logo
Анализ доходов, прибыли и рентабельности предприятия для выявление резервов по оптимизации получения доходов, снижения затрат и получения максимальной прибыли

4. Анализ прибыли и рентабельности в оптовой торговле

Прибыль - это конечный финансовый результата деятельности организации характеризующий абсолютную эффективность его работы. В условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности предприятия и создает финансовую основу для ее расширения, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива.

Как было описано выше в главе 1, различают прибыль (убыток) от основной деятельности: продажи товаров, продукции, работ, услуг; прочие доходы и расходы: проценты к получению (к уплате), доходы от участия в других организациях; прибыль (убыток) до налогообложения и чистую прибыль (убыток) отчетного периода.

Анализ следует начинать с общей оценки динамики величины и состава прибыли до налогообложения. Информация, содержащаяся в отчетной форме № 2, позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности предприятия, установить структуру прибыли.

"right">Таблица 10

Динамика выручки от продаж продукции (работ, услуг), ее себестоимости и структуры прибыли потребительского общества «Промкомбинат» за 2006-2008 годы

Показатели

Годы

Отклонение (+,-)

Отклонение, в %

2006

2007

2008

2007 от 2006

2008 от 2007

2007 к 2006

2008 к 2007

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

9190

10723

10733

1533

10

116,6

100,1

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

8020

9472

9209

1452

-263

118,1

97,2

В % к обороту

87,27

88,33

85,80

1,06

-2,53

101,2

97,1

Валовая прибыль в сумме, тыс. руб.

1170

1251

1524

81

273

106,9

121,8

в % к выручке

12,73

11,67

14,19

-1,06

2,52

91,6

121,6

Коммерческие расходы

-

26

-

+26

-

Прибыль от продаж в сумме, тыс. руб.

1170

1225

1524

55

299

104,7

124,4

в % к выручке

12,73

11,42

14,19

-1,30

2,77

89,7

124,3

Сальдо прочих доходов и прочих расходов

-667

-667

-637

0

30

100

95,5

Прибыль до налогообложения в сумме, тыс. руб.

503

558

887

55

329

110,9

159,0

в % к выручке

5,47

5,20

8,26

-0,26

3,06

95,0

158,8

Отложенные налоговые активы

29

41

47

12

6

141,4

114,6

Отложенные налоговые обязательства

43

-49

-54

-92

-5

-113,9

110,2

Единый налог по УСН

102

128

152

26

24

125,4

118,8

Чистая прибыль в сумме, тыс. руб.

387

422

728

35

306

109,0

172,5

В % к выручке

4,21

3,94

6,78

-0,27

2,84

93,4

172,1

Горизонтальный анализ абсолютных показателей, приведенных в таблице 10, показывает, что предприятие в отчетном году добилось высоких финансовых результатов в хозяйственной деятельности, так в 2007 году по сравнению с 2006 г выручка от реализации выросла на 1533 тыс. руб., или на 16,6 %, в 2008 году по сравнению с 2007 годом наблюдается рост, но незначительный на 10 тыс. руб. или 0,1%.

Себестоимость реализации в абсолютных величинах имеет тенденцию к росту, так в 2007 г по сравнению с 2006 г рост составил 1452 тыс. руб. или 18,1%, в 2008 г по сравнению с 2007 г. наблюдается снижение на 263 тыс. руб. или 2,8%.

Если сравнивать тенденцию роста выручки и себестоимости, то в 2007 году тенденция роста выручки, ниже, чем себестоимость на 1,5%, в 2008 году ниже на 2,9%.

Если рассматривать удельный вес себестоимости в выручке от реализации, то наблюдается такая же ситуация, а именно в 2006 году в общем объеме выручки, себестоимость составила 87,27%; в 2007 г. - 88,33%; в 2008 г. - 85,80%, т.е. в целом снижение себестоимости за 2 года составило 1,47%.

Вследствие роста выручки и небольшого снижения себестоимости происходит рост валовой прибыли в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 81 тыс. руб. или 6,9% и в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 273 тыс. руб. или на 21,8%.

Коммерческие расходы в потребительском обществе наблюдаются только в 2007 году в сумме 26 тыс. руб.

Результат прочих операций выполняемых потребительским обществом имеет отрицательный результат на протяжении всех трех лет. Так расходы превышали доходы в 2006 и 2007 годах - на 677 тыс. руб.; в 2008 г. - на 637 тыс. руб.

Отрицательный результат прочих операций уменьшил прибыль от продаж, соответственно прибыль до налогообложения стала занимать меньше долю в выручке от реализации, так на ее долю приходится в 2006 г - 5,47%; в 2007 г. - 5,20%; в 2008 г. - 8,26%, что меньше доли прибыли от продаж на 7,26%; 6,22%, 5,93% соответственно.

Уплата единого налога по упрощенной системе налогообложения и налог на прибыль уменьшают чистую прибыль, которая стала составлять в 2007 г. 422 тыс. руб. что больше на 35 тыс. руб. или на 9% чем в 2006 году, в 2008 году по сравнению с 2007 г. рост составил 306 тыс. руб. или 72,5%.

Из всего выше сказанного потребительское общество «Промкомбинат» имело прибыль на 1.01.2007 г. - 387 тыс. руб.; на 1.01.2008 г. - 422 тыс. руб.; и на 1.01.2009 г. - 728 тыс. руб.

Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность, или прибыльность, измеряемую в процентах к затратам средств или имущества. В международной практике вся предпринимательская деятельность корпораций, и др. образований четко подразделяется на три вида:

- операционная (основная);

- инвестиционная - вложение средств в акции, др. ценные бумаги, капитальные вложения и т.п.;

- финансовая - получение (уплата) дивидендов, процентов.

В соответствии с этим в практике анализа применяют следующие группы показателей относительной доходности, прибыльности товаров, продукции, работ, услуг, производственных фондов совокупных и чистых активов предприятия, вложений (инвестиций), собственного капитала и ценных бумаг. Доходность товаров, продукции, работ, услуг характеризуется такими показателями, как рентабельность реализации или оборота и отдельных изделий.

"right">Таблица 11

Динамика показателей рентабельности потребительского общества «Промкомбинат» за 2006 - 2008 годы (сумма тыс. руб.)

Показатели

Годы

Отклонение (+,-)

2006

2007

2008

2007 к

2006

2008 к 2007

1

2

3

4

5

6

1. Прибыль от продаж

1170

1225

1524

55

299

2. Прибыль до налогообложения

503

558

887

55

329

3. Прибыль чистая

387

422

728

35

306

4. Средняя величина активов

4849

5146

6377

297

1231

5. Выручка от продажи

9190

10723

10733

1533

10

6. Средняя величина собственного капитала

4298,5

4511,5

5056

213

544,5

7. Средняя величина оборотных активов

1681,5

1822,0

2291,0

140,5

469

8. Рентабельность всего капитала (совокупных активов) по бухгалтерской прибыли (2/4*100%),%

10,4

10,8

13,9

0,4

3,1

9. Общая рентабельность собственного капитала, (коэффициент убыточности) (2/6*100),%

11,7

12,4

17,5

0,7

5,1

10. Рентабельность продаж по чистой прибыли (коэффициент убыточности) (3/5*100%),%

4,2

3,9

6,8

-0,3

2,9

11. Рентабельность продаж по прибыли от реализации, (коэффициент убыточности) (1/5*100%),%

12,7

11,4

14,2

-1,3

2,8

12. Рентабельность продаж от прибыли до налогообложения, %

5,5

5,2

8,3

-0,3

3,1

13. Рентабельность оборотных активов (2/7*100%0, %

29,9

30,6

38,7

0,7

8,1

14. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли

9,0

10,0

14,4

1

4,4

15. Коэффициент оборачиваемости активов (5/4), об