logo
Государственное регулирование рынка и цен

2. Цена и вопросы ценообразования - правовые аспекты.

Правовые основы - современного, рыночного государственного регулиро-вания цен были заложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. «О ме-рах по либерализации цен». В настоящее время они определяются следу-ющими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 2004 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства. РФ от 7 марта 2004 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». В эти акты неод-нократно вносились изменения и дополнения. Данными актами определе-на государственная ценовая политика. Эта политика направлена на дальней-шую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных за-купках и на ряд социально значимых товаров и услуг. Регулируемые госу-дарственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ. На-пример, Постановлением Правительства Москвы от 27 октября 2004 г. № 893 утверждена «Концепция ценовой политики на территории г. Москвы» Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 2004.

Перечни товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию

В целях реализации проводимой политики Правительством Российской Федерации утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. В настоя-щее время Правительством РФ утверждено три перечня:

1. Перечень продукции, товаров, услуг, на которые государственное ре-гулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы Исполнительной власти. Сюда включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магист-ральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой, и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.

2. Перечень продукции, товаров, услуг, на которые государственное ре-гулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации. Это газ, реализуемый на-селению; оплата населением жилья и коммунальных услуг; ритуальные услуги; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия ме-дицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами об-щественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригород-ном сообщении и др.

3. Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной влас-ти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирова-ние тарифов и надбавок. В этот перечень попали, например, перевозки пас-сажиров и багажа на местных авиалиниях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания.

Правовое регулирование цен на отдельные виды товаров и услуг

Государственное регулирование цен на включенные в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федераль-ный закон от 14 апреля 2004 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», Постановление Правительст-ва РФ от 4 февраля 1997 г. № 121 «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию» и ряд других актов. Цены на лекарственные средства ре-гулируются Федеральным законом от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах», Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2004 г. № 347 «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства», которым утвержден Порядок государственной регистрации отпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок к отпуск-ным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в пере-чень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Правовые основы ответственности в сфере ценообразования

Вопросы применения санкций и ответственности хозяйствующих субъ-ектов за нарушения в области цен регулируются Указом Президента РФ от 28 февраля 2004 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регу-лирования цен (тарифов)» и «Порядком применения экономических санк-ций за нарушение государственной дисциплины цен», утвержденным пись-мом Госкомцен РФ, Минфина РФ, Госналогслужбы РФ от 1 декабря 2004 г. В субъектах Российской Федерации приняты свои законодательные и под-законные акты. В Москве действует Закон г. Москвы от 26 февраля 1997 г. № 3 «О государственном контроле за соблюдением порядка применения ре-гулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монопо-лии» (далее - Закон), утвержденное Постановлением Правительства Моск-вы от 26 августа 1997 г. «Положение о порядке применения экономических санкций за нарушение порядка применения цен и тарифов и условий, их ог-раничивающих.»

В Законе приведен перечень правонарушений, за которые установлена ответственность в ценовой сфере. К таким правонарушениям, в частности, относятся:

- завышение (занижение) установленных или регулируемых цен (тарифов);

- завышение установленных надбавок (наценок), начисление непредус-мотренных надбавок (наценок), непредставление или представление в уменьшенном размере установленных скидок;

- завышение цен и тарифов на продукцию и услуги, входящие в город-ской, отраслевой и территориальные заказы, оплачиваемые за счет средств городского бюджета и внебюджетных фондов, а также других источников;

- нецелевое использование денежных средств, включая налоговые льго-ты, налоговые кредиты и заемные средства, предоставляемые для обеспече-ния заданного уровня регулируемых цен и тарифов;

- завышение цен и тарифов на продукцию, у которой из-за конструктив-ных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свой-ства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения орга-нов стандартизации);

- включение организациями, цены на продукцию, товары и услуги кото-рых регулируются государством, в себестоимость продукции, товаров и ус-луг отчислений, не предусмотренных действующим законодательством.

Приведенный в законе перечень правонарушений порядка применения цен и тарифов не является исчерпывающим.

К субъектам предпринимательской деятельности, допустившим несоб-людение установленных цен (тарифов), применяются Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 2004:

1) финансовая санкция в виде взыскания в доход бюджета неоснователь-но полученных или сбереженных за счет другого лица денежных средств. Размер финансовой санкции определяется как разница между фактически примененной субъектом предпринимательской деятельности ценой (тари-фом) и ценой (тарифом), сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, в пересчете на объем реализо-ванной продукции (товаров, услуг).

2) штраф в размере финансовой санкции, а при повторном нарушении в двойном размере. Повторным признается аналогичное нарушение дисцип-лины цен, совершенное одним и тем же лицом в течение года после приме-нения экономических санкций за первое правонарушение. Хозяйствующие субъекты, выявившие нарушение самостоятельно, в случае невозможности перерасчета вносят в бюджет только финансовую санкцию. В этом случае штраф не взимается.

Для осуществления контроля за установлением и применением регули-руемых цен создаются специальные органы. Например, контроль за ценами на электрическую и тепловую энергию осуществляет Федеральная энергети-ческая комиссия РФ и региональные энергетические комиссии. Органы це-нообразования и контроля цен в субъектах фигурируют под разными назва-ниями. Так, в Москве действует Государственная инспекция цен г. Москвы. Органы контроля цен имеют право беспрепятственно проверять субъектов предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и давать в ходе проверки или после нее предписания об ус-транении нарушений. Выявленные нарушения цен оформляются актами, которые подписываются должностными лицами проверяющего органа, дру-гими участниками проверки, а также руководителем и главным бухгалте-ром предприятия. Одновременно с составлением акта на ответственное должностное лицо предприятия, виновное в нарушении дисциплины цен, составляется протокол об административном правонарушении в соответст-вии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 146 «Нарушение государственной дисциплины цен» и ст. 224 «Органы государ-ственной инспекции цен»). Эти акты направляются в Государственную ин-спекцию цен для принятия решений. Финансовые санкции и суммы штра-фов взыскиваются в бюджет в бесспорном порядке. На основании решения о применении экономических санкций оформляется инкассовое поручение, которое направляется в банк, обслуживающий организацию. Перечисление сумм, полученных в результате нарушения дисциплины цен, осуществляет-ся в следующем порядке: 50 процентов - в федеральный бюджет РФ; 50 про-центов - в бюджет субъекта Федерации. Ответственность за нарушение го-сударственной дисциплины цен реализуется организацией за счет прибыли, остающейся в ее распоряжении.