logo
Анализ доходов от торговли

5. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТЯИ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮДОХОДОВ И ПОВЫШЕНИЮ ДОХОДНОСТИ

Основными резервами повышения доходов за счет снижения уровня цен закупки товаров являются:

а) сокращение числа посредников при закупке товаров, не требующих длительного периода хранения и оптовой подсортировки. Наиболее низкий уровень цены может быть обеспечен при закупке товаров у непосредственных производителей;

б) использование всей системы ценовых скидок в процессе "уторговывания" партий закупаемых товаров, в первую очередь, скидок на количество или сумму закупаемых товаров, а также скидок постоянным партнерам;

в) закупка отдельных товаров за рубежом в периоды благоприятных соотношений курсов национальной и иностранных валют (снижении курсов иностранных валют);

г) осуществление товарообменных (бартерных) операций при благоприятном соотношении уровней цен на обмениваемые товары на различных региональных рынках;

д) закупка партий товаров на сезонных и предпраздничных их распродажах по существенно сниженным ценам. Это мероприятие может осуществляться в увязке с возможностями и стоимостью хранения таких товаров и лишь при гарантии последующей быстрой их реализации.

Основными резервами повышения доходов за счет увеличения объема реализации товаров являются:

а) осуществление эффективной маркетинговой политикина предприятии;

б) диверсификация ассортимента путем включения в ассортиментный перечень взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, позволяющих повысить комплексность покупок;

в) предоставление потребительского кредита при реализации дорогостоящих товаров;

г) интенсификация рекламной и информационной деятельности торгового предприятия.

Основными резервами повышения доходов за счет увеличения уровня цен реализации товаров являются:

а) эффективное осуществление разработанной ценовой политики предприятия на потребительском рынке; обеспечение своевременной ее корректировки в необходимых случаях;

б) использование благоприятной торговой конъюнктуры на отдельных этапах планового периода, особенно при реализации сезонных товаров;

в) повышение уровня торгового обслуживания с соответствующим повышением уровня цен на отдельные товары.

Ценовая политика является не только одной из главных составляющих системы управления доходами торгового предприятия, но и важнейшим механизмом, обеспечивающим многие приоритеты его экономического развития.

Торговая деятельность имеет свою специфику, требующую учета при формировании ценовой политики:

1. Торговые предприятия не могут самостоятельно в полном объеме формировать уровень цен на товары, осуществляя свою ценовую политику на потребительском рынке. Основы ценовой политики на товар на потребительском рынке формирует его производитель, избирая ту или иную маркетинговую стратегию. Как правило, производственная составляющая в цене товара многократно превосходит его торговую составляющую. В связи с этим, при формировании своей ценовой политики торговые предприятия вынуждены в значительной степени ориентироваться на ценовую политику производителя.

2. В отличие от производителей, торговые предприятия в подавляющем большинстве случаев формируют свою ценовую политику не по конкретным разновидностям товаров, а по определенной ассортиментной их совокупности. Иными словами, на предприятиях торговли ценовая политика носит не монотоварный, а политоварный характер.

3. Кроме непосредственно товарного элемента, на ценовую политику торговых предприятий накладывает существенный отпечаток и уровень торговых услуг. Это связано с тем, что уровень цен, по которым осуществляется реализация товаров на предприятиях торговли, неотделим от конкретного уровня обслуживания, предлагаемого покупателям на этих предприятиях.

3. Ценовая система на предприятиях торговли носит, как правило, более жесткий характер, чем на производственных предприятиях

4. Торговые предприятия не применяют обычно ряд ценовых стратегий производителей, связанных с длительной неблагоприятной ситуацией на рынке конкретного потребительского товара. Как правило, условия торговой деятельности позволяют торговому предприятию быстро покинуть такой товарный рынок, т.е. прекратить закупку и реализацию этого товара, в то время как производитель должен активно бороться за возврат средств, инвестированных в его производство.

5. Предметом ценовой политики торгового предприятия выступает не цена товара в целом, а лишь один из ее элементов -- торговая надбавка. Именно этот элемент цены товара характеризует цену торговых услуг, предлагаемых покупателю при его реализации торговым предприятием. И только этот элемент цены с учетом конъюнктуры потребительского рынка, условий своей хозяйственной деятельности, уровня цены производителя и других факторов торговое предприятие формирует самостоятельно. Несмотря на высокую степень связи с ценой производителя, уровень торговой надбавки далеко не всегда определяется уровнем цены на товар. Эта специфика торговой деятельности определяет особенности формирования ценовой политики предприятия торговли. Под формированием ценовой политики торгового предприятия понимается обоснование системы дифференцированных уровней торговой надбавки на реализуемые товары и разработка мероприятий по обеспечению оперативной их корректировки в зависимости от изменения ситуации на потребительском рынке и условий хозяйствования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной работе, можно сделать ряд выводов.

Самофинансирование предприятий торговли требует, прежде всего, получения доходов от хозяйственной деятельности и, как минимум, превышения этих доходов над текущими затратами.

Доходы предприятия могут классифицироваться с учетом бухгалтерского, налогового и традиционного экономического подходов, в которых имеются определенные различия.

Конкретные пропорции распределения и направления использования доходов, которые делятся на доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления, имеют большое значение для экономического регулирования хозяйственной деятельности предприятия и определяется им самостоятельно, т.к. от абсолютных размеров и соотношения различных фондов и отчислений зависят финансовые возможности данного предприятия и направления его дальнейшего развития.

Исследование текущего состояния Павловского райпо показало, что это динамично развивающееся торговое предприятие. Поступаемых доходов, достаточно для покрытия расходов, а также для образования прибыли.

Анализ структуры валового дохода показал, что наибольшую долю в объеме валового дохода занимают такие продовольственных товары.

Проведенный анализ безубыточности Павловского райпо показал, что критический объем товарооборота составляет 7004,2 тыс. руб., запас финансовой прочности предприятия составляет 53,0%

Выделяют несколько основных групп методов планирования доходов на торговом предприятии: нормативные, расчётно-аналитические, балансовые и экономико-математические. Выбор конкретного метода зависит от длительности планового периода, возможностей торгового предприятия, а также от квалификации специалистов, проводящих планирование.

Тщательный анализ и планирование доходов позволяют выявлять резервы их увеличения. В Павловском райпо резервы можно выявлять по трём направлениям:

1. за счёт снижение уровня цен закупки (снижение количества посредников и использование различных систем скидок при закупке товаров, закупка товаров на сезонных распродажах и ярмарках);

2. за счёт увеличение уровня цен реализации (эффективная ценовая политика, использование благоприятной торговой конъюнктуры, повышение уровня торгового обслуживания);

3. за счёт увеличение объёмов реализации (эффективная маркетинговая политика, диверсификация ассортимента, интенсификация рекламных кампаний).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие.- М.: Изд. «Дело и Сервис», 2000. - 512с.

2. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.: Экономика, 1990. 352 с.

3. Баканов М. Экономический анализ в торговле. - М.6 Финансы и статистика, 2006.

4. Бланк. И.А. Торговый менеджмент. Киев. УФИМБ. 1997г. 408 с.

5. Валовой доход и его планирование в торговле. Максименко Р.А., Ушакова Н.Н. - Киев, «Высшая школа», 1981г. 230 с.

6. Виноградова С.Н. Организация и технология торговли. - М.6 Высшая школа, 2005.

7. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Минск, «Высшая школа», 1995г. 285 с.

8. Ньюмэн Э. Розничная торговля: организация и управление. - СПБ.: Питер, 2005.

9. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения. М.: ИНФРА-М, 2001. 220 с.

10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М: ИНФРА-М, 2002. 336 с. - (Серия «Высшее образование»).

11. Шейнов В. Искусство торговли. Эффективная продажа товаров и услуг. - М.: Харвест, 2005

12. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: ИНФРА-М, 1997

13. Торговое дело: экономика и организация: учебник / под общ. Ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М. : ИНФРА - М, 1997г. 256 с.

14. Экономика торгового предприятия: учебное пособие. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. - Минск: «Высшая школа», 1996г. С. 153-179.

15. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов / А.И. Гребнев, Ю.К. Баженов, О.А. Габриэлян и др.; - М.: Экономика, 1996. 238 с.

16. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2001. 295 с.