3. Управленческие решения, направленные на устранение кризисных ситуаций
Для снижения убытков, повышения прибыли и рентабельности необходимо изыскать пути повышения прибыли, для чего в ОАО "Ашинский металлургический завод" предлагается внедрения системы бюджетирования. Бюджетирование позволяет повысить эффективность и качество управленческой работы, усилить режим экономии материальных и финансовых ресурсов, выявить причины отклонение тех или иных показателей деятельности компании, разработать эффективные управленческие решения по результатам анализа отклонений.
Под бюджетированием будем понимать процесс формирования, согласования, утверждения бюджетов и контроль за их фактическим исполнением, включая анализ и корректировку в случае необходимости. В свою очередь, под бюджетом будем понимать план, выраженный в количественных показателях, отражающий поступление и расход средств по операционной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятия. Под системой бюджетирования или бюджетной системой понимается совокупность взаимосвязанных бюджетов, а также технология их составления и консолидации.
Под механизмом бюджетирования понимается последовательность действий, состояний, инструментов и правил, определяющих процесс достижения контрольных и целевых показателей предприятия.
Механизм управления бюджетированием включает следующие локальные механизмы:
1) организационный - предполагает выделение бюджетных единиц (центров) и формирование финансовой структуры предприятия посредством выделения центров финансовой ответственности (ЦФО);
2) экономический - предполагает использование совокупности соответствующих принципов, методов и инструментов бюджетирования;
3) правовой - предполагает использование совокупности внутренних нормативных документов предприятия, регламентирующих процесс бюджетного планирования, начиная от разработки и заканчивая контролем и анализом бюджетов;
4) мотивационный - предполагает установление заработной платы сотрудников ЦФО от выполнения закрепленных за ним плановых показателей.
Актуальной задачей для ОАО "Ашинский металлургический завод" является также внедрение таких современных управленческих и информационных технологий, как бюджетирование и сбалансированная система показателей. Использование бюджетирования позволяет распределить ресурсы хозяйствующего субъекта во времени оптимальным образом. Применение сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard) позволяет с помощью простых и понятных ключевых показателей эффективности KPI (Key Performance Indicator) преобразовать стратегические цели холдинга в оперативный план деятельности отдельных предприятий, подразделений, а также основных работников холдинга и контролировать их достижение.
Намерение собственников холдинга получить инвестиции, необходимые для реализации длительных проектов, или, например, повысить капитализацию компании с целью ее дальнейшей продажи в некоторых случаях приводит их к решению о первичном размещении акций компании на фондовой бирже - к решению о выходе на IPO (Initial public offering).
Подготовка к выходу на IPO подразумевает в обязательном порядке обеспечение прозрачности бизнеса и публичности компании. В рамках решения этой задачи возможно понадобится проведение реструктуризации компании с целью перехода от существующей структуры к юридически прозрачной и экономически обоснованной. В условия подготовки к IPO входят формирование консолидированной финансовой отчетности холдинга по российским и международным стандартам (МСФО), а также ее аудит, внедрение современных корпоративных стандартов управления и другие требования.
Для решения многих задач, из числа описанных выше, фирма "1С" предлагает программный продукт "1С:Консолидация 8". Данный программный продукт позволяет автоматизировать сбор и централизованное хранение отчетов бизнес-единиц, входящих в холдинг, консолидацию управленческой и бухгалтерской отчетности. С его помощью можно реализовать бюджетное управление как отдельными компаниями, так и группами компаний. Программа позволяет трансформировать отчетность, сформированную по одним стандартам, в отчетность по другим стандартам - РСБУ, МСФО, US GAAP и т.д.
Целью внедрения программного решения "1С:Консолидация 8" является получение эффективного инструмента формирования и предоставления консолидированной финансовой отчетности компаний группы в стандарте Общепринятых принципов бухгалтерского учета США либо Международных стандартов финансовой отчетности.
Основными требованиями, которые позволяют провести обоснованный выбор программного решения для группы, являются:
- обеспечение однократного сбора исходных данных из различных систем - источников, используемых в компаниях группы;
- сокращение времени на подготовку пакетов информации для перекладки и консолидации;
- возможность контроля качества исходных данных для консолидации (автоматизация механизма проверки входящих данных);
- наличие механизмов трансформации и реклассификации данных;
- наличие механизмов консолидации (сверка и элиминация внутрифирменных расчетов, расчет доли меньшинства, расчет деловой репутации, перенос корректирующих проводок);
- сокращение сроков проведения аудита за счет повышения прозрачности процессов перекладки и консолидации;
- обеспечение формирования аналитической отчетности;
- возможность организовать работу в многопользовательском режиме и в режиме удаленного доступа;
- обеспечение авторизации пользователей и регламентации доступа к данным;
- поддержка версионности и историчности данных;
- прогнозирование результатов деятельности группы.
Результирующими документами процесса консолидации должны явиться:
- консолидированная финансовая отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет о движении капитала);
- отчеты с аналитическими расшифровками статей баланса и отчета о прибылях и убытках, а также расшифровка оборотов внутри группы;
- отчет о проведении корректирующих и элиминирующих корректировок.
Рынок предлагает большое разнообразие ERP-систем и надстроек к ним, которые обеспечивают: интеграцию практически всех бизнес-процессов; единый интерфейс для всех пользователей; единую базу данных с постоянным доступом; полноценное программное обеспечение с возможностью гибкой настройки под нужды любой компании.
В целях автоматизации процесса подготовки консолидированной финансовой отчетности группы могут быть рассмотрены три платформы, а именно: SAP SEM-BCS (Strategic Enterprise Management - Business Consolidation System); Cognos Consolidation; Hyperion Enterprise.