logo
Государственно-частное партнерство в реализации проектов регионального развития

1.2 Зарубежный опыт осуществления проектов ГЧП на примере Великобритании

Начало реализации проектов, где на взаимовыгодных условиях сотрудничали бы государство и частные партнеры, было положено очень давно. Новатором в этой области выступает король Франции Генрих II. В 1552 году по концессионному принципу был построен канал в долине Кро, у города Салон-де-Прованс. Тогда нельзя было и предположить, что подобное сотрудничество вызовет такой интерес и популярность.

Активно ГЧП, например, в концессионной форме использовалось многими странами, в том числе и Россией, на рубеже 19-20 вв., особенно для строительства железных дорог и в сфере коммунального хозяйства.

Последний виток интереса к ГЧП возник в 1990-е гг. в Европе, где сформировалась нынешняя концепция этого партнерства. В настоящее время в различных отраслях экономики стран Европейского союза, Азии и Латинской Америки на основе ГЧП осуществляется реализация множества инвестиционных проектов, в том числе крупных. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Дело АНХ, 2010 - 12с.

Сейчас за рубежом под государственно-частным партнерством обычно понимается широкий спектр бизнес-моделей и отношений. Сотрудничество государства и бизнеса, как правило, развивается в тех отраслях, которые необходимы для экономики и социально значимы для общества, но считаются недостаточно прибыльными для частного капитала из-за своей капиталоемкости или длительных сроков окупаемости вложений. Если оба эти фактора совпадают, для развития подобных отраслей используется стратегия партнерства государства и частного бизнеса, например, в форме создания совместных предприятий со смешанным государственно-частным капиталом Мамченко О.П., Долженко И.А. Экономическая сущность и роль государственно-частного партнерства в реализации региональной экономической политики // Научный журнал «Известия» Алтайского государственного университета. - 2010 г. - №2. - с. 246.

Лидерами в области государственно-частного партнерства считаются США, Великобритания, Франция и Германия. При этом в США кооперация властей и участников особенно широко распространена и приветствуется на муниципальном уровне государственной иерархии Государственно-частное партнерство в зарубежных странах, или как реализовать ГЧП в России: Издание Совета Федерации. - 2009 г. - 8 с..

Рассмотрим более подробно зарубежный опыт ГЧП на примере Великобритании, так как эта страна является одним из лидеров успешного осуществления проектов ГЧП. Опыт использования проектов государственно-частного партнерства в Великобритании, как образец, будет интересен.

В Великобритании ГЧП имеет богатую историю. Законодательство в области ГЧП, которое касалось только концессий, появилось в 17 веке. В 19 веке с помощью концессионных механизмов были построены железнодорожные сети, крупнейшие судоходные каналы (Суэцкий канал), и многие другие инфраструктурные комплексы. Однако такого рода концессии носят скорее экспериментальный характер и пока не стали магистральным направлением развития концессионных механизмов Кабашкин В.А., О.М. Махаева Государственно-частное партнерство в Великобритании и Ирландии: Серия: «Мировая экономика. Современное взаимодействие власти и бизнеса» - М.: ООО «МИЦ», 2010 - 48с..

С того времени концессии в Великобритании прошли ряд преобразований: от «традиционных» в 17 веке, до модернизированных в 20 веке, и до современного взаимодействия бизнеса и государства. С целью улучшения предоставляемых общественных услуг в 1992 году была основана «Частная финансовая инициатива» (PFI), основной целью которой была привлечение частных инвестиций для строительства крупных государственных объектов. В 1997 году PFI была изменена.

Именно в 90-х годах ГЧП в Великобритании получило новый толчок в развитии. Теперь инвестор получает компенсацию своих расходов за счет доходов от эксплуатации объекта, развитием которого он занимался, или за счет платежей из бюджета. В большинстве случаев инвестор участвует в дальнейшей эксплуатации объекта, организует его деятельность.

На этой основе был реализован целый ряд проектов, среди которых создание интегрированной системы обработки отходов на острове Уайт, строительство школ в Бриджпорте и Дорсете, домов престарелых в Сурее, здания полиции в Илкестоне, северного кольца Бирмингема и железнодорожной сети Кройдона и т.д. В Великобритании ежегодно заключается до 80 новых соглашений о партнерстве. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17% экономии бюджета страны Кабашкин В.А., О.М. Махаева Государственно-частное партнерство в Великобритании и Ирландии: Серия: «Мировая экономика. Современное взаимодействие власти и бизнеса» - М.: ООО «МИЦ», 2010 - 51с..

Новый толчок к развитию ГЧП в Великобритании получило благодаря стандартизации подходов к выбору проектов, определению приоритетов общественных потребностей. Стандартизация обусловлена тем, что в проектах ГЧП закрепляются позиции сторон - распределение рисков, уровень обязательств государственного и частного сектора, продолжительность по времени, право собственности на активы, источники финансирования и др.

Уникальность системы ГЧП в Великобритании, в том числе, состоит в фактическом отсутствии соответствующего законодательства, каким-либо образом ограничивающего ведомство или государственный орган в вопросах заключения таких контрактов. С одной стороны, такая свобода действий стимулирует популярность системы PFI в Великобритании, однако с другой требует точного, ясного и юридически подробного составления необходимой документации и контрактов во избежание спорных моментов в процессе осуществления ГЧП.

Именно поэтому государственные институты и частные компании чаще всего пользуются типовыми контрактами, разработанными соответствующими подразделениями Министерства финансов, отвечающего за систему ГЧП Великобритании, и других специализированных институтов. Выпуск типовых контрактов осуществляется для обеспечения лучшего понимания сторонами принимаемых ими рисков, обеспечения схожести подходов к условиям и ценообразованию в аналогичных контрактах, снижения стоимости и длительности переговоров при заключении сторонами контракта ГЧП. В контракте максимально четко оговариваются сроки выполнения работы, а также критерии и условии, при которых государство оплачивает оказанные частной фирмой услуги http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/PPP%20in%20foring%20country/PPP_in_UK.pdf.

Даже после мирового кризиса и жесткой критики со стороны представителей либерально-демократических и консервативных партий проекты ГЧП не потеряли своей актуальности. В 2009 году был создан «Центр финансирования инфраструктуры», который обеспечивает поступательное развитие в рамках PFI инфраструктурных проектов и дополнительное финансирование. Сейчас он преобразован в новое агентство под эгидой Минфина с более широкими полномочиями - Infrastructure UK.

Существуют и другие органы, которые поддерживают систему PFI, например Partnerships UK, которая является отделом Минфина. Она консультирует участников проектов ГЧП, разрабатывает типы контрактов, ведет электронную базу данных, осуществляет частичное финансирование некоторых проектов. Также существует организация Local Partnerships, которая занимается такими же вопросами на уровне муниципалитетов. Эти организации являются совместными (51% - частные акционеры, 49% акций - государство), но действуют они исходя из поддержки государственных интересов, хотя предоставляют услуги ведомствам на платной основе.

Несмотря на отсутствие законодательства по проектам ГЧП, в Великобритании существует установившаяся система по поддержке, консультации и развитию данных проектов. Поэтому является закономерным тот факт, что в Великобритании широко и на высоком уровне осуществляется взаимодействие государства и частного сектора.