленческого учета. Выявленные проблемы анализа формирования и использования прибыли позволяют сформулировать и обозначить следующие основные моменты:

1. Прибыль - стратегический показатель развития бизнеса, как с позиции предпринимателя (товаропроизводителя), так и региона и государства в целом.

2. Особенности формирования и учета прибыли приводят к искажению реального результата хозяйственной деятельности, в связи, с чем следует различать понятия экономической и бухгалтерской прибыли, а также учитывать их взаимосвязь.

3. Результаты анализа прибыли и рентабельности, включая качество аналитических исследований и рациональность на их основе последующих управленческих решений, будут зависеть от организации раздельного учета постоянных и переменных затрат, внедрения системы бюджетирования на предприятии. В условиях ведения управленческого учета методика факторного анализа прибыли и рентабельности усложняется математически, но ее результаты становятся более прозрачными с экономической точки зрения. Одно временно расширяются возможности использования информации в стратегическом перспективном анализе финансовых результатов деятельности организации.

4. Несовершенство учета распределения чистой прибыли и отсутствие ее полноты отражения в бухгалтерской отчетности не позволяют сделать подробный анализ распределения прибыли. Основным методологическим принципом учета нераспределенной прибыли должен стать принцип ограничения в распределении прибыли, сочетающий два подхода: с точки зрения государства и коммерческих организаций.

5. Необходимо установить обоснованность структуры распределения чистой прибыли по каждому направлению во взаимосвязи с показателями, характеризующими инвестиционную, экономическую, финансовую деятельность организации.