logo
Анализ затрат на производство и обеспечение энергосбережения

1.1 Сущность, состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции. Основные направления по обеспечению энергосбережения организации

Каждая организация (фирма) при разработке своей стратегии ориентируется на удовлетворение определенной общественной потребности и получение максимальной прибыли. В то же время любое производство товаров или услуг немыслимо без затрат и, прежде всего, конкретных затрат на приобретение факторов производства, средств труда и рабочей силы. Главной задачей управления является такая организация производства, которая обеспечит выполнение запланированного объема производства с наименьшими затратами на применяемые факторы производства.

Формирование издержек производства и обращения, их анализ имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом экономического анализа в системе управления организацией.

Затраты на производство являются одним из важнейших показателей, характеризующих деятельность организации. Их величина оказывает влияние на конечные результаты деятельности организации и его финансовое состояние. Определённый уровень затрат, складывающийся на организации, формируется под воздействием процессов, протекающих в его производственной, хозяйственной и финансовой сферах. Так, чем эффективнее использование в производстве материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и рациональнее методы управления, тем больше появляется возможностей для снижения затрат на производство продукции в экономическом механизме организации.

Основной целью любого промышленного коммерческой организации является получение максимальной прибыли, это разность между полученными средствами за отгруженную продукцию и затратами на их производство и продажу. Таким образом, затраты организации непосредственно влияют на формирование объема прибыли. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем более конкурентоспособна организация, доступней продукция для потребителя и тем ощутимей экономический эффект от ее продажи.

Затраты-- это стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчётный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. [7, c. 178]

Издержки промышленной организации на производство и реализацию продукции по своему функциональному составу неоднородны. Значительная их часть включается в производственные затраты. Затраты на производство в сумме с расходами на реализацию, обусловленными процессом реализации продукции, работ и услуг, образуют полную себестоимость последних.

Классификация затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по различным группировочным признакам представлена на следующей схеме (рисунок 1.1) [10, c. 362].

В соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2009 № 210/161/151 "Об утверждении Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)", выделяются следующие элементы затрат:

материальные затраты;

расходы на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация основных средств и нематериальных активов;

прочие затраты.

Исчисление издержек по видам является исходной базой информации о расходах, первичным этапом ее группировки. По видам затрат определяются расходы отдельных центров затрат, выявляются отклонения от нормативов, ведется расчет предстоящих издержек.

Группировка затрат по статьям осуществляется в зависимости от их функциональной роли в производственном процессе: затраты, вызванные производственным потреблением ресурсов, и затраты, связанные с организацией, обслуживанием, управлением и сбытом. Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

Вся совокупность затрат исходя из однородности их состава может быть подразделена на единичные (одноэлементные) и комплексные затраты. Единичные расходы однородны по своему составу, но могут иметь разное производственное направление; комплексные различны по содержанию, но, как правило, едины по направлению издержек. При калькулировании себестоимости единичные (одноэлементные) затраты на производство прямо относят на отдельные виды продукции, а все остальные группируют в комплексные статьи затрат и затем распределяют между объектами калькуляции пропорционально установленной базе.

Рисунок 1.1 - Классификация затрат по различным признакам

Часть калькуляционных статей представляет собой одноэлементные расходы. К ним относятся основная часть сырья и материалов, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, затраты на заработную плату производственных рабочих, отчисления на социальные нужды. Некоторые калькуляционные статьи себестоимости объединяют несколько экономических элементов. Например, статья "Общепроизводственные расходы" включает затраты смазочных, обтирочных и других материалов на обслуживание оборудования, а также расходы на оплату труда, амортизацию оборудования и производственных мощностей, топливо и энергию на отопление и освещение.

Комплексный характер носят и такие калькуляционные статьи, как общехозяйственные расходы, затраты на подготовку и освоение производства и др. При анализе одноэлементных расходов нельзя ограничиваться лишь показателями в целом по организации, ибо при таком подходе нивелируются результаты, достигнутые при выпуске отдельных изделий. Для глубокого всестороннего анализа используются также данные отчетных калькуляций, в которых затраты детализируются по отдельным изделиям, видам расходуемых материалов, системам и формам оплаты труда производственных рабочих. Отчетные калькуляции позволяют сопоставить фактическую себестоимость единицы важнейших видов продукции с ее средним уровнем за предыдущий год, с плановыми или нормативными затратами на отчетный период, а также с издержками на единицу однородной продукции организации конкурентов. Отдельные же расходы, входящие в комплексные статьи затрат, обусловлены прежде всего общим объемом и организационно-техническим уровнем производства, и в этой связи их целесообразно анализировать в целом по организации или отдельным его подразделениям путем сопоставления со сметами.

По роли в процессе производства затраты подразделяются на основные и накладные. Расходы, непосредственно связанные с технологическим процессом, относят к основным затратам. Сюда входят прямые затраты на сырье и материалы, на покупные изделия и полуфабрикаты, оплату производственных работ и оказанных услуг со стороны, топлива и энергии для технологических целей, расходы на заработную плату производственных рабочих. Расходы по обслуживанию производства и управлению организацией являются накладными.

По способу включения в себестоимость отдельных видов или групп однородной продукции затраты делятся на прямые и косвенные. Прямыми считаются расходы, которые могут быть отнесены на себестоимость определенных видов продукции непосредственно по данным первичных документов. К косвенным относятся затраты, которые не имеют прямой пропорциональной связи с отдельными видами продукции и включаются в их себестоимость с помощью специальных смет (общепроизводственные, общехозяйственные и др.). Следует заметить, что принадлежность отдельных видов затрат к прямым или косвенным в известной мере обусловлена особенностями технологического процесса и организации производства.

По целесообразности расходования выделяют производительные затраты, к которым относят оправданные, или целесообразные для данного производства, затраты. Соответственно к непроизводительным относят затраты, которые образуются по причинам, свидетельствующим о недостатках в технологии и организации производства (брак продукции, потери от простоев, оплата сверхурочных часов и др.).

Применяемая в странах с рыночной экономикой система учета, при которой определение финансового результата осуществляется исходя как из полной номенклатуры расходов, так и сокращенной, свидетельствует о необходимости классификации затрат в соответствии с международной практикой учета, т.е. разделения их на переменные, размер их изменяется в зависимости от изменения выпуска продукции, и условно-постоянные, абсолютная величина которых при изменении объема выпускаемой продукции существенно не меняется. Деление затрат на условно-постоянные и переменные весьма условно и сопряжено с определенными трудностями. Так, некоторые затраты являются полупеременными или полупостоянными (расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования).

В связи с этим появляется деление затрат на производственные, включаемые в себестоимость продукции, и периодические, не включаемые в производственную себестоимость(рисунок 1.2) [10, c. 364].

К затратам, включаемым в производственную себестоимость, относятся прежде всего прямые материальные затраты, прямые расходы на заработную плату, а также часть переменных производственных накладных расходов, которые находятся в составе общепроизводственных (внутризаводское перемещение грузов, эксплуатация оборудования и др.) расходов и расходов на реализацию.

Разделение затрат по статьям калькуляции во всех отраслях народного хозяйства должно обеспечивать разграничение прямых (основных) и косвенных (накладных) затрат субъектов хозяйствования. Следовательно, применительно к калькуляционной группировке затрат к периодическим (условно-постоянным) расходам с некоторой долей условности можно отнести общехозяйственные, частично общепроизводственные и реализационные статьи расходов, все остальные - к условно-переменным расходам.

Рисунок 1.2 - Схема взаимодействия групп затрат, выделенных согласно основным признакам классификации затрат на производство и реализацию продукции

Дополнительно к рассмотренным может быть выделена классификация затрат в зависимости от участия в производственном процессе, в соответствии с которой затраты подразделяются согласно стадии их образования (стадия производства продукции, стадия реализации продукции) - производственные затраты и расходы на реализацию (внепроизводственные). В производственные включают все затраты, связанные с изготовлением продукции (работ, услуг) организации и образующие ее производственную себестоимость. Внепроизводственные связаны с реализацией продукции потребителям. Сюда включают транспортные расходы, не возмещаемые покупателями, и сбытовые расходы. Производственные затраты и расходы на реализацию образуют полную себестоимость продукции.

Себестоимость продукции - это совокупность затрат организации на выполнение работ и оказание услуг. В себестоимости продукции находят отражение все произведенные организацией затраты живого и овеществленного труда в виде расходов сырьевых, материальных, топливно-энергетических ресурсов, амортизации основных фондов, оплаты труда. Себестоимость включает прямые материальные и трудовые затраты, а также накладные расходы на управление и обслуживание производства. Таким образом, в себестоимости продукции отражаются уровень техники и технологии, организации производства, труда и управления. Чем лучше поставлено дело в организации, чем выше техническая оснащенность производства, организация, тем ниже себестоимость продукции и наоборот.

Себестоимость продукции является самостоятельной экономической категорией. Она количественно и качественно отличается от стоимости. Стоимость и её денежное выражение - цена, количественно выше себестоимости.

Повышение роли и значения показателя себестоимости в управлении производством, в оценке деятельности и стимулировании коллективов организации вызывает необходимость классификации этого показателя в планировании и учете по многим характерным признакам.

Схематично классификацию видов себестоимости можно представить следующим образом (рисунок 1.3). [10, c. 367]

Рисунок 1.3 - Классификация себестоимости в зависимости от различных признаков

В зависимости от источников данных, используемых для исчисления, различают плановую, фактическую (отчетную), провизорную, нормативную и сметную себестоимость.

Плановая себестоимость - значения показателя, полученные на основании плановых калькуляций, которые исчисляются в начале календарного периода на планируемый срок. Основанием для расчета являются: производственные задания по объему выпуска продукции на планируемый период, технически обоснованные нормы расхода материальных и трудовых ресурсов, реализация мероприятий по проведению строгого режима экономии по всем видам выпускаемой продукции (работ, услуг).

Значения уровней плановой себестоимости используются при планировании прибыли, оценке качества составления плана, определении экономической эффективности проведения отдельных реконструктивных, организационно-технических и рационализаторских мероприятий, организации хозяйственной деятельности, при установлении плановых цен.

Фактическая (отчетная) себестоимость продукции определяется на основании отчетных калькуляций, ее расчет осуществляется в конце отчетного периода. В основу расчетов берутся данные бухгалтерской и статистической отчетности о выполненном объеме работ и фактических расходах. Фактическая себестоимость отличается от плановой, поскольку она характеризует реальные затраты на производство и реализацию продукции, которые по различным причинам могут отклоняться от плановых затрат. Величина отклонений зависит от производительности труда, эффективности использования основных и оборотных средств и других факторов производства.

Причиной отклонения фактического уровня себестоимости от запланированного является также изменение цен и тарифов на средства производства и услуги. Фактическая себестоимость иногда не соответствует плановой и по содержанию, так как она включает расходы, которые не находят отражения в плановой себестоимости.

Отчетные калькуляции себестоимости используются для определения результатов деятельности организации (прибыли или убытки), оценки и анализа выполнения плана и договорных обязательств, определения фактической эффективности мероприятий по развитию и совершенствованию производства, эффективному использованию средств и разработки мероприятий по дальнейшему снижению себестоимости продукции, корректировке ранее установленных плановых цен (с согласия потребителя).

Провизорная (ожидаемая) себестоимость устанавливается на основании фактических данных учета затрат и выхода продукции за девять месяцев и расчетов ожидаемых затрат и выхода продукции в четвертом квартале. Этот показатель широко применяется в управлении производством.

Нормативная себестоимость исчисляется по нормам расхода материальных ресурсов, а также на основании норм затрат труда и расценок по заработной плате, действующих на определенную дату. По нормам отпускают материальные ресурсы для производственного потребления, а по расценкам начисляют заработную плату. Показатель нормативной себестоимости используется для оперативного контроля за отклонениями фактических расходов от норм.

Сметная себестоимость характеризует затраты на производство конкретных изделий или работ, выполняемых в разовом порядке. Сметная себестоимость определяется, как правило, на капитальный ремонт или строительство отдельных объектов.

В зависимости от состава затрат, формирующих себестоимость продукции, различают цеховую, производственную и полную (коммерческую) себестоимости.

Цеховая себестоимость характеризует затраты конкретного внутрихозяйственного подразделения на производство продукции. В ее состав включают все затраты конкретного внутрихозяйственного формирования на производство данной продукции, в том числе и затраты на управление этим формированием. Этот показатель себестоимости необходим в условиях внедрения внутрихозяйственного коммерческого расчета.

Производственная себестоимость характеризует величину затрат, обусловленных производством продукции на конкретной организации. Она слагается из цеховой себестоимости и затрат на управление организацией.

Полная (коммерческая) себестоимость включает в себя все затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Она слагается из производственной себестоимости и затрат на реализацию продукции. [1, c. 476]

На организациях с цеховой структурой управления учет обеспечивает выделение в себестоимости продукции затрат отдельных цехов. В организации с бесцеховой структурой управления учет затрат на производство ведется по группам изделий и заказам, а также в целом по организации.

В зависимости от степени обобщения данных, используемых для исчисления себестоимости, различают индивидуальную, отраслевую и фирменную себестоимость.

Индивидуальная себестоимость характеризует затраты отдельной организации на производство и реализацию продукции.

Отраслевая себестоимость представляет собой совокупные расходы на производство и реализацию отдельных видов продукции всех организаций отрасли. Данный показатель исчисляется в разрезе государственных п организаций и коллективных хозяйств района, области, республики.

Фирменная себестоимость включает затраты на производство и реализацию продукции по группе организаций, входящих в объединение, комбинат, фирму.

В зависимости от времени исчисления различают годовую, квартальную и месячную себестоимость.

Снижение себестоимости продукции представляет большую народнохозяйственную значимость. Снижение себестоимости продукции - основа снижения цен, а значит - основа конкурентоспособности продукции. Снижение цен прямо влияет на благосостояние населения страны. В масштабе национальной экономики снижение себестоимости позволяет увеличить соразмерно национальный доход, прибыль, что позволяет увеличить темпы расширенного воспроизводства, способствует росту отечественных товаров, расширению социальных возможностей государства по строительству жилья, поддержанию объектов соцбыткульта, отдыха, здравоохранения, спорта, культуры, искусства, науки, увеличению пенсий, стипендий, пособий и т.д. Организация также при этом укрепляет свое финансовое положение, делает его более устойчивым.

Таким образом, снижение себестоимости одинаково выгодно всем - населению, работникам, организации, отрасли, национальной экономике и государству в целом. А значит, усилия всех должны быть постоянно нацелены на всемерное снижение себестоимости. В этом основное экономическое условие конкурентоспособности страны, как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Расходы на реализацию являются сложной социально-экономической категорией интерес, к которой постоянно возрастает по мере становления рыночной экономики. Столь широкая заинтересованность расходами торговли определяется тем, что они связаны с решением разнообразных практических задач по обслуживанию населения и удовлетворению его потребностей. Таким образом, существует объективная необходимость в осуществлении определенных действий в сфере общественного воспроизводства. Представляя собой результат таких действий, расходы проявляются в виде затрат, выраженных в денежной форме, порой превышая доходы. На различных стадиях товарного кругооборота и под его воздействием они приобретают соответствующие характеру конкретного вида деятельности объемы и структуру.

В отечественной и зарубежной экономической литературе рассматривается ряд классификаций затрат.

Согласно Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов, утвержденной Постановлением министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 (с изменениями и дополнениями от 8 февраля 2013 г. № 11), расходы по текущей деятельности включают в себя затраты, формирующие:

- себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг;

- управленческие расходы;

- расходы на реализацию;

- прочие расходы по текущей деятельности.

В состав расходов на реализацию включаются:

- в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на реализацию, учитываемые на счете 44 "Расходы на реализацию" и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов;

- в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, - расходы на реализацию, за вычетом управленческих расходов и списываемые в полной сумме (за исключением транспортных затрат, связанных с приобретением товаров и относящихся к товарам, оставшимся на конец месяца нереализованными, если данные транспортные затраты не включаются в стоимость приобретения товаров).

Так М.И. Баканов классифицирует расходы на реализацию товаров по следующим группировкам:

Ш по элементам, статьям;

Ш по группам расходов, разделяемым по отношению к товарообороту (переменные, постоянные);

Ш группировка в зависимости от способа их отнесения на затраты отдельных товарных групп и структурных подразделений (центрами ответственности);

Ш группировки по периодам;

Ш по отношению к остаткам товаров;

Ш разделение затрат в зависимости от их влияния на налогооблагаемую прибыль;

Ш по степени участия в обращении (оперативные, управленческие, прочие);

Ш по отношению к качеству торгового обслуживания;

Ш по степени зависимости от работы организации [7, с.149].

П.Г. Пономаренко придерживается следующей классификации расходов, которая сводится к группировке расходов на реализацию товаров по следующим признакам: отраслевой принадлежности, составу затрат, характеру изменения (поведения) под влиянием хозяйственной деятельности, отношению к процессу создания добавленной стоимости, участию в формировании себестоимости товаров, регламентации их размеров и др. [21, с.194].

По отраслевой принадлежности различают расходы на реализацию оптовой и розничной торговли, заготовительной деятельности и общественного питания. Группировка затрат по отраслевому принципу в бухгалтерском учете достигается за счет закрепления за каждым видом деятельности соответствующего субсчета к счету 44 "Расходы на реализацию товаров".

По составу затраты объединяют в однородные статьи и группируют по элементам затрат. Номенклатуру статей расходов на реализацию товаров и их состав устанавливают отраслевые министерства и ведомства.

По экономическому содержанию учитываемых объектов затраты подразделяют на затраты по приобретению товаров, затраты по хранению товаров, затраты по реализации товаров и административные расходы.

По порядку признания и отражения в бухгалтерском учете затраты по приобретению товаров считаются затратами на продукт (на товар), а затраты на хранение, продажу товаров и расходы на управление - затратами на период (расходами периода). Расходы на реализацию товаров, связанные с приобретением товаров, распределяют на остаток товаров и реализованные товары. Себестоимость остатка товаров на конец месяца устанавливают присоединением к их стоимости по отпускным ценам расходов по приобретению, приходящихся на остаток товаров. Расходы по приобретению товаров, приходящиеся на реализованные товары и операционные издержки обращения являются затратами отчетного периода, участвующими в формировании финансового результата от организационной деятельности организации.

По назначению расходы на реализацию товаров торговых организаций подразделяют на дополнительные (производительные) затраты в сфере товарного обращения и чистые (торговые) расходы. К дополнительным затратам относятся расходы на продолжение (завершение) производственных функций в сфере товарного обращения - транспортировка, фасовка и упаковка товаров в тару производителя, осуществляемая торговой организацией. Данные расходы включаются в покупную цену товаров. Чистыми (торговыми) расходами являются расходы на реализацию товаров и управленческие расходы.

По изменению абсолютной величины затрат при увеличении (уменьшении) объема продаж товаров расходы на реализацию подразделяют на условно-постоянные и переменные.

По отношению к отчетному периоду затраты организаций торговли, общественного питания и заготовок включаются в расходы на реализацию товаров и в расходы будущих периодов. Расходы на реализацию считаются текущими затратами отчетного периода. Расходами будущих периодов являются затраты, авансированные в отчетном периоде и относящиеся к доходам последующих периодов. К расходам будущих периодов относятся расходы на подписку, оплаченные авансам расходы по страхованию имущества, начисленные суммы оплаты за дни отпуска, приходящиеся на следующий месяц и другие суммы.

По порядку включения в расходы на реализацию затраты бывают нормируемые и ненормируемые. По статьям нормируемых расходов государством установлены нормы (нормативы) их включения в расходы на реализацию. К нормируемым расходам относят расходы на рекламу, отчисления на подготовку кадров, представительские расходы, расходы на списание естественной убыли товаров, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, другие расходы.

Группировка затрат по классификационным признакам необходима для целей составления финансовой отчетности, управления, налогообложения и проведения анализа.

В целом можно сказать, что главное отличие издержек обращения от себестоимости продукции заключается в том, что в затратах торговли отсутствует стоимость закупаемых товаров, она просто сохраняется. Это вытекает из особенностей кругооборота средств в сфере обращения, имеющего форму "деньги-товар-деньги". В ней происходит закупка уже произведенных товаров и осуществляются дополнительные затраты на доведение их до потребителей. Так, расходы на реализацию - это затраты организации, связанные с выполнением определенных операций по осуществлению основного вида деятельности - торговли. Таким образом, расходы на реализацию представляют собой общественно необходимые затраты финансовых, трудовых и материальных ресурсов, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач по приобретению товаров (кроме оплаты их покупной стоимости), хранению и реализации, а также административные расходы.

Одной из главных статей расхода являются расходы на энергию (тепловую, электрическую). Поэтому актуальным для организации является изучение и внедрение в жизнь основных направлений по обеспечению энергосбережения. Для промышленных организаций есть целый ряд преимуществ:

* увеличение прибыльности;

* повышение конкурентоспособности за счет улучшения соотношения цена-качество;

* сохранение прежних и создание новых рабочих мест;

* возможность увеличения заработной платы;

* возможность осуществления оптимальной загрузки производственных мощностей;

* высвобождение средств для развития бизнеса, вложений в социальную сферу.

Энергосбережение является одной из основных задач Республики Беларусь. С этой целью разработана Республиканская программа энергосбережения на 2011 - 2015 годы, основанием для разработки которой является:

- Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 "Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 146, 1/8668);

- Указ Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433 "О Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь";

- Закон Республики Беларусь "Об энергосбережении" от 15 июля 1998 года № 190-З (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 31 - 32, ст. 470);

- и другие.

Рассмотрим основные направления программы:

- повышение эффективности работы генерирующих источников, использующих традиционные виды топлива;

- развитие нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

- снижение потерь при транспортировке энергии;

- утилизация тепловых вторичных энергоресурсов;

- повышение энергоэффективности в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и бюджетной сфере;

- снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- развитие экономической заинтересованности производителей и потребителей энергоресурсов в повышении эффективности их использования;

- активизация работы по созданию новых энергоэффективных и импортозамещающих технологий, оборудования и материалов;

- работа по популяризации энергосбережения и рационального использования энергетических ресурсов;

- реализация проектов международной технической помощи в сфере энергосбережения;

- осуществление контроля за ходом выполнения Республиканской программы.

Основным направлением по обеспечению энергосбережения организации является управление энергоиспользованием на базе следующих принципов и задачи внутреннего управления:

· организационная согласованность финансовой, технологической и энергетической политики и дисциплины в организации;

· экономическое стимулирование и мотивация всех подразделений, служб, персонала организации на энергосбережение; экономические выгоды от энергосберегающих мероприятий и средств должны покрывать затраты на них и распределяться с целью их скорейшего внедрения;

· учет и контроль потоков всех энергоресурсов и энергоносителей;

· создание автоматизированной системы управления энергоиспользованием в организации и подсистем ее обеспечения;

· энергетические обследования и аудиты организации в целом и его подразделений с целью оценки потенциала энергосбережения, определения плана и приоритетов мероприятий по снижению энергозатрат (в их числе изменение условий эксплуатации оборудования, рационализация режимов энергопотребления, модернизация технологических процессов и т.д.). Внешнее управление энергоиспользованием отдельных организаций осуществляется посредством правовых, экономических, финансовых, административных механизмов, определенных государственной политикой энергосбережения и осуществляемых через государственные органы энергосбережения. Таким образом, обеспечение эффективного энергоиспользования в организации предполагает два параллельных процесса оптимизации систем энергообеспечения, технологий и организации производств по энергозатратам. Внутренняя оптимизация осуществляется в рамках обеспечения рентабельности организации и внешняя - в рамках непротиворечия государственным интересам.

Действенными механизмами внешнего контура управления энергоиспользованием в условиях поворота к рыночной экономике являются обоснованная тарифная политика на энергоносители, выполняющая коммуникативную функцию и обеспечивающая ценовые стимулы энергосбережения, обязательные, периодически выполняемые на независимой основе энергоаудиты организаций, создание конкурентной среды в производстве и снабжении энергоресурсами. Таким образом, глубокое понимание сущности расходов на реализацию товаров позволяет овладеть механизмом управления расходами, следовательно, и механизмом регулирования финансовых результатов хозяйственной деятельности организаций сферы обращения.