logo
Анализ деятельности шахты Соколовская АО "ССГПО"

1.6 Корпорация

Корпорация -- это сравнительно новая форма организационных объединений в Казахстане, сформированная в ходе массовой приватизации государственных предприятий. За рубежом же термин “корпорация” применяется уже давно и обозначает чаще всего крупный субъект хозяйствования, организованный в форме открытого акционерного общества и имеющий сложную структуру: материнскую компанию, дочерние и внучатые фирмы, зависимые общества. Иными словами, к корпорации относят многоуровневые организации, которые к тому же обладают и многоаспектной сферой деятельности, и многообразием технического и человеческого капитала.

Крупная корпорация -- это инерционная экономическая система, в которой сила накопленных процессов определяет будущую траекторию движения. Это связано с долгосрочным характером основных корпоративных процессов, их значительной инвестиционной составляющей.

Рассмотрим современные тенденции развития корпораций.

1. Укрупнение корпораций, повышение их роли в мировой экономике и научно-техническом прогрессе. Это отражение всеобщего тренда экономической интеграции. Как отмечает Ричард Паскаль, корпорации -- это доминирующие социальные институты нашего времени. Сегодня всего 300 крупных корпораций контролируют 25% всех производственных мощностей на земле. Масса создаваемой добавленной стоимости некоторых транснациональных корпораций превышает ВВП отдельных развитых государств. Лидеры мирового хай-тека -- именно крупные корпорации, такие как IBM, Sony, Microsoft, Siemens, Intel и Samsung.

Своеобразный “корпоративный бум” объясняется тем, что корпорация обладает несомненными преимуществами перед малым и средним бизнесом, а именно: возможностью экономии на масштабах производства, доступом к дешевым кредитным ресурсам, более широким и диверсифицированным рынком сбыта, возможностями привлекать лучших специалистов и содержать научно-поисковые и опытно-конструкторские подразделения, резервами для проведения рискованных и прорывных работ. В то же время нельзя не отметить и слабые стороны излишнего укрупнения корпораций: возможная потеря гибкости в реакции на потребности рынка; снижение уровня управляемости, возможный рост противоречий между материнской компанией и дочерними структурами, возрастающая сложность гармонизации интересов всех участников бизнес-процесса и т. д.

2. Усложнение структуры собственности корпораций, концентрация, переливы и взаимопроникновение капиталов. Тенденция развивается через две основные формы: концентрацию капитала через накопления, расширенное воспроизводство (внутренний, органический рост) и слияния и поглощения компаний (внешний рост). Оба направления успешно используются в современном корпоративном строительстве и формируют его правовую и организационную основу.

3. Ускорение внутреннего организационного развития корпораций, усиление взаимосвязи темпов и направления роста бизнеса с качеством менеджмента, возрастание роли человеческого капитала. Это связано с обеспечением выживания в условиях ужесточения конкурентной борьбы. По словам Стивена Макклеллана, компании, развитие которых остановилось, практически идут к банкротству. Любая фирма, которая не успевает адаптироваться к постоянным изменениям, происходящим в отрасли, не выдерживает конкурентной борьбы.

В этой связи многие современные корпорации, причем как западные, так и российские, активно ищут новые формы организационного и корпоративного управления. Развиваются горизонтальные, матричные и проектные организационно-функциональные структуры бизнеса, принимаются кодексы корпоративного поведения. Многие компании вводят независимых директоров в свои советы директоров (в частности для защиты интересов мелких акционеров), привлекают известные международные консалтинговые и аудиторские фирмы, проводят активную реструктуризацию, освобождаясь от непрофильных и неэффективных активов (“чистка” корпорации). Все это свидетельствует в целом о тенденции к повышению качества корпоративного управления, к возрастанию роли человеческого капитала.

4.Использование высокоскоростных информационно коммуникацион-ных технологий как непременных спутников успешно развивающихся корпораций. Начиная с 80-х годов прошлого века, человечество вступило в новую стадию своего развития -- стадию построения информационного общества. Это разрушило замкнутость корпорации, а следствием стало практически мгновенное распространение новых идей и интеллектуальных наработок. Ужесточение конкурентной борьбы потребовало от корпорации формирования своего информационного пространства, в котором фиксируются все внешние требования и возможности развития.

В настоящее время более 50% европейских фирм используют высокоскоростные информационно-коммуникационные технологии и сложный интеллектуальный труд. В США лишь 3% всех работающих занято в сельском хозяйстве, 10% -- в производстве, а остальные -- в информационно-интеллектуальной сфере. По образному выражению К. Нордстрема, инфоструктура -- электронная нервная система любой компании, и она становится важнее инфраструктуры. Организация со слабой инфоструктурой выглядит как 65-летняя легкоатлетка, пытающаяся пробежать олимпийский марафон на высоких каблуках и в вечернем платье.

Достижения науки и техники в области информатики позволяют корпорациям своевременно и стратегически реагировать на изменения во внешней среде и наиболее эффективно функционировать в пространстве и во времени. Распространение глобальной информационной системы -- Интернета -- позволило перевести многие управленческие операции (прежде всего -- процесс купли-продажи) в виртуальное измерение.

5. Регионализация, в частности транснационализация современных корпораций. Данная тенденция предполагает географическое развитие корпоративных организаций, проникновение их на региональные рынки, которые, как известно, могут различаться емкостью и платежеспособностью клиентов, местными политическими и социальными рисками, разнообразием ресурсных возможностей. Регионализация позволяет корпорациям повысить свою устойчивость и резко увеличить масштаб деятельности, что делает новые организационные образования еще сильнее. Мировыми лидерами в этом процессе стали такие компании, как Intel, Siemens, IBM, Johnson & Johnson, Motorola, British Petroleum, British Telecom, Xerox, Hewlett-Packard и другие.

6. Формирование новых внешних альянсов и стратегических партнерств. Это позволяет корпорациям быть открытыми системами и тем самым быстро капитализировать свои активы (закрытые же системы, наоборот, рано или поздно приходят к дезорганизации, дезинтеграции и упадку, в них развиваются негативные центробежные тенденции). Использование альянсов корпорациями имеет богатую историю, поскольку ранее корпорации индустриально развитых стран применяли их для импортирования и продвижения на местные рынки менее развитых стран. В современных условиях стратегические альянсы являются инструментом для совместного продвижения и еще большей вовлеченности в деятельность на мировом рынке.

7. Инноватизация корпоративных организаций. Многие крупные кор-порации создают специальные отделы инновационного развития (службы нововведений, научно-технические центры), подразделения НИОКР (лаборатории и мастерские), прогнозно-аналитические департаменты и “офисы будущего”, развивают системы управления знаниями на основе Интранета и инновационно-маркетинговые бюро, технопарки и агентства по трансфертам технологий и т.п. Кроме того, для инновационного поиска и усиления интеллектуализации принимаемых решений все чаще привлекаются сторонние консультанты, специалисты и эксперты. Некоторые корпорации начинают непосредственно специализироваться на инновационных проектах и их коммерциализации (технологические компании, венчурные фирмы). Другие делают значительное внутреннее смещение к высокотехнологичной индустрии и наукоемким продуктам.