logo
Анализ доходов от торговли

3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДОХОДОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Доходы, доходность и рентабельность наряду с товарооборотом являются основными показателями, по которым оценивается работа торгового предприятия. Валовой доход составляет порядка 80 % всех доходов предприятия, поэтому анализу именно этого показателя уделяется наибольшее внимание. Анализ валового дохода, как и других результативных показателей, предполагает:

а) изучение исследуемого показателя в его взаимосвязях;

б) оценку воздействия объективных экономических законов и факторов субъективного характера;

в) использование результатов анализа при разработке бизнес-планов;

г) выявление и количественное измерение действия факторов на исследуемое явление;

д) определение тенденции и пропорций в развитии изучаемого показателя с определением неиспользуемых внутрихозяйственных резервов;

е) изучение и обобщение передового, в том числе зарубежного, опыта и использование его при принятии управленческих решений.

Основной целью анализа валового дохода является поиск резервов роста и достижение на основе этого оптимального соотношения с финансовыми результатами, создание работающей модели управления им.

С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовых результатов. От величины валового дохода зависит финансовое положение торгового предприятия, оплата труда работников, поскольку источником образования прибыли является валовой доход.

В процессе анализа валового дохода устанавливается степень соответствия фактических значений прогнозным (плановым), определяется динамика валового дохода, рассчитываются темпы роста, устанавливаются причины его роста или снижения.

Анализ валового дохода, как и других показателей деятельности предприятия, является основой для принятия управленческих решений. Экономический анализ предшествует решениям, обосновывает их и является базой научного управления предприятием, повышает его эффективность.

Для анализа валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относятся: оценка абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, группировки, индексный, графический, метод цепных подстановок, балансовый. К математическим методам относятся: математическое программирование, моделирование, корреляция, регрессия и т.д.

Объектом исследования является Павловского райпо.

Структура доходов розничной торговли Павловского райпо представлена в табл. 1.

Таблица 1 - Структура доходов розничной торговли Павловского райпо

Показатели

Предшествующий год

Отчетный год

Отклонения

Отчетный год в % к предшествующему году

Сумма

% к итогу

Сумма

% к итогу

По сумме

По структуре

Доходы торговли (без НДС и акцизов)

В т.ч.

8733,1

100

10222,4

100

1489,3

-

117,05

От продажи товаров

7859,8

90,0

9813,5

95,9

1953,7

5,9

124,85

От прочей операционной деятельности

349,3

3,99

255,6

2,5

-93,7

-1,49

73,17

От внереализационных операций

524

6,00

153,3

1,59

-360,7

-4,41

29,25

Как видно из табл. 1, доходы торговой организации в отчетном году увеличились на 17,05 %. Увеличение доходов торговой организации наблюдается за счет увеличения доходов от продажи товаров (на 24,85 %). Доходы от прочей операционной деятельности, а также доходы от внереализационных операций снизились на 26,83 % и 70,75 % соответственно.

Более наглядно структуру доходов Павловского райпо можно представить на рис. 1.

Проведем анализ доходов розничной торговли Павловского райпо.

Из рис. 1 видно, что в структуре доходов Павловского райпо наибольшую долю занимают доходы от продажи товаров (90 % и 95 % в отчетном и предшествующем году соответственно).

Рисунок 1 - Структура доходов Павловского райпо

Доходы от прочей операционной деятельности составляют 3,99 и 2,5 % в отчетном и предшествующем году соответственно. Доходы от внереализационных операций составляют 6 и 1,59 5 в отчетном и предшествующем году соответственно.

Доходы розничной торговли от реализации товаров представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Доходы розничной торговли от реализации товаров

Показатели

Предшествующий год

Отчетный год

Отчетный год в % к предшествующему, откл. (+,-)

Влияние факторов на отклонение

По плану

Фактически

% выполнения отклонения (+, -)

От плана

От пред. года

Доходы от реализации (валовой доход) сумма

7859,8

8887,05

9813

110,42

124,85

-

-

% к обороту

26,0

26,1

26,5

101,53

101,92

148,28

185,16

Оборот розничной торговли

30230

34050

37032

108,76

122,5

790,23

1768,52

Расчет влияния структурных сдвигов на уровень доходов от продаж по торговле Павловского райпо представлен в табл. 3.

Таблица 3 - Расчет влияния структурных сдвигов на уровень доходов от продаж по торговле Павловского райпо

Группа товаров

Оборот розничной торговли

Доходы от продаж

Относительное изменение отклонения по доходам

Уровень доходов, скоректированный

Пред. год

Отч. год

Пред. год

Отч. год

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

В % к обороту

Сумма

В % к обороту

По уровню, %

В сумме

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11=4*6

Продовольственные

199518

66,0

23330,16

63,0

5028,16

25,2

6066,05

26,0

107,7

120,64

1387,6

Непродовольственные

10278

34,0

13701,84

37,0

2831,64

27,55

3747,45

27,35

99,27

132,34

1019,35

Итого

30230

100

37032

100

7859,8

26,0

9813,5

26,5

101,92

124,8

26,07

Таким образом, видно, что оборот продовольственных товаров в Павловском райпо составляет 66,0 % в структуре доходов. В отчетном году доля продовольственных товаров снизилась на 3,0 %. Доходы предприятия от розничной торговли продовольственными товарами в отчетном году увеличились на 0,8 % . По непродовольственным товарам значительных изменений в структуре доходов в отчетном году относительно предыдущего не наблюдается.