logo
Анализ экономической деятельности ОАО "Племенной зверосовхоз "Салтыковский""

4.1 Анализ доходности продаж продукции

Понятие рентабельности означает прибыльность, доходность и в аналитической практике относится к эффективности. Предприятие является рентабельным, если результаты от продаж продукции, работ и услуг покрывают его издержки и, кроме того, дают прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства.

Показатели рентабельности являются относительными и рассчитываются как отношение прибыли к стоимости использованных предприятием ресурсов. Экономический смысл показателей рентабельности заключается в размере получаемой прибыли с одного рубля вложенных средств. Эти показатели в наименьшей мере подвержены влиянию инфляции.

Наиболее распространённым показателем, оценивающим эффективность

деятельности предприятия, является рентабельность продукции Rn, т.е. размер прибыли на рубль затрат, вложенных в проданную продукцию:

где П - прибыль от продаж продукции; С - затраты на производство продукции (полная себестоимость с учётом коммерческих и управленческих расходов).

Другой показатель - доходность продаж (Дп), который показывает размер прибыли с одного рубля проданной продукции:

где В - выручка от продаж продукции.

Сравнение приведённых показателей позволяет оценивать эффективность производственной деятельности, выбирать наиболее выгодные направления деловой активности, рационально изменять ассортимент производимой продукции (работ, услуг), определять экономически целесообразные объекты для инвестирования.

Показатель доходности даёт более наглядное представление о доходе предпринимателей не с позиции произведенных затрат, а с позиции объёма проданной продукции. Этот показатель может быть модифицирован в формулу вида:

где q - количество проданных единиц продукции; р - цена продажи единицы продукции.

При фиксированном количестве проданных единиц продукции (q = const) изменение доходности зависит от цен продаж и себестоимости. Анализ эффективности работы предприятия с использованием рассматриваемых показателей проводится путём их сравнения за отчётный год с базисным или предыдущим. Проанализируем доходность продукции предприятия на примере данных таблицы 4.1.

Таблица 4.1

Оценка доходности продаж продукции

Показатели

Номер строки

Базисный год

Отчетный год

Отклонение за год (+,-)

1

2

3

5

6

Выручка от продаж продукции (работ, услуг), тыс. руб.

01

178307

149949

-28358

Полная себестоимость проданной продукции,тыс.руб.

02

(140151)

(102430)

(-37721)

Прибыль от продаж,тыс.руб.(стр.01-стр.02)

03

38156

47519

9363

Доходность продаж,%

04

21,4

31,69

10,29

Величина активов, тыс. руб.

05

241759

396900

155141

Коэффициент оборачиваемости активов, обороты

(стр.01:стр.05)

06

0,73

0,38

-0,35

Рентабельность активов,% (стр.03:стр.05)*100

07

15,78

11,97

-3,81

Сравнение приведенных показателей в таблице 4.1 позволяет оценивать эффективность производственной деятельности. Показатель доходности увеличился на 10,29%, что свидетельствует о доходе предприятия. Рассчитаем влияние на доходность продаж изменения цены и себестоимости проданной продукции способом цепных подстановок.

1. Изменение доходности продаж за счёт изменения цен реализации

2. Изменение доходности продаж за счёт увеличения себестоимости проданной продукции

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в условиях уменьшения объема продаж на 28358 тыс руб уменьшение цен на продукцию снизило положительную для предприятия тенденцию, а понижение себестоимости способствовало поддержанию доходности продаж, по этим причинам она имело увеличение доходности только на 10,29%.

На общее повышение доходности продаж положительным образом повлияло увеличение рентабельности использования активов на 3,81%.

Точность выполненных расчётов подтверждается проверкой совокупного влияния факторов:

=+ = -14,87+25,16 = +10,29