logo
Антикризисное управление

3. Управленческие решения, направленные на устранение кризисных ситуаций

Для снижения убытков, повышения прибыли и рентабельности необходимо изыскать пути повышения прибыли, для чего в ОАО "Ашинский металлургический завод" предлагается внедрения системы бюджетирования. Бюджетирование позволяет повысить эффективность и качество управленческой работы, усилить режим экономии материальных и финансовых ресурсов, выявить причины отклонение тех или иных показателей деятельности компании, разработать эффективные управленческие решения по результатам анализа отклонений.

Под бюджетированием будем понимать процесс формирования, согласования, утверждения бюджетов и контроль за их фактическим исполнением, включая анализ и корректировку в случае необходимости. В свою очередь, под бюджетом будем понимать план, выраженный в количественных показателях, отражающий поступление и расход средств по операционной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятия. Под системой бюджетирования или бюджетной системой понимается совокупность взаимосвязанных бюджетов, а также технология их составления и консолидации.

Под механизмом бюджетирования понимается последовательность действий, состояний, инструментов и правил, определяющих процесс достижения контрольных и целевых показателей предприятия.

Механизм управления бюджетированием включает следующие локальные механизмы:

1) организационный - предполагает выделение бюджетных единиц (центров) и формирование финансовой структуры предприятия посредством выделения центров финансовой ответственности (ЦФО);

2) экономический - предполагает использование совокупности соответствующих принципов, методов и инструментов бюджетирования;

3) правовой - предполагает использование совокупности внутренних нормативных документов предприятия, регламентирующих процесс бюджетного планирования, начиная от разработки и заканчивая контролем и анализом бюджетов;

4) мотивационный - предполагает установление заработной платы сотрудников ЦФО от выполнения закрепленных за ним плановых показателей.

Актуальной задачей для ОАО "Ашинский металлургический завод" является также внедрение таких современных управленческих и информационных технологий, как бюджетирование и сбалансированная система показателей. Использование бюджетирования позволяет распределить ресурсы хозяйствующего субъекта во времени оптимальным образом. Применение сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard) позволяет с помощью простых и понятных ключевых показателей эффективности KPI (Key Performance Indicator) преобразовать стратегические цели холдинга в оперативный план деятельности отдельных предприятий, подразделений, а также основных работников холдинга и контролировать их достижение.

Намерение собственников холдинга получить инвестиции, необходимые для реализации длительных проектов, или, например, повысить капитализацию компании с целью ее дальнейшей продажи в некоторых случаях приводит их к решению о первичном размещении акций компании на фондовой бирже - к решению о выходе на IPO (Initial public offering).

Подготовка к выходу на IPO подразумевает в обязательном порядке обеспечение прозрачности бизнеса и публичности компании. В рамках решения этой задачи возможно понадобится проведение реструктуризации компании с целью перехода от существующей структуры к юридически прозрачной и экономически обоснованной. В условия подготовки к IPO входят формирование консолидированной финансовой отчетности холдинга по российским и международным стандартам (МСФО), а также ее аудит, внедрение современных корпоративных стандартов управления и другие требования.

Для решения многих задач, из числа описанных выше, фирма "1С" предлагает программный продукт "1С:Консолидация 8". Данный программный продукт позволяет автоматизировать сбор и централизованное хранение отчетов бизнес-единиц, входящих в холдинг, консолидацию управленческой и бухгалтерской отчетности. С его помощью можно реализовать бюджетное управление как отдельными компаниями, так и группами компаний. Программа позволяет трансформировать отчетность, сформированную по одним стандартам, в отчетность по другим стандартам - РСБУ, МСФО, US GAAP и т.д.

Целью внедрения программного решения "1С:Консолидация 8" является получение эффективного инструмента формирования и предоставления консолидированной финансовой отчетности компаний группы в стандарте Общепринятых принципов бухгалтерского учета США либо Международных стандартов финансовой отчетности.

Основными требованиями, которые позволяют провести обоснованный выбор программного решения для группы, являются:

- обеспечение однократного сбора исходных данных из различных систем - источников, используемых в компаниях группы;

- сокращение времени на подготовку пакетов информации для перекладки и консолидации;

- возможность контроля качества исходных данных для консолидации (автоматизация механизма проверки входящих данных);

- наличие механизмов трансформации и реклассификации данных;

- наличие механизмов консолидации (сверка и элиминация внутрифирменных расчетов, расчет доли меньшинства, расчет деловой репутации, перенос корректирующих проводок);

- сокращение сроков проведения аудита за счет повышения прозрачности процессов перекладки и консолидации;

- обеспечение формирования аналитической отчетности;

- возможность организовать работу в многопользовательском режиме и в режиме удаленного доступа;

- обеспечение авторизации пользователей и регламентации доступа к данным;

- поддержка версионности и историчности данных;

- прогнозирование результатов деятельности группы.

Результирующими документами процесса консолидации должны явиться:

- консолидированная финансовая отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет о движении капитала);

- отчеты с аналитическими расшифровками статей баланса и отчета о прибылях и убытках, а также расшифровка оборотов внутри группы;

- отчет о проведении корректирующих и элиминирующих корректировок.

Рынок предлагает большое разнообразие ERP-систем и надстроек к ним, которые обеспечивают: интеграцию практически всех бизнес-процессов; единый интерфейс для всех пользователей; единую базу данных с постоянным доступом; полноценное программное обеспечение с возможностью гибкой настройки под нужды любой компании.

В целях автоматизации процесса подготовки консолидированной финансовой отчетности группы могут быть рассмотрены три платформы, а именно: SAP SEM-BCS (Strategic Enterprise Management - Business Consolidation System); Cognos Consolidation; Hyperion Enterprise.