Анализ экономической деятельности ОАО "Фермер"

отчет по практике

2.1 Анализ результатов деятельности коммерческой организации

Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции в течение периода, превышающего 12 месяцев.

Операциями по поступлению основных средств является ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, внутренне перемещение.

Поступающие основные средства в ОАО "Фермер" принимает комиссия, назначаемая руководителем предприятия. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт о приемке-передаче основных средств. В нем указывается наименование объекта, год постройки, краткая характеристика объекта, первоначальная стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения. После оформления этот акт передают в бухгалтерию организации.

Бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический отдел ОАО "Фермер".

Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приеме оборудования. В нем указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии.

На дефекты, выявленные в процессе монтажа, составляется акт о выявленных дефектах оборудования, в котором указывается выявленные дефекты и мероприятия по их устранению. Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств.

Внутреннее перемещение объектов основных средств из одного цеха в другой на предприятии оформляют накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств. Она выписывается в трех экземплярах. Один передается в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств, третий передается получателю.

Операции по списанию основных средств в ОАО "Фермер" оформляют актом о списании основных средств, который составляется комиссией в двух экземплярах (один передается в бухгалтерию, второй остается у сотрудника, ответственного за сохранность объекта). В актах на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей, результат списания.

Синтетический учет наличия и движения основных средств в организации осуществляют на счетах 01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств", 91 "Прочие доходы и расходы".

Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, оформляют бухгалтерскими записями: Д 08 - К 75; Д 01 - К 08.

Безвозмездно полученные основные средства отражают проводкой: Д 08 - К 98/2. Стоимость безвозмездно полученных основных средств по мере начисления амортизации по ним списывается с субсчета 98/2 "Безвозмездные поступления" в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы".

При выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 "Основные средства" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту - все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов).

В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Амортизация объектов основных средств может производится одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений:

линейный способ;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции.

В ОАО "Фермер" амортизация начисляется способом уменьшаемого остатка, исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для учета амортизации на предприятии используется счет 02 "Амортизация основных средств".

Начисленную сумму амортизации по собственным основным средствам производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (23,25,26 и др.) и кредиту счета 02.

При выбытии собственных основных средств сумму амортизации по ним списывают в дебет счета 02 с кредита счета 01.

В ОАО "Фермер" ежегодно проводится инвентаризация основных средств. При ней комиссия, назначаемая руководителем, производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет документы, подтверждающие нахождение указанных объектов в собственности организации.

Выявленные излишки основных средств приходуются по рыночной стоимости по дебету счета 01 "Основные средства" с кредита счета 91 "Прочие доходы и расходы".

При недостаче и порче объектов основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет счета 94 "недостачи и потери от порчи ценностей", а сумму амортизации - с кредита счета 01 в дебет счета 02 "Амортизация основных средств". При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средства оценивают по продажным ценам и списывают с кредита счета 94 в дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают по дебету счета 94 и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов". По мере погашения задолженности ее виновником соответствующую часть списывают со счета 98 в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы". Если виновники не установлены, то недостающие и испорченные основные средства списывают у организаций с кредита счета 94 на финансовые результаты (счет 91).

Изучив учет основных средств в ОАО "Фермер", можно сделать вывод о том, что он соответствует ПБУ 6/01.

По объему и характеру производимых ремонтных работ ремонт основных средств может быть капитальным и текущим. Они различаются сложностью, объемам и сроками выполнения. Ремонты основных средств могут осуществляться хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, или подрядным способом (силами сторонних организаций). В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов. В ней указывают работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей, сметную стоимость ремонта в постатейном разрезе.

Приемка отремонтированного объекта из ремонта на предприятии оформляется актом о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств. После поступления акта в бухгалтерию, в инвентарной карточке делают отметку о произведенных работах. Кроме того, акт о приемке-сдаче служит основанием для списания фактической себестоимости капитального ремонта.

В ОАО "Фермер" фактические расходы, связанные с проведением и оплатой работ по ремонту основных средств, относятся прямо на счета издержек производства и обращения с кредита счета соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов (счета 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др.). Оприходование строительных и других материалов, полученных при ремонте объектов основных средств, осуществляется по дебету соответствующих материальных счетов (10) и кредиту счета 23 "Вспомогательное производство".

Закономерностями развития производства являются постоянное расширение основных фондов, внедрение современных машин и оборудования, укрепление материально-технической базы. Все это приводит к увеличению выпуска и реализации продукции, улучшению их качества, снижению себестоимости и повышению прибыли и рентабельности.

Основным источником анализа основных средств является финансовая отчетность: форма №1 "Бухгалтерский баланс" и форма №5 "Приложения к бухгалтерскому балансу", раздел 3 "Амортизируемое имущество"

Структура основных средств представлена на странице 2 формы №5. За 2008 год Приложение 5, за 2009 год Приложение 10.

Для того чтобы проанализировать структуру основных средств необходимо определить удельный вес каждой группы от общей стоимости основных фондов. На основе данных формы №5 составим таблицу 2.

Таблица 2 - Структура основных фондов за 2008 и 2009 годы КФХ "Фермер"

Наименование группы

Удельный вес, %

2008

2009

1 Здания

59,11

92,46

2 Сооружения и передаточные устройства

8,73

1,51

3 Машины и оборудование

22,76

4,05

4 Транспортные средства

0,59

0,11

5 Продуктовый скот

8,81

1,87

Всего:

100

100

Как видно из таблицы в 2008 и 2009 годах наибольший удельный вес в структуре основных фондов занимала группа "Здания”. Но если в 2008 году удельный вес этой группы составлял 59,11%, то в 2009 году увеличился на 33,35%. Это обусловлено тем, что в 2009 году были возведены два дополнительных корпуса свинарника-откормочника на 4500голов.

Так же изменения произошли в группе "Машины и оборудование”. Удельный вес этой группы в 2008 году составлял 22,76%, а в 2009 году значительно уменьшился, на 18,71%. Изменения в структуре этой группы произошли благодаря тому, что некоторое оборудование было списано в 2008 году.

Для оценки основных средств предприятий используют восстановительную стоимость, которая представляет собой стоимость производства или приобретения основных фондов в условиях и по ценам данного года. Чтобы её рассчитать, нужно первоначальную стоимость умножить на коэффициент переоценки. В анализируемом периоде переоценки основных средств не производилось.

Среднегодовая стоимость основных фондов определяется на основе первоначальной стоимости с учётом их ввода и ликвидации по следующей формуле.

Фср = Фп (б) + (Фвв*ЧМ) /12 - [Фл (12 - М)] /12, руб. (1)

где Фср - среднегодовая стоимость основных фондов;

Фп (б) - первоначальная (балансовая) стоимость основных фондов;

Фвв - стоимость введённых фондов;

ЧМ - число месяцев функционирования введённых основных фондов;

Фл - ликвидационная стоимость;

М - количество месяцев функционирования выбывших основных фондов.

Фср2008 = 24768,41 тыс. руб.

Фср2009 = 23542 + [ (105747*7+1622*6)] /12 - [1490* (12-8)] /12 = 85542,08 тыс. руб.

Физический износ основных фондов определяется на основании их сроков службы по формуле

Изн. (ф) = Тфн*100%, процентов (2),

где Тф - фактический срок службы (лет);

Тн - нормативный срок службы (лет).

По каждой группе основных фондов можно рассчитать коэффициент физического износа, который определяется как отношение стоимости износа основных фондов к первоначальной стоимости всех или отдельных видов, групп основных фондов.

Для расчета нормы амортизации используют следующую формулу:

На = [ (Ф п (б) - Фл) /Т] *100%, руб. (3),

где На - норма амортизации;

Ф п (б) - первоначальная (балансовая) стоимость основных фондов;

Фл - ликвидационная стоимость;

Т - срок службы основных фондов.

Из формы №5 (Приложение 5,10) видно, что амортизация составляет 923 тыс. руб. и 1488 тыс. руб. за 2008 и 2009 года соответственно. Таким образом, в 2008 году амортизация основных средств составила почти 15,7%, а в 2009 - 5,5%.

Для определения использования всей массы основных фондов на предприятиях, в отраслях народного хозяйства применяются обобщающие показатели (показатели интегрального использования основных производственных фондов).

Наиболее важный из них - фондоотдача основных фондов, определяемая как отношение стоимости продукции (валовой, товарной или реализованной) к среднегодовой стоимости основных фондов. Фондоотдача показывает, сколько продукции (или прибыли) получает организация с каждого рубля имеющихся у нее основных фондов.

Фо = Q/Фср, (4)

где Фо - фондоотдача;

Q - объём производства и реализации продукции, рублей;

Фср - среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, рублей.

Фондоотдача показывает общую отдачу от использования каждого рубля, затраченного на основные производственные фонды, то есть эффективность этого вложения средств.

Следующий обобщающий показатель - фондоёмкость. Эта величина, обратная фондоотдаче. Она рассчитывается как отношение стоимости основных производственных фондов к объёму выпускаемой продукции.

Фё = Фср/Q, (5)

где Фё - фондоёмкость;

Фср - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, рублей;

Q - объём производства и реализации продукции, рублей.

Показатель фондоёмкости характеризует уровень денежных средств, вложенных в основные фонды для производства продукции заданной величины.

Таким образом - фондоемкость показывает, сколько основных фондов приходится на каждый рубль выпущенной продукции. Если использование основных фондов улучшается, то фондоотдача должна повышаться, а фондоемкость - уменьшаться.

Фо2008 = 27624/24768,41 = 1,11

Фо2009 = 20307/85542,08 = 0,24

Фё2008 = 24768,41/27624 = 0,89

Фё2009 = 85542,08/20307 = 4,21

На основе проведенных расчетов фондоотдачи и фондоемкости ОАО "Фермер" в 2008 и 2009годах, можно сделать вывод, что использование основных фондов в 2009 году стало неэффективно.

Зарплатоотдача - это один из измерителей экономической эффективности труда. Он используется в случае, когда затраты труда выражаются величиной заработной платы. Иными словами, зарплатоотдача - это отношение целевого экономического показателя к затратам на оплату труда:

Зарплатоотдача = Целевой экономический показатель / Заработная плата (6).

Обычно в качестве целевого показателя работодателя выступают стоимостные показатели: выручка, прибыль, добавленная стоимость и т.д. В этом случае зарплатоотдача характеризует экономическую эффективность использования денежных средств, направленных на оплату труда наемных работников, т.е. способность фонда заработной платы приносить доход. Поэтому зарплатоотдачу называют также рентабельностью труда (от англ. rent - рентный доход, able - способный). Рентабельность труда показывает, во сколько раз доход работодателя, созданный трудом наемных работников, превышает их суммарную заработную плату.

Зарплатоемкостъ - это заработная плата, приходящаяся на единицу целевого экономического показателя. Зарплатоемкость является величиной, обратной зарплатоотдаче:

Зарплатоемкость = 1/Зарплатоотдача (7).

В случае, когда целевой экономический показатель выражается в стоимостных единицах, показатели зарплатоотдачи и зарплатоемкости являются безразмерными. Зарплатоемкость выражают также в процентах. Обычно зарплатоотдача больше единицы, а зарплатоемкость меньше единицы (меньше 100%).

Зарплатоотдача в экономике = Производительность общественного труда / Средняя заработная плата. (8)

Расчеты зарплатоемкости за 2008, 2009 годы в ОАО "Фермер" приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Анализ коэффициентов зарплатоемкости в резерве групп персонала ОАО "Фермер" за 2008-2009г. г.

№п/п

Показатели

2008 год

2009 год

Изменение затрат на 1 руб. выручки (нетто) от продаж (+; - ), коп.

Сумма относительной экономии затрат, тыс. руб.

сумма, тыс. руб.

затраты на 1 руб. выручки, коп.

сумма, тыс. руб.

затраты на 1 руб. выручки, коп.

1

Основные рабочие

3053,61

15

3219,36

12

-3

165,75

2

Вспомогательные рабочие

1568,07

8

1524,96

6

-2

-43,11

3

Административно-управленческий персонал

2228,31

11

2456,88

9

-2

228,57

4

Прочий персонал организации

1403,01

7

1270,8

5

-2

-132,21

5

Сумма затрат на оплату труда

8253

41

8472

32

-9

219

6

Выручка (нетто) от продаж

20307

х

26616

х

х

6309

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие трудового коллектива и др. Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т.е. составляет производственную себестоимость продукции. Предприятия производят также затраты по реализации (сбыту) продукции, т.е. осуществляют внепроизводственные, или коммерческие расходы (на транспортировку, упаковку, хранение, рекламу и др.).

Производственная себестоимость и коммерческие расходы составляют полную, или коммерческую, себестоимость продукции.

В соответствии с п.1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Но, помимо затрат, прямо или косвенно обусловленных процессом производства, предприятие несет и непосредственные затраты, которые не связаны с выпуском продукции (работ, услуг) и в себестоимость, как правило, не включаются. Анализ и оценка структуры затрат приведена в таблице 4.

Таблица 4 - Анализ и оценка структуры затрат ОАО "Фермер" за 2008, 2009 гг.

Показатели

Удельный вес в общем объеме, %

2008 год

2009 год

Себестоимость товарной продукции

100

100

Материальные затраты

59,79

65,21

Заработная плата с начислениями

33,76

23,41

Прочие переменные затраты

6,45

11,38

Из таблицы видно, что большая часть затрат в общей структуре приходится на материальные затраты, как в 2008, так и 2009 году. А наименьший удельный вес имеют прочие затраты.

Таблица 5 - Анализ себестоимости реализованной продукции ОАО "Фермер"

Показатели

2008 год

2009 год

Абсолютное значение, тыс. руб.

Удельный вес в общем объеме, %

Абсолютное значение

Удельный вес в общем объеме, %

Темп роста

Выручка от продаж

20307

100

26616

100

6309

Себестоимость продаж

-27019

133

-33983

127,68

-6964

Прибыль от продаж

-9344

46

-10771

40,47

-1427

Прочие доходы/расходы

11745

57

11345

42,62

-400

Налог на прибыль

-

-4

0,02

-4

Чистая прибыль

2401

11,8

-7773

29,2

-10174

По всем показателям, кроме выручки, наблюдается снижение. В том числе из таблицы видно, что и в 2008, и в 2009 году, себестоимость превышает выручку. Но удельный вес себестоимости в общем объеме выручки в 2009 году стал на 6% меньше, что является положительной динамикой.

Деление затрат по экономическим элементам определен ПБУ 10/99 "Расходы организации". Такой анализ дает возможность оценить изменения в организации производства, установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Расчеты приведены в.

Таблица 6 - Факторный анализ затрат организации в разрезе экономических элементов

№п/п

Показатели

2008 год

2009 год

Изменение затрат на 1 руб. выручки (нетто) от продаж (+; - ), коп.

Сумма относительной экономии затрат, тыс. руб.

сумма, тыс. руб.

затраты на 1 руб. выручки, коп.

сумма, тыс. руб.

затраты на 1 руб. выручки, коп.

1

Материальные затраты

16249

80

26170

98

18

9921

2

Затраты на оплату труда

8253

41

8472

32

-9

219

3

Отчисления на социальные нужды

921

4

924

3

-1

3

4

Амортизация

1488

7

3499

13

6

2011

5

Прочие затраты

267

2

1068

4

2

801

6

Итого затрат

27178

134

40133

151

17

12955

7

Выручка (нетто) от продаж

20307

х

26616

х

8

Рентабельность продаж, коп.

11,8%

-29,2%

Из таблицы видно, что рентабельность продаж в 2009 году значительно снизилась. Производство стало нерентабельным. Исходя из данных таблицы можно сказать, что на это повлияло значительное увеличение материальных затрат.

Чтобы произвести факторный анализ себестоимости, необходимо определить число факторов, влияющих на себестоимость. Известно, что каждый фактор влияет на себестоимость по-своему, одни из факторов влияют непосредственно, а другие косвенно, но каждое явление можно рассматривать как причину и следствие. Отсюда важным вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Полная себестоимость продукции может измениться из-за объема выпуска продукции, ее структуры, себестоимости единицы продукции и т.д. факторный анализ приведен в таблице 7.

Таблица 7 - Факторный анализ себестоимости выпущенной продукции по группах калькуляционных статей затрат

№ п/п

Статьи затрат

2008год

2009год

Изменение (+; - ) коп.

сумма, тыс. руб.

затраты на 1 руб. выпуска продукци, коп.

сумма, тыс. руб.

затраты на 1 руб. выпуска продукци, коп.

1

Материальные затраты

16249

80

26170

98

18

2

Заработная плата производственных рабочих с отчислениями по ЕСН

4621,68

23

4744,32

17,8

-5,2

3

Комплексные производственные расходы

49

0,2

49

0,2

0

4

Общехозяйственные расходы

3631,32

18

3727,68

14,4

-3,6

5

Расходы на продажу

6

0,03

35

0,13

29

6

Полная себестоимость выпущенной продукции

24557

1,21

34726

1,31

х

7

Объем выпускаемой продукции в ценах предприятия-изготовителя

20307

х

26616

х

х

Из проведенного анализа видно, что затраты на один рубль выпуска продукции очень высоки. В частности материальные затраты сосавлят 80 копеек и 98 копеек на рубль в 2008 и 2009 годах соответственно. Но как положительную динамику можно отметить снижение затрат на 1 рубль выпуска продукции в таких статьях, как заработная плата (не смотря на увеличение суммы затрат на оплату труда в целом), общехозяйственные расходы.

Делись добром ;)