Государственно-частное партнерство в реализации проектов регионального развития

курсовая работа

2.3 Опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в Орловской области

Моя заинтересованность именно этим регионом обусловлена соседством с Калужской областью, но вместе с тем совершенно другим отношением властей местных органов власти к проектам ГЧП. Это доказывает рейтинг текущего состояния и динамики развития ГЧП в субъектах Российской Федерации и 67 местом в данном рейтинге Орловской области.

В Орловской области под ГЧП понимают комплексное взаимодействие государства и частного сектора с целью привлечения на контрактной основе органами власти бизнес-структур к решению задач, которые относятся к публичному сектору. Регион работает и по линии привлечения средств Инвестиционного фонда РФ, и по организации взаимодействия с Внешэкономбанком.

В Центр ГЧП Внешэкономбанка направлены предложения по включению проектов модернизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Орловской области в программу типовых проектов Внешэкономбанка на сумму более 4 млрд. рублей. В настоящее время прорабатывается возможность формирования проектов ГЧП.

Развитие ГЧП в регионе находятся на начальном этапе. Формируется центр ГЧП Орловской области в форме обособленного отдела в составе региональной администрации и Агенство инвестиционного развития. До настоящего момента использовалось федеральное и региональное законодательство, регулирующее бюджетную и инвестиционную деятельность, градостроительное законодательство, закон о концессионных соглашениях, законодательство о тарифах, а также нормативная база, регулирующая взаимодействие с Инвестиционным фондом РФ и регулирующая отдельные виды деятельности, также используется закон Орловской области от 12.10.2011 N 1277-ОЗ "Об участии Орловской области в государственно-частных партнерствах" Аналитический отчет по результатам исследования «Развитие государственно-частного партнерства в регионах ЦФО: инвестиции и инфраструктура». - М., 2010.- с. 34..

Сейчас в регионе в большей степени преобладают инвестиционные проекты. Они реализуются такими компаниями, как «РЖД» (2 500 млн руб.), «Афина Паллада» (17 000 млн руб), «Sanofi aventis» (1 500 млн руб.), «Kerama marazzi» (10 000 млн руб.), «Эксима» (10 000 млн руб.), «Rusnano» (500 млн руб.), «Московский Индустриальный Банк» (2 400 млн руб.), «Гринн компания» (1 300 млн руб.), общей суммой в 45200 млн руб. Планируются к реализации еще два инвестиционных проекта: индустриальные парки «Зеленая роща», находящийся в Мценском районе, Подмокринском с/с, п. Воля, и «Орел», который располагается в северной части Орла http://invest.orel-region.ru/files/russian.pdf?v=0.991852 .

В Орловской области еще не получили развитие проекты ГЧП. Большинство осуществляемых в области инвестиционных проектов либо полностью реализуются государством, либо наоборот только бизнесом.

Орловская область имеет ряд достоинств, таких как удобное географическое положение (регион расположен на пересечении основных автомобильных и железнодорожных магистралей «Север-Юг» (Москва-Харьков-Крым-Кавказ) и «Запад-Восток» - Рига-Воронеж-Саратов); умеренно-континентальный климат, который позволяет развивать большинство видов с/х производства; наличие одного нефтяного и трёх газовых международных трубопроводов, имеющих важное стратегическое значение. Несмотря на наличие конкурентных преимуществ, Орловская область находится в группе регионов с незначительным инвестиционным потенциалом и умеренным риском. Это говорит о недостаточном использовании регионом своего потенциала, который можно повысить, за счет внедрения проектов ГЧП. Развитие, становление и реализация проектов ГЧП может значительно изменить ситуацию в лучшую сторону.

Для улучшения социально-экономического и конкурентного положения в Орловской области предстоит сделать еще многое - от создания и улучшения собственных производств своими силами, до совершенствования нормативно-правовой базы и привлечения частных инвестиций. Начальные шаги уже предприняты в виде разных инвестиционных проектов.

В таблице 3 приведены данные по количеству средств, которые были вложены за этот период в основной капитал за 2009-2011 гг. по Калужской и Орловской области.

Таблица 3. Инвестиции в основной капитал в Калужской и Орловской областях

Показатель

Год

Калужская область

Орловская область

Инвестиции в основной капитал, млн руб.

2009

60349

19791

2010

74489

20970

2011

69172

35470

Инвестиции в основной капитал финансируемых за счет бюджетных средств, млн руб.

2009

7 785, 021

3 463,425

2010

9 683, 57

3 837,51

2011

10 444,972

5 249,56

Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств, проценты к общему объему.

2009

12,9

17,5

2010

13,0

18,3

2011

15,1

14,8

Источник: http://www.gks.ru

Из таблицы 3 можно сделать следующие выводы:

· Количество инвестиций в основной капитал в Калужской области, в разы выше, чем в Орловской;

· Удельный вес инвестиций, финансируемых за счет бюджетных средств в Калужской области меньше, чем в Орловской, несмотря на это их сумма наоборот, больше.

Общие показатели развития Калужской и Орловской областей представлены в таблице 4.

Таблица 4. Статистические данные по развитию Орловской и Калужской областей за январь-декабрь 2013 года

область

Орловская

Калужская

Динамика реальных доходов населения, за отчетный месяц в % к соответствующему месяцу прошлого года

124

97,7

Доля прибыльных предприятий, за период с начала года, %

58.2

57,7

Доля просроченной задолженности по кредитам юридическим лицам, на начало отчетного месяца в % к началу года

6.3

3,2

Доля текущих расходов в общем объеме расходов, за период с начала года за период с начала года

94

86

Жилищное строительство, введено- тыс.кв.м

43.8

72,9

Индекс потребительских цен на товары и услуги, в % к декабрю прошлого года

102.4

102

Индекс производства продукции сельского хозяйства, за период с начала года в % к соответствующему периоду прошлого года, квартальный показатель

100

104,9

Индекс промышленного производства, за период с начала года в % к соответствующему периоду прошлого года

112.2

117,1

Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в сопоставимых ценах в % к соответствующему месяцу прошлого года

76.3

86,5

Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, млн. рублей

19928.6

58857,3

Объем просроченной задолженности по заработной плате, на конец отчетного месяца, тыс. рублей

16094

21325

Объем работ, выполненных по ВЭД «Строительство», за период с начала года млн. рублей

848,6

4523,8

Отношение среднемесячной зарплаты к стоимости фиксированного набора товаров и услуг, раза

1.8

2,1

Темп роста кредитов, выданных физическим лицам, объем на начало отчетного месяца в % к началу года

98.2

98,6

Темп роста кредитов, выданных юридическим лицам, объем на начало отчетного месяца в % к началу года

99.1

102,3

Темп роста оборота розничной торговли, за период с начала года в % к соответствующему периоду прошлого года, в сопоставимых ценах

102.4

98,7

Темп роста объема платных услуг населению, за период с начала года в % к соответствующему периоду прошлого года, в сопоставимых ценах

103.7

96,6

Темп роста потребления электроэнергии, за период с начала года в % к соответствующему периоду прошлого года

106.2

111,6

Темп роста прибыли прибыльных предприятий, за период с начала года в % к соответствующему периоду прошлого года

118.1

104,5

Уровень зарегистрированной безработицы, на отчетный период, %

2.3

1,6

Численность населения, на 1 января 2009 года (все население) тыс. человек

816.9

1002,9

Источник: http://www.minregion.ru

По большинству показателей Орловская область отстает от Калужской. Немаловажный вклад в успешное развитие Калужской области вложили большие инвестиции в основной капитал (которых почти в 3 раза больше, чем в Орловской области), в частности и инвестиции в проекты ГЧП.

3. Основные препятствия для развития государственно-частного партнерства и рекомендации по его совершенствованию в регионах России

Реализация ГЧП в регионах России на сегодняшний момент очень важная задача, так как на его основе происходит развитие местных рынков капитала, товаров и услуг. Сокращается нагрузка на бюджет, и государство имеет возможность перенаправлять полученные средства для решения других социальных целей. В рамках ГЧП бизнес получает возможность стабильного увеличения прибыли. Проекты государственно-частного партнёрства способствуют привлечению иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

В регионах России существует ряд проблем, которые мешают развитию ГЧП:

1) Отсутствие единого понимания ГЧП среди чиновников и представителей бизнеса в регионах. Из-за разной его трактовки каждый регион развивает данное направление исходя из своего видения проектов;

2) Неравномерность развития нормативно-правовой базы, способная отпугнуть потенциальных инвесторов или создать преимущества для одного региона, что в дальнейшем может привести к увеличению разрыва между преуспевающими и отстающими регионами;

3) Неспособность регионов подготовить ГЧП проект к конкурсу, подробно описав все нюансы, касающиеся рисков, инвестирования, дохода, преференций и т.д. Ясность проектов, предлагаемых к конкурсу, улучшит понимание и заинтересованность частного сектора;

4) С другой стороны, наличие только незначительного опыта отпугивает частных инвесторов из-за больших рисков. Также наличие неудачных проектов может затормозить дальнейшее развитие ГЧП проектов.

Решением большинства проблем будет дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы. Учитывая размеры России и специфику разных регионов, надо с одной с одной стороны предусмотреть различные факторы, которые могут повлиять на финансирование и регулирование проектов ГЧП, распределение дохода и рисков, на определенной территории, а с другой стороны принять на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации, максимально унифицированные законы, однозначно определяющие понятие ГЧП, формы реализации проектов и остальные детали, которые могут повлиять на взаимоотношения государства и частного сектора. В 64 регионах РФ на данный момент уже созданы региональные законы о ГЧП, самыми удачными из которых, по нашему мнению, являются законы в Татарстане и Санкт-Петербурге http://sroportal.ru/news/federal/ekspert-neobxodimo-propisat-v-zakone-o-gchp-mexanizmy-motivacii-biznesa.. Теперь предстоит работа по созданию системного и комплексного законодательства для того, чтобы предпринимателю было понятно, какие обязанности и права имеет каждая из сторон ГЧП, и какие результаты за какой срок должны быть достигнуты.

В каждом регионе для успешной реализации проектов ГЧП должен быть создано специальное подразделение (например, как в Калужской области), которое будет заниматься вопросами информирования, оказывать юридическую консультацию, проводить встречи, семинары, конференции, способствовать устранению проблем развития проектов ГЧП.

Привлечение инвестиций для развития производства, инфраструктуры, системы образования и т.д. поможет улучшить социально-экономическую ситуацию в регионах и в стране в целом. На данном же этапе, при реализации проектов ГЧП возможно привлекать средства различных фондов

Для примера можно взять модель финансирования, которая применяется в Европейском Союзе. Комиссия ЕС предусмотрела создание независимых организаций для развития и реализации проектов государственно-частного партнерства, которые финансируют данные проекты при отсутствии частного капитала. В число данных организаций входят Европейский фонд регионального развития (ERDF), Фонд сплочения, Европейский инвестиционный банк (EIB), Европейский инвестиционный фонд (EIF). В частности, EIB поддерживает развитие государственно-частного партнерства в Трансевропейских транспортных сетях, предоставляя долгосрочные кредиты. EIF, главная задача которого состоит в поддержке малых и средних предприятий, также имеет возможность предоставления гарантий по займам и венчурному капиталу в рамках структуры Трансевропейских транспортных сетей Государственно-частное партнерство в зарубежных странах, или как реализовать ГЧП в России: Издание Совета Федерации. - 2009 г. - 11 с..

Подобной опыт Европейского Союза можно реализовать в России, создав специальный фонд, который бы софинансировал проекты ГЧП, либо определив в расходных частях уже имеющихся фондов расходы на софинансирование проектов ГЧП.

Использование зарубежного опыта организации ГЧП возможно в России, но следует иметь в виду, что он ориентирован на долгосрочную перспективу. Прежде всего, необходимо создать базовые условия для реализации проектов ГЧП. Начало уже положено в виде закона о ГЧП, утвержденного на федеральном уровне и удачно реализованных проектов в некоторых субъектах РФ (например, Санкт-Петербурге).

При улучшении нормативно-правовой базы и других условий, которые благоприятно скажутся на проектах ГЧП, в России данные проекты станут более адаптированы к использованию, и применять механизмы государственно-частного партнерства станет более удобно, выгодно и безопасно (имеется в виду ликвидация возможных рисков). Данные улучшения позволят экономить бюджетные средства, направляя их на решение других задач государства. С другой стороны, бизнес получит в свое распоряжение ряд сфер, где он может в дальнейшем развиваться на условии взаимодействия с государством.

Делись добром ;)