logo
Анализ экономических результатов, диагностика финансового состояния и оценка эффективности работы предприятия

4.1 Оценка доходности продаж продукции и услуг

Понятие рентабельности означает прибыльность, доходность и в аналитической практике относится к эффективности. Предприятие является рентабельным, если результаты от продаж продукции, работ и услуг покрывают его издержки и, кроме того, дают прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства [2].

Показатели рентабельности являются относительными и рассчитываются как отношение прибыли к стоимости использованных предприятием ресурсов. Экономический смысл показателей рентабельности заключается в размере получаемой прибыли с одного рубля вложенных средств. Эти показатели в наименьшей мере подвержены влиянию инфляции [2].

Наиболее распространенным показателем, оценивающим эффективность деятельности предприятия, является рентабельность продукции, т.е. размер прибыли на рубль затрат, вложенных в проданную продукцию.

Другой показатель - доходность продаж, который показывает размер прибыли с одного рубля проданной продукции.

Сравнение приведенных показателей позволяет оценивать эффективность производственной деятельности, выбирать наиболее выгодные направления деловой активности, рационально изменять ассортимент производимой продукции (работ, услуг), определять экономически целесообразные объекты для инвестирования.

Показатель доходности дает более наглядное представление о доходе предпринимателей не с позиции произведенных затрат, а с позиции объема проданной продукции.

Оценка доходности продаж продукции и услуг в ОАО «Глазов-молоко» представлена в таблице 4.1.

Таблица 4.1 Оценка доходности продаж продукции и услуг

Показатели

Номер строки

Базисный год

Отчетный год

Отклонение (+,-)

1

2

3

4

5

Выручка от продаж продукции (работ, услуг), тыс. руб.

1

804 834,00

1 059 052,00

254 218,00

Полная себестоимость проданной продукции, тыс. руб.

2

674 307,00

874 756,00

200 449,00

Прибыль от продаж, тыс. руб. (стр.01-стр.02)

3

130 527,00

184 296,00

53 769,00

Доходность продаж, % (стр.03/стр.01*100)

4

16,22

17,40

1,18

Величина активов, тыс. руб.

5

589 138,00

801 344,00

212 206,00

Коэффициент оборачиваемости активов, обороты (стр.01/стр.05)

6

1,37

1,32

-0,04

Рентабельность активов, % (стр.03/стр.05*100)

7

22,16

23,00

0,84

Анализируя таблицу 4.1, можно увидеть, что прибыль от продаж увеличилась на 53 769 тыс. руб. Это связано с тем, что объем продаж был увеличен на 254218 тыс. руб., себестоимость также увеличена на 200 449 тыс. руб.

Доходность продаж, также повысилась на 1,18% относительно базисного года.

Величина активов увеличилась на 212 206 тыс. руб., что повлекло за собой уменьшение коэффициента оборачиваемости активов на 0,04 пункта и увеличение рентабельности активов на 0,84%.

Таким образом, анализируя данные таблицы 4.2., можно сказать следующее: в условиях увеличения продаж на 256 218 тыс. руб. способствовало повышению доходности продаж, но увеличение себестоимости привело к снижению положительной для предприятия тенденции, поэтому повышение доходности незначительное и составляет всего 1,18%. Увеличение дохода с 1 руб. проданной продукции может быть одним из сигналов по укреплению рыночных позиций предприятия.