Анализ доходов, прибыли и рентабельности предприятия для выявление резервов по оптимизации получения доходов, снижения затрат и получения максимальной прибыли

курсовая работа

3. Анализ доходов в оптовой торговле

В Курском Промкомбинате выручка от реализации определяется по мере оплаты или кассовым методом, а именно по фактическому поступлению средств на денежные счета организации. Моментом образования выручки для целей налогообложения считается дата поступления средств на счета предприятия. Такой порядок учета выручки позволяет производить своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, так как под начисленные налоги и платежи имеется реальный денежный источник.

При проведении оценки и анализа показателей, характеризующих процесс формирования и динамики прибыли потребительского общества «Промкомбинат», используют форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Далее проведем горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках (табл.7).

"right">Таблица 7

Горизонтальный анализ Отчета о прибылях и убытках потребительского общества «Промкомбинат» за 2006 - 2008 годы (сумма тыс. руб.)

Показатели

Отчетный

период 2007

год

Аналогичный период предыдущего 2006 года

Отчетный период в % к данным предыдущего года

Отчетный

период 2008

год

Аналогичный период предыдущего 2007 года

Отчетный период в % к данным предыдущего года

Выручка от продажи

товаров

10723

9190

116,7

10733

10723

100,1

Себестоимость

9472

8020

118,1

9209

9472

97,2

Валовая

прибыль

1251

1170

106,9

1524

1251

121,8

Расходы периода

26

-

-

26

Прибыль от продаж

1225

1170

104,7

1524

1225

124,4

Сальдо прочих расходов

-667

-667

100,0

61

-667

-9,1

Прибыль до налогобложения

558

503

110,9

887

558

159,0

Текущий налог на прибыль

136

116

117,2

159

136

116,9

Чистая прибыль отчетного периода

422

387

109,0

728

422

172,5

Из данных таблицы 7 следует, что бухгалтерская прибыль в 2007 году по отношению к предшествующему периоду 2006 году выросла на 10,9%; в 2008 году по отношению к 2007 году рост составил 59%, что привело также к соответствующему увеличению прибыли, оставшейся в распоряжении потребительского общества «Промкомбинат» (9% и 72,5% соответственно).

В динамике финансовых результатов можно отметить следующие изменения.

Прибыль от реализации в 2007 году по сравнению с 2006 годом растет медленнее, чем нетто - выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, что свидетельствует о росте затрат на производство; темп изменения активов, рассчитанный по данным баланса, равен 107,0% (5321: 4971 *100%), меньше темпа роста выручки (116,7%), а значит производительность активов возросла.

В 2008 году прибыль от реализации по сравнению с 2007 году растет быстрее, чем нетто - выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, что свидетельствует об относительном снижении затрат на производство; темп изменения активов, рассчитанный по данным баланса, равен 139,7% (7433 : 5321 *100%), больше темпа роста выручки (100,1%), а значит производительность активов снизилась.

Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от реализации и бухгалтерская прибыль. Это свидетельствует об использовании потребительским обществом «Промкомбинат» рационального механизма налогообложения.

Темп роста расходов за анализируемый период ниже темпа роста выручки, что положительно сказывается на себестоимости единицы продукции.

Однако имеются и негативные изменения: в 2008 году по сравнению с 2007 годом прибыль от продаж растет быстрее, чем выручка от реализации, что свидетельствует об относительном росте затрат на производство.

Производственное предприятие Курский Промкомбинат осуществляют свою деятельность на условиях хозрасчета. Это означает, что ПО должно за счет доходов, получаемых от реализации продукции, возмещать необходимые расходы и иметь прибыль.

Уровень торговой наценки при реализации своей произведенной продукции является для производства показателем цены, изменяя которую организация может увеличивать или сокращать объем спроса, выбирая тем самым оптимальные их сочетания, добиваясь наибольшего объема валовой прибыли. Оба фактора в модели валовой прибыли подчиняются действию закона спроса.

Увеличение уровня торговой наценки при эластичном спросе ведет к снижению выручки от реализации, поэтому с помощью факторного анализа валовой прибыли можно дать оценку проводимой на предприятии ценовой политики. С другой стороны, уровень торговой надбавки организации является усредненным показателем доходности отдельных наименований товаров и испытывает влияние структурных сдвигов.

Основным источником валовой прибыли ПО при производстве является рентабельность, при реализации является торговая надбавка, которая включается в оптово - отпускную цену, таблица 8.

"right">Таблица 8

Анализ валовой прибыли ПО «Промкомбинат» за 2006 - 2008 годы (сумма тыс. руб.)

Показатели

Годы

Отклонение (+,-)

Отклонение %

2006

2007

2008

2007 г. от

2006 г.

2008 г. от

2007 г.

2007 г. к

2006 г.

2008 г. к

2007 г.

Выручка от продаж

9190

10723

10733

1533

10

116,7

100,1

Валовая прибыль

1170

1251

1524

81

273

106,9

121,8

Уровень валовой прибыли, %

12,73

11,66

14,19

-1,07

2,53

91,6

121,7

Из данных таблицы 8 видно, что сумма валовой прибыли в целом по потребительскому обществу изменялась в сторону роста. Так в 2007 г. по сравнению с 2006 г. сумма валовой прибыли выросла на 81 тыс. руб., или на 6,9 %, а в 2008 году по сравнению с 2007 г. на 273 тыс. руб., или на 21,8%.

Уровень рентабельности, заложенный в оптово-отпускную цену в 2006 году, составил 12,73%; в 2007 г. 11,66 %; в 2008 г. 14,19%.

С помощью таблицы 9 определим, как же происходило изменение суммы валовой прибыли с помощью цепных подстановок.

"right">Таблица 9

Динамика суммы доходов потребительского общества «Промкомбинат» за 2006-2008 годы

Годы

Сумма валового дохода

тыс. руб.

Абсолютное изменение

валового дохода

Тыс. руб.

Темп роста (%)

Темп прироста (+;-)

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

2004

248

2005

958

+710

+710

386,3

3,8*

3,8*

3,8*

2006

1170

+212

+922

122,1

4,7*

22,1

4,7*

2007

1251

+81

+1003

106,9

5,0*

6,9

5,0*

2008

1524

+273

+1276

121,8

6,1*

21,8

6,1*

* - раз

Используя цепные подстановки по данным таблицы 12 видно, что сумма валовой прибыли изменялась равномерно, так на протяжении пяти лет изменялась в сторону роста. Определим ежегодный рост суммы валового дохода.

V 1524 / 248 * 100 = V 6,14 * 100 = 1,120 * 100 = 112,01%

Следовательно, ежегодный рост суммы валовой прибыли происходит в 1,12 раза (112,01 % / 100%).

Таким образом, в потребительском обществе «Промкомбинат» уровень валовой прибыли дает количественную оценку доли производственного предприятия, в оптово - отпускной цене. Чем выше уровень рентабельности, тем выше доля Общества в оптово - отпускной цене, тем выше разница между фактической себестоимостью и оптово - отпускной цены.

оптовый торговля доход прибыль рентабельность

Делись добром ;)