logo
Государственно-частное партнерство: понятие и сфера применения

Глава 1. Понятие и правовая природа государственно-частного партнерства

Взаимодействие государственных органов и частных структур в современных условиях приобретает особую значимость. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Республики Беларусь, разработанной Министерством экономики Республики Беларусь, развитие института ГЧП определяется в качестве одного из стратегических направлений. ГЧП и как экономическая категория, и как процесс, по сути, новое явление для нашей страны. Его детальная регламентация в отечественном законодательстве в настоящее время отсутствует. Успех такого партнерства в Республике Беларусь возможен за счет эффективного взаимодействия власти и бизнеса при наличии четкого законодательства о ГЧП [1, с. 39].

Отсутствие в Беларуси экономико-правовой категории ГЧП предопределяет наличие различных толкований данного понятия. Так, под ГЧП могут подразумеваться инвестиционные проекты, стратегическое сотрудничество государства и частного бизнеса, делегирование властных полномочий объединениям предпринимателей, деятельность инвестиционных агентов, институт социальной ответственности бизнеса и др. Требуется четкая дефиниция ГЧП, предпочтительно закрепленная в специальном нормативном акте. Научно-исследовательский экономический институт (НИЭИ) Министерства экономики Республики Беларусь в проекте Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» ориентируется на реализацию ГЧП в экономической сфере и предлагает определять ГЧП как взаимовыгодное сотрудничество на договорной основе государственных и частных партнеров с целью реализации общественно значимых проектов и программ в различных сферах деятельности на национальном и региональном уровнях на условиях разделения ресурсов, рисков, доходов и ответственности [12, с. 96].

Среди других определений ГЧП, применяемых в мировой практике, следует отметить расширительную трактовку ГЧП как конструктивного взаимодействия власти и частного бизнеса не только в экономике, но и в других сферах общественной жизни -- политике, культуре, науке и т.д. Иными словами, под ГЧП понимаются любые формы партнерства государства и предпринимательского корпуса. Передаваемые полномочия органов власти и управления не ограничиваются правами собственности, сюда следует включить и делегирование некоторых функций принятия решений в ходе экспертиз, консультаций и совместной разработки нормативных правовых актов и целевых программ [12, с. 97].

Важно юридически правильно оценить роль государства не только как главного регулятора, но и как представителя и защитника общественных интересов и потребностей, т.е. того, что в европейской юридической традиции понимается под публичным правом, публичным интересом, публичной службой, публично-правовыми имущественными отношениями и публично-правовой собственностью.

В мировой практике существует множество примеров эффективного взаимодействия государственного и частного секторов при реализации крупномасштабных социально-экономических задач. При экономическом подходе ГЧП сравнивают с косвенной приватизацией. Речь идет о перераспределении полномочий между государством и частным бизнесом в стратегических отраслях (благоустройство населенных пунктов, социальная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство, объекты культурного наследия, транспорт и др.), которые не могут быть приватизированы, а средства на их развитие у государства отсутствуют. Важное условие эффективности ГЧП -- степень участия частного бизнеса в проекте и сохранение хозяйственной активности и некоторых правомочий собственника за государством. Чем больше функций и правомочий берет на себя одна из сторон, чем больше ее участие в реализации проекта, тем больше данная модель взаимоотношений напоминает приватизационную или национализирующую схему [5, с. 127].

Такая форма взаимодействия государства и частного бизнеса требует огромной законодательной работы: необходимо четко определить все аспекты контрактов, заключаемых между сторонами.

С определенной долей условности можно выделить различные формы организации, финансирования и кооперации частного бизнеса и власти. Вместе с тем они идеальны и удобны лишь для теоретического осмысления, так как на практике используется сочетание этих форм [11, с. 50].

Традиционно ГЧП рассматривается в сфере экономики и государственного управления. В мировой практике существуют такие формы ГЧП, как взаимодействие на основе контракта; договор аренды (лизинг); соглашение о разделе продукции, инвестиционный контракт, концессии; акционирование, долевое участие частного капитала в государственных предприятиях (совместные предприятия).

В политической сфере существуют следующие формы ГЧП:

- консультации представителей власти и частного бизнеса в рамках ассоциаций предпринимателей;

- независимая экспертиза проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти разных уровней в области экономики и других сферах;

- подготовка и внесение предложений по реализации направлений государственной политики, защите внутреннего рынка, государственной поддержке экспортеров; информационное обеспечение взаимодействия власти и ассоциаций, объединений предпринимателей, отраслевых союзов товаропроизводителей [11, с. 52].

Со стороны государственного партнера в таких отношениях выступают Республика Беларусь в лице республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненной Президенту Республики Беларусь или Совету Министров Республики Беларусь, или другой уполномоченный государственный орган (организация) или административно-территориальная единица в лице местного исполнительного и распорядительного органа.

Частным партнером могут быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в соответствии с законодательством Республики Беларусь (за исключением государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и государственных объединений, хозяйственных обществ, 100 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежат Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам), иностранные и международные юридические лица и (или) иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами. Выбор частного партнера для заключения соглашения осуществляется исключительно по конкурсу [9, с. 70].

Проанализировав различные точки зрения относительно понятия ГЧП, можно прийти к выводу о том, что в самом общем виде под ГЧП понимают: совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях; систему эффективного взаимодействия между органами государственного управления разных уровней и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ социально-экономического развития территорий, направленных на улучшение качества жизни; правовой механизм согласования интересов и обеспечения взаимодействия государства и бизнеса; механизм, посредством которого возможна не только реализация приоритетных инвестиционных проектов, но и развитие инфраструктуры, а также совершенствование социальной сферы административно-территориальных единиц [6, с. 80].

Исходя из представленной сущности ГЧП можно выделить следующие его признаки:

1) смешанный разноуровневый субъектный состав, т.е. всегда присутствуют публичный и частный субъекты;

2) взаимоотношения сторон должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и др.);

3) взаимоотношения сторон должны носить партнерский, то есть равноправный характер (хотя на практике имеет место проблема неравнозначности правовых статусов субъектов этих отношений);

4) содержание отношений определяется целью, которая носит общественно значимый характер (как правило, определенный государственный интерес);

5) стороны партнерства должны объединить свои вклады для достижения общих целей;

6) стороны партнерства должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов.

Глава 2. Основные направления государственно-частного партнерства в экономической сфере

ГЧП -- достаточно новое для Республики Беларусь явление, однако проблемы, связанные с поиском его оптимальных форм и эффективных механизмов, становятся все более актуальными в связи с модернизацией экономики и необходимостью реализации различных публичных функций власти и утвержденных ею программ. Подтверждением тому служат уже неоднократные высказывания и заявления Президента Республики Беларусь, сделанные им, в том числе и в рамках посланий белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь [8, с. 40].

Так, 20 апреля 2010 г. Президент Республики Беларусь в своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь «Динамичный прорыв в развитии страны -- путь к новому качеству жизни», характеризуя основные направления экономической политики государства в современных условиях, отметил, что «в стране все активнее формируется частно-государственное партнерство» [16, с. 45].

Глава нашего государства не зря акцентировал внимание на развитие ГЧП в Республике Беларусь, так как среди его основных достоинств -универсальность.

Большинство отраслей экономики, требуют модернизаций, реструктуризации и т.д. Однако для этого требуются немалые денежные вложения со стороны государства. К сожалению, не всегда бюджет нашего государства способен полностью обеспечить выполнение всех целевых программ в экономической и социальной сферах, ввиду чего наиболее перспективным направлением остаются инвестиции, в том числе иностранные, на принципах ГЧП [21, с. 139].

С помощью ГЧП, как показывает практика, можно развивать автодорожный, железнодорожный, водный транспорт, возводить объекты инженерной инфраструктуры, объекты здравоохранения, образования, культуры, туризма и др., то есть то, что сегодня является актуальным для Беларуси [7, с. 77].

Традиционно, в международной практике основными сферами применения ГЧП являются:

* транспорт и транспортная инфраструктура (авто- и железные дороги, порты, аэропорты);

* электро-, теплоэнергетика;

* телекоммуникации;

* строительство;

* жилищно-коммунальное хозяйство (электро-, тепло-, водоснабжение и др.);

* финансовая и страховая сфера;

* инновационная сфера (технопарки, венчурные компании, деятельность ОЭЗ) [16, с. 46].

В ряде стран механизм ГЧП используется в социальных сферах:

· здравоохранение (строительство, реконструкция и управление больницами, поликлиниками и др.);

· спорт (строительство стадионов и иных спортивных сооружений); * образование (строительство школ,

· реконструкция зданий университетов и др.);

· * культура (реставрация памятников, реконструкция музейных комплексов) [17, с. 49].

Согласно Конституции Республики Беларусь, наше государство, являясь демократическим и социально-ориентированным, обязано гарантировать права и свободы его граждан, в том числе и ратифицируя общепринятые мировые стандарты. При разработке белорусского законодательства по ГЧП изучен опыт ведущих стран мира с наиболее эффективной практикой взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач - Великобритании, Германии, Канады, Франции и др. По оценке международных экспертов, которые провели анализ проекта белорусского закона о ГЧП, документ соответствует мировым практикам на 81,5%, что является лучшим показателем среди стран СНГ [20, с. 129].

В итоге, согласно проекту Закона «О государственно-частном партнерстве» ГЧП в Республике Беларусь осуществляется в следующих сферах экономической и социальной деятельности:

· в научной, научно-технической, инновационной сферах;

· в медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе здравоохранения;

· в сфере образования, культуры и социального обслуживания;

· в сфере подвижной, стационарной связи и телекоммуникаций;

· в области производства электрической энергии, производства и транспортировки тепловой энергии;

· в сфере переработки, хранения, перевозки, передачи и распределения нефти и природного газа;

· в области транспорта и дорог (включая мосты и туннели);

· в сфере коммунального хозяйства и коммунальных услуг;

· в области агропромышленного производства;

· в сфере физической культуры, спорта, туризма;

· в иных сферах, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) [19, с. 162].