1.2. Правовой статус, состав структура предприятия
ООО «Лина» было создано в январе 2001 г. Основной деятельностью предприятия является массовый пошив верхней женской одежды разнообразного ассортимента с последующей ее реализацией на рынке г. Ижевска. Правовая форма организации ООО «Лина» - общество с ограниченной ответственностью во главе находится частный предприниматель. Правоспособность ООО «Лина» является универсальной, так как, в соответствии со ст. 49 ГК РФ, которая согласно п. 3 ст. 23 ООО «Лина» может иметь гражданские права, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. ООО «Лина» - это предприятие, где владелец самостоятельно ведет дела в собственных интересах. Управляет производством, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем ее обязательствам. Обладает правом найма и увольнения работников, заключает договора, контракты. Преимущества ООО - простота организации, управления, экономическая мотивация (прибыль одному лицу). Недостатки - ограниченность финансовых и материальных ресурсов, отсутствие развитой системы внутренней специализации производства и управления, неограниченная ответственность. В соответствии со ст. 24 ГК РФ индивидуальная предпринимательская деятельность ведется ООО «Лина» на свой риск. ООО «Лина» отвечает по своим обязательствам как предпринимателя всем своим личным имуществом.
Структура управления предприятием - линейно-организационная. Линейно-организационная структура ООО «Лина» представлена на схеме.
директор |
|||||||
Закройщик технолог |
|||||||
Главный бухгалтер |
Портной 5 разряда дизайнер |
||||||
Портной 4 разряда |
Электрик |
||||||
Портной 3 разряда |
Механик |
Рисунок 2. «Линейно-организационная структура ООО «Лина».
Важный момент хозяйственной деятельности - планирование. ООО «Лина» - самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию. Основу планов составляет договоры, заключенные с поставщиками материалов, фурнитуры, необходимые для производства продукции. ООО «Лина» реализует свою продукцию по ценам, установленным самостоятельно. Основные поставщики материалов и фурнитуры представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Поставщики материалов и фурнитуры ООО «Лина» на 2006год
Поставщик |
Юридический адрес |
Наименование материалов и фурнитуры |
|
1. ЗАО «Текстильная фирма Купавна» |
Московская область, пос. Старая Купавна |
Драп, букле |
|
2. ЗАО «Вирго» |
Московская область, пос. Щелковский |
Драп |
|
3. ЗАО «Мир шерсти» |
Москва |
Драп |
|
4. Концерн «Ческил» |
Чернигов |
Бобрик |
|
5. ООО «Нео-текс» |
Корея |
Спандекс, ривьера |
|
6. ЗАО «Искож» |
Нефтекамск |
Дублерин |
|
7. ЗАО ТДК «Гамма» |
Москва |
Подклад, нитки, пуговицы, плечевые накладки, размеры, тесьма, ч/ш ватин |
|
8. ООО «Серебристая лиса» |
Ижевск |
Мех песца |
Как видно из таблицы, поставщики материалов и фурнитуры в большинстве своем являются иногородними. Хотя это и позволяет покупать материалы напрямую без посредников, но все же требует дополнительные расходы на доставку.
1.3. Выпускаемая продукция и оказываемые услуги
Основной деятельностью ООО «Лина» является пошив верхней женской одежды разнообразного ассортимента, с последующей ее реализацией на рынке г. Ижевска. Основной целью ООО «Лина» является получение прибыли. Цели, поставленные перед предприятием можно свести в таблицу, где также отражена степень достижения каждой цели на настоящий момент времени. Данные результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Цели предприятия, достигаемые в настоящее время
Цели предприятия |
Степень достижения на настоящий момент, % |
|
1. Выпуск новой продукции 2. Освоение рынков 3. Освоение новой технологии 4. Повышение качества трудовой жизни 5. Получение максимальной прибыли |
10 15 40 60 10 |
Проценты, указанные в таблице были получены путем оценки состояния предприятия и на сегодняшний день ни одна из поставленных целей не достигнута на 100%. Стремление к получению максимальной прибыли, а это основная цель большинства коммерческих предприятий, ориентирует на увеличение объемов продаж, необходимой потребителю. При существующей конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей в качественном товаре. Все поставленные цели связаны между собой. Таким образом, постановка любой цели влечет за собой мобилизацию денежных, временных, интеллектуальных и технологических ресурсов, направленных на ее достижение.
ООО «Лина» осуществляет производство следующих видов изделий:
- пальто женское демисезонное различного ассортимента;
- пальто женское утепленное ватином;
- пальто женское утепленное ватином, с отделкой из меха песца;
- плащи.
В таблице 6 показана номенклатура выпускаемых изделий предприятия.
Таблица 6 - Характеристика выпускаемой продукции ООО Лина
Наименование продукции в номенклатуре |
Назначение продукции (где и как применяется) |
Отличительные качественные характеристики |
|
1. Пальто демисезонное «полутрапеция» |
Весенне-осенний сезон |
Длинное, расширенное книзу, воротник «косоворотка». Ткань - драп, букле. |
|
2. Пальто демисезонное «классическое» |
Весенне-осенний сезон |
Длинное, прямое с поясом, английский воротник, сзади шлица. Ткань - драп, букле. |
|
3. Пальто демисезонное «свингер» |
Весенне-осенний сезон |
Укороченное, расширенное книзу. Воротник «косоворотка». Ткань - драп, букле. |
|
4. Пальто утепленное |
Осенне-зимний сезон |
Длинное, расширенное книзу, утепленное ватином. Ткань - драп, букле, бобрик. |
|
5. Пальто утепленное с отделкой из меха |
Зимний сезон |
Длинное, расширенное книзу, утепленное ватином. По краю воротника - опушка из меха песца, крашенного под цвет ткани. |
|
6. Плащи |
Весенне-летний сезон |
Длинные, укороченные; расширенные книзу, прямые. Ткань - спандекс, ривьера |
Принятая технология изготовления верхней женской одежды состоит из следующих операций:
- подготовка ткани и подкладочного материала;
- крой изделия;
- выкраивание дублерина;
- дублирование деталей кроя;
- «осноровка» (выравнивание) деталей кроя;
- выкраивание подклада;
- соединение изделия и подклада;
- окончательная влажно-тепловая обработка изделия.
Контроль качества происходит согласно системы качества ИСО 9001. Модель для обеспечения качества при проектировании или разработке, производстве, монтаже и обслуживании. Факторы, влияющие на изготовление доброкачественной верхней женской одежды:
1) непосредственно влияющие на качество продукции - это сырье, т.е. драп, использующийся для пошива изделий, это чистошерстяное сукно. При производстве изделий используются современные технологии. Все швейное оборудование, находящееся на предприятии является промышленным, не подвергшимся моральному износу и регулярно обслуживается механиком высшего разряда.
2) способствующие сохранению качества: отшитые и прошедшие тщательный контроль изделия упаковываются в специальные пакеты, соответствующие длине изделия; на них маркируются специальные ярлыки, на которых самым подробным образом описывается как хранить и ухаживать за чистошерстяным изделием.
1.4. Ресурсы предприятия
1.4.1. Основные фонды
Таблица 7 - Основные фонды ООО Лина
Название |
Стоимость содержания ( в месяц, в рублях ) |
|
Производственный цех (86 м.кв.) |
4500 |
|
Включая складское помещение (20 м.кв ) |
2000 |
|
Оборудование |
5000 |
|
Мебель |
0 |
|
Технические помещения ( 40 м.кв.) |
2000 |
|
Офис |
1000 |
|
Транспортное средство |
1000 |
|
Помещение магазина |
2000 |
|
Итого: |
17500 |
Как видно из таблицы 7 составляющими основных фондов ООО «Лина» являются производственный цех, складское помещение, оборудование, мебель, технические помещения, офис, транспортное средство, магазин. Общая ценность в месяц составила 17500рублей.
Пошив верхней женской одежды осуществляется в швейном цехе, который располагается на арендуемой площади 86 кв. м и имеет в наличии промышленное швейное оборудование. Количество единиц швейного оборудования представлено в таблице 8.
Таблица 8 - Технический парк оборудования ООО Лина
Наименование |
Назначение |
Количество, шт. |
|
1. Стачивающая швейная машина 22 класс |
Стачивающе-универсальная |
7 |
|
2. Стачивающая швейная машина 862 класс |
Стачивающее-беспосадочная, предназначенная для изделий из кожи |
1 |
|
3. Петельная швейная машина 25 класс |
Петельный полуавтомат для взметывания петель |
1 |
|
4. Петельная швейная машина «Минерва» 62761 |
Петельный автомат для взметывания петель на изделиях верхнего ассортимента |
1 |
|
5. Оверлок 51 кл. |
Для обметывания срезов изделий |
2 |
|
6. Пресс ГП-2,5 |
Для внутри процессной и окончательной ВТО изделий верхнего ассортимента |
1 |
|
7. Парогенератор |
Для удаления ласс готовых изделий |
1 |
|
8. Раскройный нож |
Электронож для кроя изделий верхнего ассортимента |
1 |
|
9. Утюги |
Для внутри процессной и окончательной ВТО |
4 |
1.4.2. Оборотные средства
Рассмотрим показатели оборотных средств ООО «Лина» (табл.9).
Таблица 9 - Оборотные средства ООО «Лина»
Название |
Расход ( в месяц, тыс. руб.) |
|||
Ткань |
20000 |
|||
Целлофан |
3000 |
|||
Фурнитура |
5000 |
|||
Бензин |
6000 |
|||
Электроэнергия |
15000 |
|||
Итого |
31000 |
Оборотные средства ООО «Лина»: ткань и фурнитура, целлофан, бензин, электроэнергия. Общий расход в месяц: 31000 рублей. Расход оборотных средств зависит от расчетного проекта и дизайна моделей (таблицы 10-12).
Таблица 10 - Единовременные затраты на художественно-конструкторский проект
Наименование |
Сумма (руб.) |
|
1. Приобретение CD диска в фирме «Вилар» |
250 |
|
2. Командировочные расходы |
3000 |
|
3. Картон для лекал |
1176 |
|
4. Энергозатраты ПК |
120 |
|
5. Заправка картриджа |
180 |
|
Итого |
4726 |
Таблица 11 - Переменные затраты на каждую модель
№ артикла модели |
Ткань и фурнитура (руб.) |
Заработная плата (руб.) |
Транспортные расходы (руб.) |
Итого (руб.) |
|
1/02 |
830 |
420 |
100 |
1350 |
|
2/02 |
740 |
400 |
90 |
1230 |
|
3/02 |
1490 |
450 |
110 |
2050 |
|
4/02 |
650 |
380 |
70 |
1100 |
|
5/02 |
790 |
420 |
80 |
1290 |
|
6/02 |
2100 |
550 |
120 |
2770 |
Таблица 12 - Постоянные затраты на выпуск изделий
Наименование |
Сумма, руб. |
|
1.1. Арендная плата за швейный цех 1.2. Арендная плата за отдел в ТЦ «Дельфин» 1.3. Арендная плата за контейнер |
84000 27600 42580 |
|
2. Отчисления во внебюджетные фонды |
13760 |
|
3. Заработная плата обслуживающего персонала |
15600 |
|
Итого |
183540 |
1.4.3. Персонал
На предприятии работает 10 человек. Общее управление деятельностью предприятия осуществляет индивидуальный предприниматель Мансурова. Профессионально-квалификационный состав кадров по категориям работников представлен в таблицах 13-14.
Таблица 13 - Штатное расписание
Наименование должности |
Количество (чел.) |
Уровень образования |
Стаж в этой должности |
|
1. Директор |
1 |
Средне-техническое |
1 год |
|
2. Закройщик |
1 |
Средне- техническое |
4 года |
|
3. Портной верхней женской одежды 5-го разряда |
2 |
Средне-специальное |
8 лет |
|
4. Портной верхней женской одежды 4-го разряда |
3 |
Средне-специальное |
5 лет |
|
5. Портной верхней женской одежды 3-го разряда |
1 |
Средне-специальное |
3 года |
|
6. Механик по обслуживанию швейных машин |
1 |
Средне-специальное |
24 года |
|
7. Электрик |
1 |
Средне-специальное |
20 лет |
Таблица 14 - Численность и ФОТ административно-управленческого персонала
Должность |
Количество Штатных единиц |
Месячный оклад, руб. |
Премии |
Фонд з/пл |
|||
% |
руб. |
месячный |
годовой |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Заведующий ателье |
1 |
2440,0 |
75 |
1830,0 |
4270,0 |
51240,0 |
|
Главный бухгалтер |
1 |
2160,0 |
70 |
1512,0 |
3672,0 |
44064,0 |
|
Технолог |
1 |
2160,0 |
70 |
1512,0 |
3672,0 |
44064,0 |
|
Конструктор |
1 |
2440,0 |
70 |
1708,0 |
4148,0 |
49776,0 |
|
Дизайнер |
1 |
2160,0 |
70 |
1512,0 |
3672,0 |
44064,0 |
|
Итого: |
5 |
19434,0 |
233208,0 |
1) Месячный оклад персонала определен исходя из ставки минимальной заработной платы предприятия и тарифного коэффициента, соответствующего разряда.
Мес.оклад. зав.ателье=1000*2,44=2440,0 (руб.)
Мес.оклад. глав.бух.=1000*2,16=2160,0 (руб.)
Мес.оклад. технолога=1000*2,16=2160,0 (руб.)
Мес.оклад. конструктора=1000*2,44=2440,0 (руб.)
Мес.оклад. дизайнера=1000*2,16=2160,0 (руб.).
2) Премии предусмотрены до 75% от оклада.
Все представленные данные численности и фонда заработной платы сведены в таблицу 15.
Таблица 15 - Численность и фонд заработной платы
Категория работающих |
Численность в 2-х смен., чел. |
Годовой фонд заработной платы, руб. |
|
1. Рабочие основного производства |
9 |
476 602,4 |
|
2. Рабочие вспомогательных процессов |
4 |
118 176,0 |
|
3. Административно-управленческий персонал |
5 |
233 208,0 |
|
Всего работников предприятия |
18 |
827 986,4 |
1.5. Организация производства и оплата труда
Формы, размер заработной платы труда работников директор устанавливает самостоятельно. ООО «Лина» обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, безопасные условия труда и несет ответственность, в установленном законом порядке, за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности. Работники предприятия подлежат обязательному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию на условиях, установленных действующим законодательством. В соответствии с законодательством, рабочие и служащие обязаны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие приемы и правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях на территории предприятия. Производительность труда и самочувствие работающего во многом зависит от состояния окружающей среды и, прежде всего, от изменения температуры, влажности, скорости и движения воздуха, атмосферного давления, теплового излучения. Общие санитарно-гигиенические требования по воздуху в рабочей зоне устанавливается ГОСТом 12.1.005-88.
В помещениях при выполнении работ, связанных с нервно-эмоциональным напряжением, должны соблюдаться следующие оптимальные величины: 1) температура воздуха 22-24 С; 2) относительная влажность 40-60%; 3) скорость движения воздуха не более 0,1 м/с;
Один из основных вопросов безопасности труда - организация рационального освещения. При неудовлетворительном освещении резко снижается производительность труда, возможны несчастные случаи, проявление близорукости, быстрая утомляемость. В зависимости от источника света производственное освещение может быть трех видов: естественное, искусственное и совмещенное. Величина естественного и искусственного освещения регламентируется СНиП 1147 «Естественное и искусственное освещение» и составляет от 200 до 400 лк, в зависимости от целевого назначения помещения.
Рабочее освещение в производственных помещениях установлено с применением люминесцентных ламп и ламп накаливания в виде общего освещения и локализованным размещением светильников. Люминесцентные лампы и лампы накаливания, применяемые для совмещенного освещения, заключены в защитную и светорассеивающую арматуру и плафоны. Все плафоны пронумерованы. Для местного освещения используются светильники с непросвечивающими отражателями.
Шум - совокупность звуков различных по уровню и частоте, которые возникают результате колебательного процесса. Шум на рабочих местах в помещении создается внутренними источниками: техническими средствами, устройствами кондиционирования воздуха, а также шумом, проникающим извне. Являясь общебиологическим раздражителем, шум не только действует на слуховой аппарат, но и может привести к расстройству сердечно-сосудистой и нервной системы, способствует возникновению гипертонической болезни.
Борьба с шумом и вибрацией на предприятии проводится по следующим направлениям:
1) совершенствование оборудования;
2) рациональное планирование помещений с шумными объектами;
3) применение защитных средств.
Уровни шума и вибрации на предприятии не превышают санитарных норм.
Нормы технологического проектирования в швейном цехе приняты, согласно приказу Минбыта РСФСР от 06.04.82 № 123, согласованных с Госстроем РСФСР и Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения России. Расстояния между технологическим оборудованием и элементами производственного помещения представлены в таблице 16.
Таблица 16 - Расстояние между технологическим оборудованием в швейном цехе.
Наименование оборудования |
Наименьшее расстояние в м между |
|||
Рабочими сторонами оборудования |
Рабочей стороной оборудования и стеной |
Торцевыми сторонами оборудования |
||
1. Раскройный стол |
1,5 |
0,8 |
- |
|
2. Швейная машина |
1,5 |
0,8 |
- |
|
3. Стол для утюжильных работ |
1,5 |
0,8 |
- |
|
4. Стол для ручных работ |
1,5 |
0,8 |
- |
|
5. Пресс |
1,5 |
1,0 |
0,6 |
|
6. Отпариватель |
1,5 |
1,5 |
0,6 |
Норма производственной площади на одно рабочее место в швейном цехе составляет 6 кв.м при изготовлении одежды и 7 кв.м при раскрое одежды. Основным документом, определяющим номинальную необходимую величину освещенности рабочей поверхности и системы освещения цеха является СНиП 11-4-79 «Естественное и искусственное освещение». Нормы искусственного освещения в швейном цехе представлены в таблице 17.
Таблица 17 - Нормы искусственного освещения рабочих поверхностей
Наименование |
Г - горизон- тальная плос- кость норми- рования ос- вещенности и ее высота от пола, м |
Освещен- ность ра- бочих по- верхностей |
Показатель дискомфо- рта, не более |
Коэффици- ент пуль- сации ос- вещеннос- ти, % , не более |
|
1.Общее освещение ( в системе комбинированного) |
Г - 0,8 |
750 |
40 |
20 |
|
2. Общее + местное освещение |
Г - 0,8 |
2000 |
- |
- |
1.6. Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии
Основные покупатели - женщины от 20 до 55 лет: служащие /45%/, рабочие студенты /19%/, пенсионеры - 22%, сельское население - 14% т.е. в основном люди с небольшим доходом. Наибольшим спросом продукция пользуется у городского населения, а также жительниц районных центров Основными сегментами рынка являются:
1) женщины, не следующие моде, которые стараются купить товар практичный, удобный, не обращая зачастую внимание на внешний вид товара, стараясь купить как можно дешевле;
2) женщины, следующие моде, их не интересует качество, прочность, а только внешний вид, цена же практически им безразлична.
Рисунок 3. Сегменты рынка ООО Лина г.Ижевск
Цель стратегии маркетинга настоящего проекта состоит в увеличении доли ООО "Лина" на рынке оказания услуг по пошиву одежды г. Ижевска, в активном продвижении на рынок новых и интерестных моделей и повышении качества выпускаемых изделий. Схема распространения продукции ООО «Лина»: производство - склад - оптовики - розница - магазин. Транспортировка товара - оптимальная. Используется свой транспорт. Склад расположен на территории арендуемого помещения. ООО «Лина» предпочитает вести продажу изделий, самостоятельно находя потребителей в регионах. Запасы на складах находятся в соотношении 1/3.
Политика ценообразования предприятия направлена на поддержание оптимального сочетания цены и качества. Отпускные оптовые цены являются вполне конкурентоспособными на рынке пошива одежды г. Ижевска. Привлекательный для конкурентов-ателье и потребителей уровень цен совместно с мероприятиями по повышению качества изделий и активному продвижению ее на рынок позволяют с большой вероятностью прогнозировать увеличение объема продаж в 2008 году. Ценообразование на ООО «Лина» происходит исходя из затрат на производство + прибыль. Рекламе на предприятии не уделяется должного внимания, отсюда планируется разработать рекламную стратегию ателье.
Анализируя главу 1, надо сделать вывод, что ООО «Лина» имеет очень много сильных конкурентов в городе. Основной интерес для потребителей продукции ООО «Лина» представляет верхняя одежда. Потенциал ООО «Лина» достаточно высокий благодаря хорошему коллективу и умелому руководству предприятия.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО "ЛИНА"
2.1. Анализ динамики экономических показателей ООО «Лина»
Цель анализа состоит не только в том, чтобы установить и оценить хозяйственную деятельность предприятия, но и также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на улучшение состояния предприятия. Для анализа финансового состояния предприятия необходимо рассмотреть и проанализировать финансово-экономические показатели за 2006 г. (табл. 18), а также динамику реализации готовой продукции поквартально /табл. 19/
Таблица 18 - Финансово-экономические показатели деятельности предприятия
Показатели |
2006 г. |
|
1. Объем товарной продукции, руб. |
1428550 |
|
2. Себестоимость товарной продукции, руб. |
1113380 |
|
3. Объем реализованной продукции, руб. |
1183750 |
|
4. Себестоимость реализованной продукции, руб. |
936470 |
|
5. Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб. |
0,78 |
|
6. Среднесписочная численность, чел. |
10 |
|
7. Производительность, руб. |
158728 |
|
8. Прибыль, руб. |
247280 |
|
9. Рентабельность продаж, % |
21,1 |
Таблица 19 - Динамика реализации готовой продукции ООО «Лина» за 2006 г.
Показатели |
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. Объем реализованной продукции, руб. |
275100 |
232850 |
264200 |
411600 |
|
2. Себестоимость реализованной продукции, руб. |
210176 |
182089 |
211360 |
332845 |
|
3. Прибыль, руб. |
64924 |
50761 |
52840 |
78755 |
|
4. Рентабельность продаж, % |
23,6 |
21,8 |
20 |
19,1 |
Данные таблиц 18-19 показывают, что предприятие остается прибыльным и достаточно рентабельным. Затраты на один рубль товарной продукции составляют 0,78 руб. Но, несмотря на относительно неплохие результаты в поквартальном исчислении отдача от вложенных средств (рентабельность продаж) уменьшается. Это связано с увеличением текущих затрат, в то время как цены на продукцию оставались неизменными, так как для сохранения конкурентного преимущества цены на продукцию предприятия необходимо оставлять низкими по сравнению с ценами конкурентов в этой отрасли. Рост прибыли позволяет ООО «Лина» самофинансировать свою деятельность, удовлетворять растущие социальные и материальные потребности коллектива. За счет получаемой прибыли выполняются обязательства перед бюджетом, поставщиками.
Таблица 20 - Объемы выпуска, продаж и остатки готовой продукции в 2006 году
Наименование |
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
|
1. Объем выпуска, шт. |
203 |
192 |
192 |
205 |
|
2. Объем продаж, шт. |
182 |
177 |
160 |
131 |
|
3. Остатки готовой продукции на складе, шт. |
21 |
36 |
68 |
142 |
Согласно данным таблицы 20, мы видим, что объем выпуска к четвертому квартaлу увеличился в связи с созданием новых моделей. Но объем продаж уменьшился в связи с уменьшением затрат на рекламу ателье и производимой продукции поэтому и остатки готовой продукции на складе значительно увеличились.
Анализ финансово-экономических показателей предприятия (таблица 21) показал, что, несмотря на относительно неплохие результаты в поквартальном исчислении отдача от вложенных средств (рентабельность продаж) уменьшается. Это связано с увеличением затрат, в то время, как цены на продукцию оставались неизменными.
Таблица 21 - Выпуск и реализация продукции ООО Лина по отдельным видам номенклатуры
Наименование изделия |
Количе- ство выпус- каемой продук- ции, шт. |
Стои- мость выпус- каемой продук- ции, руб. |
Количес- тво реа- лизован- ной про- дукции, шт. |
Стои- мость реализо- ванной продук- ции, руб |
Остат- ки го- товой проду-кции,. шт. |
Стои- мость остат-ков готовой продук- ции, руб. |
|
1. Пальто демисезонное «полутрапеция» |
192 |
297600 |
184 |
285200 |
8 |
12400 |
|
2. Пальто демисезонное «классическое» |
131 |
203050 |
77 |
119350 |
54 |
83700 |
|
3. Пальто д/с «свингер» |
75 |
97500 |
48 |
62400 |
27 |
35100 |
|
4. Пальто утепленное |
132 |
264000 |
92 |
184000 |
40 |
8000 |
|
5. Пальто утепленное с отделкой из меха песца |
140 |
420000 |
130 |
390000 |
3 |
3600 |
|
6. Плащи |
122 |
146400 |
119 |
142800 |
3 |
3600 |
|
Итого |
792 |
1428550 |
650 |
1183750 |
142 |
244800 |
Сопоставление произведенной и реализованной продукции в 2006 году показал, что имеет место негативная тенденция к увеличению остатков готовой продукции на складе. Таким образом, на предприятии сложились две проблемные ситуации: уменьшение рентабельности продаж и негативная динамика запасов готовой продукции на складе.
2.2. Анализ финансового состояния (анализ динамики баланса)
В таблице 22 сведены факторы, оценивающие финансовое положение предприятия.
Таблица 22 - Определение финансового положения фирмы
Факторы |
Оценка факторов |
|||
Отдача на вложение |
Низкая |
2 |
Высокая |
|
Финансовый рычаг |
Несбалансированный |
4 |
Сбалансированный |
|
Ликвидность |
Несбалансированная |
4 |
Сбалансированная |
|
Степень удовлетворения потребностей в капитале |
Низкая |
3 |
Высокая |
|
Поток платежей в пользу фирмы |
Малый |
4 |
Большой |
|
Выход с рынка |
Сложный |
6 |
Легкий |
|
Рискованность бизнеса |
Высокая |
2 |
Низкая |
|
Оборачиваемость запасов |
Медленная |
5 |
Быстрая |
|
Среднее значение |
3,75 |
Таблица 23 - Структура и динамика активов ООО Лина за 2006 год
Статьи актива |
На начало периода |
На конец периода |
Абсол. отклоне-ние |
Темп роста% |
|||
Тыс.руб. |
В %-ах |
Тыс.руб. |
В %-ах |
||||
Внеоборотные активы, всего В том числе: Нематериальные активы Основные средства Незавершенное строительство Долгосрочные финансовые вложения |
15506 32 9376 6059 39 |
55,3 0,1 33,4 21,6 0,1 |
15333 - 9192 6102 39 |
50,4 0 30,2 20,1 0,1 |
-173 -32 -184 43 0 |
-1,1 0 -2 0,7 0 |
|
Оборотные активы, всего В том числе: Запасы НДС Дебиторская задолженность Краткосрочные финансовые вложения Денежные средства Прочие оборотные активы |
12531 2531 546 9219 85 150 |
44,7 9,0 2,0 32,9 0,3 0,5 |
15066 4073 434 9908 501 150 |
49,6 13,4 1,4 32,6 1,6 0,5 |
2535 1542 -112 689 416 0 |
20,2 60,9 20,5 7,5 489,4 0 |
|
Баланс |
28037 |
30399 |
Как видно из таблицы 23, на конец года произошло увеличение в основном оборотных статей актива на 20,2 % ( 2535 тыс руб.). На это в большей степени повлияли запасы предприятия, на 1542 тыс.руб., денежные средства возросли на 489,4 %. Общая стоимость имущества понизилась на 173 тыс. руб. (т.е. на -1,1%). На это повлияло начисляемая амортизация, новые вложения были, но пока остаются в незавершенном производстве. В целом увеличение всех показателей можно объяснить темпами роста оказываемых услуг.
Таблица 24 - Структура и динамика пассивов ООО «Лина» за 2006 год
Виды пассивов (источников финансовых ресурсов) |
На начало года |
На конец года |
изменения |
Динамика,% |
||||
т.р. |
% |
т.р. |
% |
т.р. |
% |
|||
1. Собственные средства Уставной капитал Добавочный капитал Резервный капитал Фонды социальной сферы Нераспределенная прибыль отчетного года |
18266 3 - 14472 3727 - |
65,1 0,01 51,6 13,3 |
18840 3 - 14046 4727 - |
62,0 0,01 46,2 15,5 |
574 0 -426 1000 |
24,3 0 -18,0 42,3 |
3,1 0 -2,9 26,8 |
|
2. Заемные средства |
18 |
0,06 |
18 |
0,06 |
0 |
0 |
0 |
|
3. Привлеченный капитал, всего: В том числе: - кредиторская задолженность - поставщикам и подрядчикам - персоналу организации - государственным внебюджетным фондам - бюджету - прочим кредиторам Прочие краткосрочные пассивы |
9771 6520 4445 304 470 988 313 3233 |
34,8 23,2 15,8 1,1 1,7 3,5 1,1 11,5 |
11559 5996 3136 523 270 1282 785 5545 |
38,0 19,7 10,3 1,7 0,9 4,2 2,6 18,2 |
1788 -524 -1309 219 -200 294 472 2312 |
75,7 -22,2 -55,4 9,3 -8,5 12,4 20,0 97,9 |
18,3 -8,0 -29,4 72,0 -42,5 29,8 150,8 71,5 |
|
4. Итого пассивов (источников) |
28037 |
30399 |
2362 |
Из таблицы 24 видно, что увеличение стоимости имущества на 2362 тыс. руб. обусловлено, увеличением собственных средств предприятия на 574 тыс. руб., а так же увеличением прочих краткосрочных пассивов на 2312 тыс. руб. (71,5 %).
Таблица 25 - Абсолютные показатели ликвидности баланса и платежный баланс (тыс. руб.)
актив |
Условные обозначения |
На начало года |
На конец года |
Пассив |
Условные обозначения |
На начало года |
На конец года |
Платежеспособность изл.+, недостаток - |
Условие платежес пособности |
||
начало года |
конец года |
||||||||||
Наиболее ликвидные активы |
Наиболее срочные обязательства |
||||||||||
Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения |
А1 |
85 |
501 |
Кредиторская задолженность |
П1 |
6520 |
5996 |
-6434 |
-5495 |
А1 > П1 |
|
Быстрореализуемые активы |
Краткосрочные обязательства |
||||||||||
Дебиторская задолженность за исключением долгосрочной, товары отгруженные |
А2 |
9226 |
9908 |
Краткосрочные кредиты и займы |
П2 |
2971 |
5563 |
6255 |
4345 |
А2 > П2 |
|
Медленнореалезуемые активы |
Долгосрочные обязательства |
||||||||||
Запасы товаров и материальных ценностей без товаров отгруженных, НДС |
А3 |
3220 |
4657 |
Долгосрочные кредиты и займы |
П3 |
280 |
- |
2940 |
4657 |
А3 > П3 |
|
Труднореализуемые активы |
Постоянные пассивы |
||||||||||
Основные средства и прочие внеоборотные активы долгосрочная дебиторская задолженность |
А4 |
15506 |
15333 |
Собственные средства |
П4 |
18266 |
18840 |
2760 |
3507 |
А4< =П4 |
|
Баланс |
28037 |
30399 |
Баланс |
28037 |
30399 |
51
Рыночные условия хозяйствования обязывают предприятие в любой период времени иметь возможность срочно погасить внешние обязательства. Из таблицы 25 мы видим, что предприятие считается платежеспособным, его общие активы больше, чем долгосрочные и краткосрочные обязательства. Предприятие ликвидно, его текущие активы больше, чем краткосрочные обязательства.
Анализ показателей финансовой устойчивости, платежеспособности и деловой активности ООО «Лина» (таблицы 26-28).
Таблица 26 - Показатели ликвидности ООО «Лина» за 2006 год
Показатели |
На начало года |
На конец года |
Изменения на конец года |
Рекомендуемые значения |
|
Коэффициент текущей ликвидности |
1,3 |
1,3 |
0 |
2-4 |
|
Коэффициент быстрой ликвидности |
1 |
0,9 |
-0,1 |
0,5-1 |
|
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,01 |
0,04 |
0,03 |
~0,2 |
Значение коэффициента абсолютной ликвидности признается достаточным, если оно составляет от 0,2 до 0,5. На анализируемом предприятии, на начало года коэффициент абсолютной ликвидности был ниже нормы, к концу года он вырос на 0,03. По данному коэффициенту мы можем сказать, что на конец отчетного года предприятие не может покрыть имеющимся у него банковским активом большинство наиболее срочных обязательств и краткосрочные пассивы. Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам, можно погасить, мобилизуя все оборотные средства предприятия. Таким образом, на начало года значение коэффициента было в пределах нормы (1,3). На конец года коэффициент текущей ликвидности остался на прежнем уровне. Из расчетов видно, что значение коэффициента быстрой ликвидности к концу года понизилось, но все равно остается на удовлетворительном уровне.
Таблица 27 - Показатели финансовой устойчивости ООО «Лина» за 2006 год
Показатели |
На начало года |
На конец года |
Изменения на конец года |
Рекомендуемые значения |
|
Коэффициент автономии |
0,7 |
0,6 |
-0,1 |
> 0,5 |
|
Коэффициент маневренности |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,2-0,5 |
|
Коэффициент зависимости |
0,7 |
0,5 |
-0,2 |
||
Коэффициент финансовой устойчивости |
0,6 |
0,6 |
0 |
Коэффициент автономии показывает долю собственных средств в общей сумме всех средств предприятия, авансированных им для осуществления уставной деятельности. Чем выше доля собственного капитала, тем больше шансов у предприятия справится с непредвиденными обстоятельствами, возникающими в рыночной экономике. Минимальное пороговое значение коэффициента автономии оценивается на уровне 0,5. В нашем предприятии коэффициент автономии на конец года уменьшился и составил 0,6, но он все равно соответствует пороговому значению коэффициента автономии. Таким образом, на анализируемом предприятии наблюдается пониженный рост его финансовой независимости. Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственных средств находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно ими манипулировать. На анализируемом предприятии коэффициент маневренности на конец года стал равен верхнему порогу суммы (0,2).
Таблица 28 - Показатели деловой активности ООО «Лина» за 2006 год
Показатели |
На начало года |
На конец года |
Отклонение (+, -) |
|
Коэффициент оборачиваемости активов |
3,9 |
4,96 |
1,06 |
|
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала |
2,68 |
3,96 |
1,28 |
|
Скорость оборота запасов - в разах - в днях |
0,32 116,8 |
0,21 76,65 |
-0,11 -40,15 |
|
Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности |
1,41 |
1,65 |
0,24 |