logo
Анализ затрат на ОАО "Красноярскнефтепродукт" в период с 2010 по 2013 год

1.1 Состав и характеристика затрат на предприятиях

Затраты на предприятиях включают в себя все расходы на производство и реализацию продукции. В них включаются все материальные, финансовые и трудовые расходы. Эти расходы, выраженные в денежной форме, называют себестоимостью. Она является большей частью стоимости товара и зависит от условий производства и реализации продукции. Без себестоимости невозможно посчитать прибыль, она является основой соизмерения доходов и расходов, без нее нельзя задать отпускную цену товара. Этот показатель является главным для определения эффективности работы, так как по тому, во сколько для компании обходится производство продукции можно решать какую «накрутку» можно сделать при продаже, и какую прибыль можно при этом получить. Иными словами, именно себестоимость является основой ценообразования.

Об эффективности деятельности фирмы можно судить по разнице между себестоимостью и реализуемой ценой продукции. Естественно, что чем больше реализуемая цена превышает себестоимость, тем большую прибыль получает компания. Если же реализация продукции не покрывает себестоимость, то не обеспечивается даже простое воспроизводство, фирма работает в убыток. Этот показатель понятно показывает ситуацию, в которой находится предприятие, производство отдельных видов продукции или даже целая отрасль.

Важную роль для улучшения работы предприятия имеет анализ затрат на производство продукции. Значение анализа себестоимости продукции определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую эффективность производства, и что только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных трудовых, материальных и финансовых затратах. Анализ затрат позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

В чем заключаются задачи анализа себестоимости? Во-первых, в определении, или оценке, величины затрат по конкретным продуктам, услугам или подразделениям организации. Во-вторых, в управлении стоимостью продукции, на основе получения точных данных о себестоимости продукции и использование их для принятия решений по таким вопросам, как назначение цены, состав продукции, технология производства. В-третьих, в анализе затрат, исследовании данных о затратах, представлении их в виде информации пригодной для управленческого планирования и контроля, принятия решений краткосрочного и долгосрочного действия.

Анализ себестоимости, со своей стороны, в первую очередь призван обеспечивать необходимой информацией управленческий персонал предприятия, который отвечает за планирование, за проведение контроля по хозяйственным операциям и принятия разнообразных административных решений. Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Анализ себестоимости продукции дает данные необходимые для управленческих целей, определения показателей эффективности, принятия стратегических решений по ценообразованию, состава продукции, технологического процесса, разработки изделий. Именно, руководствуясь анализом, специалисты и менеджеры принимают тактические решения и действия.

Основой анализа является система показателей и аналитических таблиц, логика отбора и составление которых предполагает анализ состояния и динамики экономического потенциала исследуемого объекта, результатов и эффективности его использования. Для определения величины затрат на предприятии, необходимо детально проанализировать состав и структуру каждой статьи себестоимости в натуральном и денежном выражении, выделить наиболее весомые и быстрорастущие статьи. После чего следует проанализировать возможность и необходимость их сокращения без ущерба для производства.