logo
Динамика основных макроэкономических показателей в России

3. Стратегия развития макроэкономики России

Данная стратегия разработана и предложена Правительством РФ. Главная задача стратегии заключается в том, чтобы ускорить процесс обновления страны за счет модернизации экономики на основе либеральных принципов при сохранении значительной роли государства в реализации базовых общественных функций.

Считается, что цели стратегии достижимы только в результате модернизации экономики. Единственным способом сократить образовавшийся разрыв между Россией и наиболее развитыми странами является экономический рост, устойчиво опережающий рост мировой экономики. Такой экономический рост может быть обеспечен сочетанием накопления капитальных и интеллектуальных ресурсов, повышением эффективности их использования, высвобождением предпринимательской инициативы. Снижение административного и налогового пресса для бизнеса позволит уже на первом этапе получить отдачу от использования краткосрочных ресурсов роста - через повышение производительности труда, загрузку простаивающих жизнеспособных мощностей. На втором этапе экономическая свобода выразится в росте инвестиций, на активное привлечение которых будет направлена экономическая политика.

Предлагалось три варианта стратегии развития макроэкономики России: радикальная либерализация, восстановление дирижистского (советского) государства и модернизация экономики.

Радикальная либерализация, подразумевающая уход государства практически из всех сфер экономической деятельности, открытие страны внешнему миру могут привести к существенному экономическому росту. Однако риск, связанный с реализацией этого варианта, неприемлемо велик. Он связан прежде всего с неспособностью большинства российских предприятий конкурировать на равных с иностранными участниками рынка. Осуществление данного сценария может привести к социальной, политической и финансовой нестабильности, которая нивелирует выгоды экономического роста и в конечном счете приведет к стагнации. Вывод: такой путь экономического развития под названием "шоковая терапия" неприемлем для страны.

Восстановление дирижистского (советского) государства, или расширение прямого участия государства в экономике, по мнению правительства:

1. не способно создавать благоприятные условия для развития предпринимательской активности;

2. не позволит реально участвовать в международном разделении труда;

3. может привести к дальнейшему технологическому отставанию нашей страны от развитых стран.

Вывод: такой путь экономического развития - это путь возврата к бывшей "командной экономике". Но этот путь стратегии неприемлем в связи с проведением курса рыночных реформ.

Сценарий модернизации, основанный на высвобождении частной инициативы и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий для частного сектора, включая финансовую и социальную стабильность, как бы балансирует элементы двух других вариантов стратегии. Отсюда вместо социального государства (патернализма) создается "субсидиарное" государство, которое обеспечивает социальные гарантии в той мере, в которой общество не может сделать самостоятельно. Это политика здравого смысла, предлагающая реальные решения соответствующих проблем с учетом соответствующих на сегодня бюджетных и общих ресурсных ограничений. Вывод: сценарий модернизации - это сценарий смешанной экономики - сценарий взаимодействия частного сектора и государства, который господствует во всех развитых странах.

Существуют следующие механизмы реализации модернизации экономики:

1. создание максимально благоприятных условий для малого бизнеса в целом, включая упрощенной и пониженное налогообложение, благоприятные условия кредитования, в том числе посредством субсидирования процентных ставок. Малый бизнес - традиционная слабость российской экономики и одновременно крупный резерв ее роста;

2. создание специальной системы поддержки инновационного бизнеса: создание и развитие технопарков или инновационно - технологических центров (ИТЦ), субсидирование ставок банковского кредита;

3. реализация программ последующей поддержки, известных в международной практике как after - care programs. Суть их в том, чтобы выявленные перспективные продукты и фирмы, способные проникнуть и закрепиться на рынках, получали возможность развития.

Россия должна ответить на те вызовы, которые стоят сегодня перед ней, и не растерять остатки "лидерского" ресурса, а в дальнейшем - развить и приумножить его. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе - восстановить и упрочить позиции России как одной из стран - лидеров мирового развития. С. С. Носова. Современные макроэкономические проблемы России. - М. : КНОРУС, 2010. - С. 26 - 30.