3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДОХОДОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Доходы, доходность и рентабельность наряду с товарооборотом являются основными показателями, по которым оценивается работа торгового предприятия. Валовой доход составляет порядка 80 % всех доходов предприятия, поэтому анализу именно этого показателя уделяется наибольшее внимание. Анализ валового дохода, как и других результативных показателей, предполагает:
а) изучение исследуемого показателя в его взаимосвязях;
б) оценку воздействия объективных экономических законов и факторов субъективного характера;
в) использование результатов анализа при разработке бизнес-планов;
г) выявление и количественное измерение действия факторов на исследуемое явление;
д) определение тенденции и пропорций в развитии изучаемого показателя с определением неиспользуемых внутрихозяйственных резервов;
е) изучение и обобщение передового, в том числе зарубежного, опыта и использование его при принятии управленческих решений.
Основной целью анализа валового дохода является поиск резервов роста и достижение на основе этого оптимального соотношения с финансовыми результатами, создание работающей модели управления им.
С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовых результатов. От величины валового дохода зависит финансовое положение торгового предприятия, оплата труда работников, поскольку источником образования прибыли является валовой доход.
В процессе анализа валового дохода устанавливается степень соответствия фактических значений прогнозным (плановым), определяется динамика валового дохода, рассчитываются темпы роста, устанавливаются причины его роста или снижения.
Анализ валового дохода, как и других показателей деятельности предприятия, является основой для принятия управленческих решений. Экономический анализ предшествует решениям, обосновывает их и является базой научного управления предприятием, повышает его эффективность.
Для анализа валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относятся: оценка абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, группировки, индексный, графический, метод цепных подстановок, балансовый. К математическим методам относятся: математическое программирование, моделирование, корреляция, регрессия и т.д.
Объектом исследования является Павловского райпо.
Структура доходов розничной торговли Павловского райпо представлена в табл. 1.
Таблица 1 - Структура доходов розничной торговли Павловского райпо
Показатели |
Предшествующий год |
Отчетный год |
Отклонения |
Отчетный год в % к предшествующему году |
||||
Сумма |
% к итогу |
Сумма |
% к итогу |
По сумме |
По структуре |
|||
Доходы торговли (без НДС и акцизов) В т.ч. |
8733,1 |
100 |
10222,4 |
100 |
1489,3 |
- |
117,05 |
|
От продажи товаров |
7859,8 |
90,0 |
9813,5 |
95,9 |
1953,7 |
5,9 |
124,85 |
|
От прочей операционной деятельности |
349,3 |
3,99 |
255,6 |
2,5 |
-93,7 |
-1,49 |
73,17 |
|
От внереализационных операций |
524 |
6,00 |
153,3 |
1,59 |
-360,7 |
-4,41 |
29,25 |
Как видно из табл. 1, доходы торговой организации в отчетном году увеличились на 17,05 %. Увеличение доходов торговой организации наблюдается за счет увеличения доходов от продажи товаров (на 24,85 %). Доходы от прочей операционной деятельности, а также доходы от внереализационных операций снизились на 26,83 % и 70,75 % соответственно.
Более наглядно структуру доходов Павловского райпо можно представить на рис. 1.
Проведем анализ доходов розничной торговли Павловского райпо.
Из рис. 1 видно, что в структуре доходов Павловского райпо наибольшую долю занимают доходы от продажи товаров (90 % и 95 % в отчетном и предшествующем году соответственно).
Рисунок 1 - Структура доходов Павловского райпо
Доходы от прочей операционной деятельности составляют 3,99 и 2,5 % в отчетном и предшествующем году соответственно. Доходы от внереализационных операций составляют 6 и 1,59 5 в отчетном и предшествующем году соответственно.
Доходы розничной торговли от реализации товаров представлены в табл. 2.
Таблица 2 - Доходы розничной торговли от реализации товаров
Показатели |
Предшествующий год |
Отчетный год |
Отчетный год в % к предшествующему, откл. (+,-) |
Влияние факторов на отклонение |
||||
По плану |
Фактически |
% выполнения отклонения (+, -) |
От плана |
От пред. года |
||||
Доходы от реализации (валовой доход) сумма |
7859,8 |
8887,05 |
9813 |
110,42 |
124,85 |
- |
- |
|
% к обороту |
26,0 |
26,1 |
26,5 |
101,53 |
101,92 |
148,28 |
185,16 |
|
Оборот розничной торговли |
30230 |
34050 |
37032 |
108,76 |
122,5 |
790,23 |
1768,52 |
Расчет влияния структурных сдвигов на уровень доходов от продаж по торговле Павловского райпо представлен в табл. 3.
Таблица 3 - Расчет влияния структурных сдвигов на уровень доходов от продаж по торговле Павловского райпо
Группа товаров |
Оборот розничной торговли |
Доходы от продаж |
Относительное изменение отклонения по доходам |
Уровень доходов, скоректированный |
||||||||
Пред. год |
Отч. год |
Пред. год |
Отч. год |
|||||||||
Сумма |
Уд. вес, % |
Сумма |
Уд. вес, % |
Сумма |
В % к обороту |
Сумма |
В % к обороту |
По уровню, % |
В сумме |
|||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11=4*6 |
|
Продовольственные |
199518 |
66,0 |
23330,16 |
63,0 |
5028,16 |
25,2 |
6066,05 |
26,0 |
107,7 |
120,64 |
1387,6 |
|
Непродовольственные |
10278 |
34,0 |
13701,84 |
37,0 |
2831,64 |
27,55 |
3747,45 |
27,35 |
99,27 |
132,34 |
1019,35 |
|
Итого |
30230 |
100 |
37032 |
100 |
7859,8 |
26,0 |
9813,5 |
26,5 |
101,92 |
124,8 |
26,07 |
Таким образом, видно, что оборот продовольственных товаров в Павловском райпо составляет 66,0 % в структуре доходов. В отчетном году доля продовольственных товаров снизилась на 3,0 %. Доходы предприятия от розничной торговли продовольственными товарами в отчетном году увеличились на 0,8 % . По непродовольственным товарам значительных изменений в структуре доходов в отчетном году относительно предыдущего не наблюдается.
- 1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ДОХОДОВ В ТОРГОВЛЕ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ
- 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАДБАВОК В ТОРГОВЛЕ
- 3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДОХОДОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 4. ОБОСНОВАНИЕ СУММЫ ДОХОДОВ ОТ ПРОДАЖ И УРОВНЯ ДОХОДНОСТИ
- 5. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТЯИ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮДОХОДОВ И ПОВЫШЕНИЮ ДОХОДНОСТИ
- Тема 3. Анализ валового дохода, прибыли и рентабельности в торговле.
- Внешняя торговля и распределение доходов.
- 2.1.Доходы предприятий торговли и общественного питания
- 9. Анализ доходов и доходности в торговле и общ.Пит.
- Воздействие торговли на распределение дохода
- Воздействие торговли на распределение дохода
- Торговли на распределение дохода
- 9.4. Валовой доход и прибыль в торговле
- 2 Анализ доходов в торговле
- Порядок анализа доходов предприятий торговли и питания.