logo
Государственный бюджет: проблема баланса доходов и расходов

3.1 Анализ параметров бюджета на 2013-2015 годы

Основные характеристики и показатели федерального бюджета за 2012 год и проекта федерального бюджета на 2013 - 2015 годы представлены в Приложении 1.

Прирост доходов федерального бюджета в 2015 году по сравнению с 2012 годом составит 2 932,8 млрд. рублей, или 23,1 %. В 2013 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличатся на 183,2 млрд. рублей, или на 1,4 %, в 2014 году увеличатся на 1 197,5 млрд. рублей, или на 9,3 %, в 2015 году - на 1 552,1 млрд. рублей, или на 11,0 %.

Формирование доходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы осуществляется в условиях изменений, вносимых в налоговое, бюджетное и таможенное законодательство, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, которые приведут к уменьшению доходов федерального бюджета в 2013 году на 238,1 млрд. рублей, или на 0,4 % ВВП, в 2014 году - на 277,8 млрд. рублей, или на 0,4 % ВВП, в 2015 году - на 268,7 млрд. рублей, или на 0,3% ВВП.

Указанные изменения обусловлены снижением с 2013 года средневзвешенных ставок таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО, снижением фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров; индексацией ставок НДПИ на газ горючий природный с 2013 года; индексацией специфических ставок акцизов на нефтепродукты с 2013 года, на табачную и алкогольную продукцию, спирт этиловый, автомобили легковые - с 2015 года.

Структура доходов федерального бюджета в 2011 - 2015 годах представлена в Приложении 2.

Удельный вес нефтегазовых доходов в общем объеме доходов сокращается с 50,5 % в 2012 году до 44,4 % в 2015 году. Ненефтегазовый дефицит по сравнению с 2012 годом увеличится на 400,9 млрд. рублей и в 2015 году составит 6 944,7 млрд. рублей, его доля уменьшится с 10,7 % ВВП до 8,4 % ВВП. Несмотря на снижение, зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов остается высокой.

Структура основных налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы представлена в Приложении 3. Основную долю доходов федерального бюджета в 2013 - 2015 годах будут составлять доходы от уплаты налога на добавленную стоимость (31,9 %, 33,4 %, 34,3 %), таможенных пошлин (34,2 %, 32,4 %, 32,2 %), налога на добычу полезных ископаемых (18,3 %, 18,3 %, 17,6 %).

Рассмотрим источники финансирования бюджета РФ.

В источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусматриваются значительные внутренние заимствования: в 2013 году в объеме 1 213,2 млрд. рублей, в 2014 году - 842,2 млрд. рублей, в 2015 году - 1 114,8 млрд. рублей, привлечение средств от приватизации в объемах 427,7 млрд. рублей, 330,8 млрд. рублей, 595,1 млрд. рублей соответственно, что существенно превышает размеры дефицита федерального бюджета.

Анализ использования заемных источников показывает, что существенная часть денежных средств направляется на погашение долговых обязательств Российской Федерации: в 2013 году - 58,1 % суммы заимствований, в 2014 году - 47,8 %, в 2015 году - 69,4 %.

Сохранение высоких объемов заимствований не только приводит к росту расходов на погашение долговых обязательств, но и увеличивает расходы на их обслуживание, что существенно снижает долговую устойчивость федерального бюджета.

Так объем платежей на погашение и обслуживание государственного долга в процентах к общему объему заимствований (коэффициент покрытия) составит в 2013 году 87,6 % и в 2014 году - 92,7 %. В 2015 году на погашение (942,0 млрд. рублей) и обслуживание государственного долга (508,0 млрд. рублей) будет направлено 1 450,0 млрд. рублей, что составит 106,9% объема заимствований (1356,4 млрд. рублей).

При этом объемы заимствований на внутреннем финансовом рынке по сравнению с предыдущим бюджетным циклом уменьшились, однако доходность по указанным заимствованиям прогнозируется выше на 1 - 1,5 % в зависимости от сроков привлечения.

Необходимо отметить, что возможность разместить на рынке значительные объемы государственных ценных бумаг во многом будет зависеть от успешного решения задачи повышения ликвидности государственных долговых обязательств. С этой целью предусматривается совершенствование инфраструктуры российского рынка государственных ценных бумаг и расширение инвесторской базы. Вместе с тем привлекательность ОФЗ для российских инвесторов не является устойчивой. Высокая волатильность на внутреннем долговом рынке негативно влияет на инвестиционную привлекательность рынка ОФЗ.

В целях повышения привлекательности ОФЗ и поддержания кривой доходности в 2012 году Правительством Российской Федерации принимались меры по либерализации рынка государственных ценных бумаг.

Вместе с тем сохраняются риски непривлечения для финансирования дефицита федерального бюджета средств за счет размещения на внутреннем рынке государственных ценных бумаг на условиях, приемлемых для федерального бюджета.

Запланированные в качестве одного из основных источников финансирования дефицита федерального бюджета средства от приватизации крупных инвестиционно привлекательных компаний значительно превышают показатель, предусматриваемый на 2012 год - 300,0 млрд. рублей, а также оценку его исполнения - 190,8 млрд. рублей (по данным Минэкономразвития России).

По состоянию на 1 сентября 2012 года привлечено 6,6 млрд. рублей, или 2,2 % утвержденного годового объема приватизации федерального имущества. Следует отметить, что не исключаются риски, связанные с поступлением средств от приватизации в 2013 - 2015 годах в запланированных объемах в связи с нестабильностью на финансовых рынках.

В результате заимствований государственный долг Российской Федерации (далее - государственный долг) увеличится с 8 746,7 млрд. рублей (13,1% ВВП) в 2013 году до 11 146,7 млрд. рублей (13,4% ВВП) в 2015 году, в том числе государственный внутренний долг с 6 600,6 млрд. рублей (9,9% ВВП) до 8 313,7 млрд. рублей (10,0% ВВП) соответственно.

В соответствии с бюджетными правилами в 2013 - 2015 годах предусматривается формирование Резервного фонда за счет дополнительных нефтегазовых доходов в объеме 1788,3 млрд. рублей. Расчет и перечисление средств в Резервный фонд осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, который в настоящее время не разработан. Объем Резервного фонда на конец 2015 года составит 4 722,7 млрд. рублей, или 5,7 % ВВП. В соответствии с бюджетными правилами нормативная величина в абсолютном размере определяется исходя из 7 % прогнозируемого на соответствующий год ВВП.

Фонд национального благосостояния на конец 2015 года составит 2 847,7 млрд. рублей, или увеличится на 88,1 млрд. рублей по сравнению с 2012 годом. Средства ФНБ планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан.

Доходы от управления средствами фондов, зачисленные в федеральный бюджет, составят в 2013 году 63,2 млрд. рублей, в 2014 году - 71,4 млрд. рублей, в 2015 году - 75,9 млрд. рублей.

Объем расходов федерального бюджета в 2015 году по сравнению с 2012 годом в номинальном выражении увеличится на 2 808,5 млрд. рублей, или на 21,9 %, при тенденции к сокращению их доли в ВВП с 20,9 % в 2012 году до 18,8 % в 2015 году. В реальном выражении общий объем расходов по сравнению с предыдущим периодом в 2013 году уменьшится на 0,2 %, в 2014 году - на 0,5 %, в 2015 году увеличится на 2,5 %. В 2013 году по сравнению с 2007 годом расходы увеличиваются на 7,4 трлн. рублей, или в 2,2 раза.

Формирование расходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы осуществляется Правительством Российской Федерации с учетом бюджетных правил, исходя из:

- необходимости финансового обеспечения принятых расходных обязательств;

- дополнительных бюджетных ассигнований в 2013 - 2015 годах на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;

- индексации по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств, индексации фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания отдельных категорий работников, федеральных гражданских служащих, а также стипендиального фонда;

- индексации объема дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации;

- индексации расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, горюче-смазочных материалов; продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;

- сокращения на 5 % расходов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд;

- комплекса мер направленных на сбалансированность пенсионной системы.

Структура расходов федерального бюджета на 2012 - 2015 годы по разделам классификации расходов бюджетов по отношению к общей сумме расходов представлена в Приложении 4.

В структуре общего объема расходов федерального бюджета первое место занимают расходы, направляемые на социальную политику (2013 год - 29,6 %, 2014 год - 29,0 %, 2015 год - 29,2 %), второе место - расходы на национальную оборону (2013 год - 16,0 %, 2014 год - 17,6 %, 2015 год - 19,7 %), третье место - расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (2013 год - 15,2 %, 2014 год - 14,9 %, 2015 год - 13,6 %),66 которые будут опережать расходы на национальную экономику (2013 год - 13,0 %, 2014 год - 12,3 %, 2015 год - 11,3 %).

Структура расходов федерального бюджета на 2012 - 2015 годы по разделам классификации расходов бюджетов по отношению к объему валового внутреннего продукта представлена в Приложении 5.

Необходимо отметить, что в 2013 - 2015 годах структура расходов федерального бюджета по отношению к ВВП не претерпевает существенных изменений по сравнению с предыдущим бюджетным циклом. Первое место по-прежнему занимают расходы, направляемые на социальную политику, второе и третье места - расходы на национальную оборону и национальную безопасность и правоохранительную деятельность, опережая расходы, направляемые на национальную экономику.

Значительную часть расходов федерального бюджета в 2013 - 2015 годах необходимо направить на повышение уровня пенсионного и социального обеспечения граждан, увеличение расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности, денежного довольствия военнослужащих, содержание судей и прокурорских работников, федеральных государственных служащих, модернизацию здравоохранения и экономики в целом, совершенствование образования, исполнение публичных нормативных и приравненных к ним обязательств, подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, чемпионата мира по футболу 2018 года, реализацию федеральных целевых программ, обслуживание государственного долга.

Итак, проект федерального бюджета на 2013 - 2015 годы сформирован с дефицитом, который планируется сократить с 521,4 млрд. рублей (0,8 % ВВП) в 2013 году до 10,8 млрд. рублей (0,01 % ВВП) в 2015 году.

Характерные черты проекта бюджета:

- снижение доходов, расходов и сокращение дефицита федерального бюджета;

- обеспечение реализации задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, рост социальных расходов по различным направлениям социальной сферы;

- увеличение объемов межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета на покрытие дефицита ПФР;

- увеличение расходов на национальную оборону, в том числе обеспечение модернизации оборонно-промышленного комплекса, увеличение расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность;

- увеличение средств от приватизации, сохранение значительных внутренних заимствований, рост расходов на обслуживание государственного долга; пополнение Резервного фонда.

Основные риски для федерального бюджета на 2013 - 2015 годы связаны с возможным снижением бюджетных доходов из-за более низких цен на нефть марки "Юралс" и нефтепродукты.

В условиях ограничения бюджетных расходов в соответствии с бюджетными правилами повышается актуальность системы мер, связанных с необходимостью модернизации управления общественными финансами, в первую очередь с повышением эффективности бюджетных расходов и бюджетной дисциплины, усилением контроля над использованием государственных средств.