logo
Анализ доходов государственного бюджета Российской Федерации в 2009-2013 гг.

1.1 Экономическая сущность доходов бюджета

Экономическая политика государства определяет цели ее финансовой политики, в реализации которой бюджетная система играет очень большое значение. Роль государства в финансовом регулировании через бюджетную систему невозможно недооценить, так же нельзя не заметить происходящие изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов, поскольку оно все в большей степени осуществляется через финансовый рынок на основе соотношения спроса и предложения. Поэтому необходимо усиливать роль государственного финансового регулирования рыночных отношений через налоговую систему, а так же через систему финансовых санкций и льгот. Чрезвычайно важно обеспечить своевременное и полное удовлетворение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Гродских В.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2013. - С.65

Единая правовая база и социально-экономическая политика, согласование принципов бюджетного процесса и взаимодействие бюджетов всех уровней, использование форм бюджетной документации и единых бюджетных классификаций, все это определяет единство бюджетной системы в новых условиях.

Бюджеты разных уровней сосредотачивают в себе финансовые ресурсы, что позволяет иметь финансовую базу для осуществления полномочий органами государственной власти и управления.

Основой финансового плана государства является федеральный бюджет РФ, имеющий статус федерального закона, который принимается в Государственной думе и одобряется Советом Федерации. В федеральном бюджете централизуются финансовые ресурсы, которые затем перераспределяются и используются для осуществления социальной политики и государственного регулирования экономического развития во всех регионах России.

На основе базовых функций государства формируются главные направления государственной деятельности, отображенные в бюджетной классификации, на которой базируется составление и исполнение бюджета. Николаева И.П. Экономическая теория. - М.: Дашков и Ко, 2012. - С.49

Из вышесказанного следует, что основной проблемой в структуре формирования доходов бюджета РФ является бюджетный федерализм, т.е. распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом.

Финансовые ресурсы, централизованные государством, необходимые для выполнения его функций - это и есть доходы бюджета. Они выражают экономические отношения, которые возникают в процессе формирования фондов денежных средств. Доходами распоряжаются органы государственной власти.

Существует классификация стран в зависимости от государственного устройства: унитарное государство (единое), федерация (объединенное), конфедерация (союз). В каждом из них по-разному формируются доходы бюджета, в унитарном - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, в конфедеративном - взносы, Россия имеет федеративное устройство - доходы местных бюджетов и доходы центрального бюджета дополняются доходами бюджетов субъектов РФ.

Доходы государства - более широкое понятие, чем бюджетные доходы, т.к. формируются еще и за счет ресурсов внебюджетных фондов и государственного сектора экономики. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. - М.; Финансы и статистика, 2011. - С.116

Базовым инструментом перераспределения национального дохода являются налоги. Они составляют очень существенную часть доходов бюджета. Однако это характерно только для центрального бюджета, в бюджетах субъектов федерации и местных бюджетах доля налогов не столь значительна . Такие бюджеты формируются за счет собственных доходов, например, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.

Так же финансово значимым доходом бюджета является государственный займ. Государство вынужденно прибегать к ним при усилении финансовой напряженности и бюджетном дефиците, который определяется при планировании бюджета. Есть несколько способов получить займ: первый - выпустить государственные облигации или другие ценные бумаги для свободной продажи широким слоям населения, второй - занять у коммерческих или Центрального банков гарантируя возврат все теми же ценными бумагами, третий - занять у другого государства. Частое прибегание к таким мерам увеличивает государственный долг, а гасить их нужно, для этого чаще всего государство прибегает к сокращениям социальных расходов и увеличению налогов, так же можно взять дополнительный займ, что бы вернуть предыдущий . Когда же эти меры не могут быть осуществлены, обычно при чрезвычайных обстоятельствах, государство прибегает к денежной эмиссии. Это крайне опасный метод, так как при несоблюдении товарно-денежного баланса происходит увеличение инфляции, которое имеет очень негативные социально-экономические последствия.