Доход организации и пути его повышения (на материалах ОДО "Марш")
2.1 Социально-экономическая характеристика деятельности ОДО «Марш»
ОДО «Марш» - коммерческая организация. Данное предприятие является юридическим лицом, согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в банках, иметь печать и штампы со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), зарегистрированный в установленном порядке.
Предприятие действует на основании законодательства Республики Беларусь и Устава. Имущество Предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками Предприятия.
ОДО «Марш» самостоятельно отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом.
Целью деятельности ОДО «Марш» является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли путем осуществления торговой деятельности. В соответствии с целью деятельности и законодательством Республики Беларусь ОДО «Марш» осуществляет следующие виды деятельности: оптовая торговля зерном, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных; оптовая торговля табачными изделиями; неспециализированная торговля непродовольственными товарами; розничная торговля фруктами и овощами; розничная торговля птицей и изделиями из птицы; розничная торговля мясом и мясными продуктами; розничная торговля колбасными изделиями и копченостями; розничная торговля рыбой, ракообразными и моллюсками; розничная торговля хлебобулочными изделиями; розничная торговля молочными продуктами, яйцами и пищевыми маслами и жирами; розничная торговля одеждой и аксессуарами одежды; розничная торговля книгами, газетами, канцелярскими принадлежностями; розничная торговля коврами и ковровыми изделиями; розничная торговля часами и др.
В состав ОДО «Марш» также входит мебельный цех, производящий продукцию как для розницы, так и для оптовых продаж.
Рисунок 2.1 - Методы реализации продукции мебельного цеха
Реализация продукции мебельного цеха (мебели) на рынке осуществляется различными способами, представленными на рисунке 2.1.
Через розничную сеть реализовывается до 60% продукции мебельного производства.
Для увеличения объема продажи продукции со склада предприятия и через сферу малого бизнеса открыт зал образцов выпускаемой мебели.
Учитывая довольно низкую покупательскую способность населения, в 2012 году увеличивается производство мебели по индивидуальным заказам до 40% производимой корпусной мебели, а также увеличивается ассортимент выпускаемой корпусной мебели. C 2011 года налажено производство кухней и обеденной группы, с 2012 года запущены в производство новые наборы корпусной мебели, налажено производство детских комнат.
Источниками формирования имущества ОДО «Марш» являются:
1. Имущество и денежные взносы, переданные Предприятию Учредителем;
2. Доходы от осуществления торговой деятельности;
3. Доходы от ценных бумаг;
4. Займы и кредиты банков и других кредиторов;
5. Безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц;
6. Иные источники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.
Исполнительным органом ОДО «Марш» является Директор. Директор назначается на должность и освобождается от должности директора Учредителем. На рисунке 2.2 приведена структура аппарата управления ОДО «Марш».
Рисунок 2.2 - структура аппарата управления ОДО «Марш»
Аппарат управления ОДО «Марш» состоит из четырех отделов в состав которых входят: директор предприятия; отдел кадров и отдел охраны труда; маркетинговая и коммерческая служба; финансовая служба.
Директор осуществляет общее руководство ОДО «Марш», организацию выездных мероприятий, оформление документации по организации торговой деятельности и прочее.
Согласно учетной политики предприятия бухгалтерский учет на ОДО «Марш» осуществляется по журнально-ордерной форме учета. Бухгалтерский учет на ОДО «Марш» частично автоматизирован.
Бухгалтерский учет организован в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» с применением типовых форм первичных документации.
Руководство организацией осуществляется посредством управленческой документации, к ней относятся приказы (на принятие на работу, увольнение, выплата материального поощрения, лишение премиальных выплат, административных взысканиях и прочие), распоряжения (на переоценку товаров, проведение инвентаризаций и т.п.).
Произведём анализ основных показателей финансово-экономической деятельности ОДО «Марш».
Основные показатели производственно-финансовой деятельности ОДО «Марш» приведены в таблице 2.1.
Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что среднегодовая численность работников в 2012 году увеличилась по сравнению с 2011 годом на 5,7 %. В 2012 году товарооборот составил 2730,7 млн. руб., что на 37,5 % больше, чем в 2011 году, в том числе розничный товарооборот составил 2318,2 млн. руб. или 139,9 % по сравнению с 2011 г. Наметилось значительное увеличение балансовой прибыли по сравнению с 2011 г. и составило 196,3%, в связи с чем балансовая прибыль на 1 среднегодового работника составила 200% по сравнению с 2011 г. По сравнению с 2011 г. рентабельность увеличилась на 0,3% и составила в 2012 году 1,95 % из чего можно сделать вывод, что предприятие является низкорентабельным. Удельный вес издержек обращения к товарообороту увеличился на 13,2% по сравнению с 2011 г. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась на 34,1%, процент годности - на 21,6%, коэффициент обновления на 23,1%.
Таблица 2.1 - Основные показатели производственно-финансовой деятельности ОДО «Марш»
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2012 год в % к 2011 году |
|
Среднегодовая численности всех работающих, чел. |
51 |
53 |
56 |
105,7 |
|
Товарооборот, млн. руб. В том числе: Розничный, млн. руб. |
1728,3 1427,3 |
1986,3 1657,6 |
2730,7 2318,2 |
137,5 139,9 |
|
Товарооборот 1 среднегодового работника, млн. руб. В том числе: Розничный, млн. руб. |
33,9 28,0 |
37,5 32,3 |
48,8 41,4 |
130,1 128,2 |
|
Балансовая прибыль, млн. руб. |
23,1 |
27,1 |
53,2 |
196,3 |
|
Балансовая прибыль на 1 среднегодового работника, млн. руб. |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
200 |
|
Рентабельность, % |
1,16 |
1,65 |
1,95 |
- |
|
Издержки обращения, удельный вес к товарообороту, % |
12,38 |
11,03 |
12,49 |
113,2 |
|
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, % |
412,0 |
573,0 |
768,0 |
134,1 |
|
Процент годности основных производственных фондов, % |
46 |
53,7 |
65,3 |
121,6 |
|
Коэффициент обновления основных производственных фондов |
0,0002 |
0,0065 |
0,008 |
123,1 |
Построим график изменения розничного товарооборота в 2012 году.
Рисунок 2.3 - Изменение розничного товарооборота в 2012 году
Как видно из графика наибольшего достижения и перевыполнения розничного товарооборота ОДО «Марш» достигло в августе месяце, а наименьший товарооборот составил 239404,5 млн. бел. руб. и соответствует январю месяцу.
Основным региональным рынком сбыта товаров ОДО «Марш» является Витебская область.
Постоянными потребителями продуктов является население. Наибольший объем потребления товаров приходится на Полоцкий, Новополоцкий, Витебский, Верхнедвинский и Шумилинский районы.
Наиболее серьезными конкурентами предприятия в пределах его рынка сбыта считаются предприятия Торговый дом «Стрелецкий», ОАО «Евроторг», ООО «Рэсттрэйд», УКП «Полоцкторг».
Розничный товарооборот является составной частью товарооборота города Полоцка и Новополоцка и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. В настоящее время население республики расходует на покупки товаров примерно 80 % своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает около 90 % фонда личного потребления.
В состав ОДО «Марш» входят девятнадцать торговых точек. Используя данные годовой статистической отчетности Ф - 3 торг проанализируем структуру торговой сети ОДО «Марш», представим результаты анализа в виде таблицы 2.2.
Таблица 2.2 - Структура торговой сети ОДО «Марш»
Структурное подразделение |
Размер торговой площади, кв.м. |
Удельный вес, % |
Товарооборот, млн. руб. |
Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади |
Отклонение (+,-) |
|||
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||||
Магазин № 1 г. Полоцк |
38,5 |
10,9 |
136,8 |
179,1 |
3,6 |
4,7 |
+ 1,1 |
|
Магазин № 4 г. Полоцк |
48,2 |
13,7 |
521,5 |
592,8 |
10,8 |
12,3 |
+ 1,5 |
|
Магазин № 10 г. Полоцк |
20,9 |
5,9 |
28,8 |
34,1 |
1,4 |
1,6 |
+ 0,2 |
|
Магазин № 2 г. Верхнедвинск |
39,6 |
11,2 |
159,8 |
255,1 |
4,0 |
6,4 |
+ 2,4 |
|
Магазин № 5 г.п. Шумилино |
40,1 |
11,4 |
146,2 |
149,8 |
3,6 |
3,7 |
+ 0,1 |
|
Магазин № 6 г. Новополоцк |
82,6 |
23,4 |
454,8 |
500,6 |
5,5 |
6,1 |
+ 0,6 |
|
Магазин № 7 г.п. Россоны |
33,4 |
9,5 |
74,4 |
88,6 |
2,2 |
2,7 |
+ 0,5 |
|
Магазин № 8 д. Горяны |
26,6 |
7,5 |
43,2 |
50,4 |
1,6 |
1,9 |
+ 0,3 |
|
Магазин № 9 д.Гомель |
22,8 |
6,5 |
46,8 |
62,3 |
2,7 |
2,7 |
- |
|
Итого |
352,7 |
100 |
1612,3 |
1912,8 |
4,6 |
5,4 |
+ 0,8 |
Наибольший удельный вес в структуре торговой сети предприятия занимает магазин № 6 в г. Новополоцке и составляет 23,4 %, магазины № 4, № 5, № 2 и № 1 занимают в структуре торговой сети предприятия примерно одинаковый удельный вес и составляют 13,7 %, 11,4 %, 11,2 % и 10,9 % соответственно. Наименьший удельный вес составляют магазины расположенные в сельской местности, так магазин в д. Горяны составляет 7,5 % и магазин в д.Гомель -- 6,5 %. На последнем месте в структуре торговой сети предприятия находится магазин № 10 в г.Полоцке и занимает 5,9 %. Всего по предприятию товарооборот на 1 кв.м. торговой площади в 2011 г. составил 5,4 млн. руб., что на 0,8 млн. руб. больше по сравнению с 2012 г.
Для проведения анализа обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей рассмотрим торговые предприятия, которые составляют наибольший удельный вес в структуре предприятия, представленные в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Анализ обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей
Регион |
Размер торговой площади, кв.м. |
Население региона, тысяч жителей |
Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей, кв.м./1000 чел. |
|
г. Полоцк |
107,6 |
88 |
1,345 |
|
г. Новополоцк |
82,6 |
120 |
0,688 |
|
Итого |
190,2 |
208 |
0,951 |
Так, в г. Новополоцке расположен магазин, который в структуре предприятия занимает наибольший удельный вес - 23,4 %, а также в г. Полоцке расположено сразу три торговые точки, которые вместе в структуре торговой сети предприятия составляют 30,5%.
Анализируя данные таблицы 2.3, можно сделать вывод, что обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в г. Полоцке составляют 1,345 кв.м., в г. Новополоцке - 0,688 кв.м. Всего по анализируемым регионам размер торговых площадей составляет 190,2 кв.м. или 0,951 кв.м. на 1000 жителей.
На предприятии регулярно проводится работа по ремонту и реконструкции торговых зданий. В 2011 г. были проведены ремонт и реконструкция магазина № 6 в г. Новополоцке, магазина № 5 и в 2012 г в г. п. Шулилино. Аналогичная работа была проведена в магазине № 4 г. Полоцка и в магазине № 8 в д. Горяны. На конец 2013 г. запланировано проведение ремонта и реконструкции магазина № 2 в г. Верхнедвинске.
Проведение ремонта и реконструкции вышеназванных магазинов позволило предприятию значительно увеличить товарооборот за счет привлечения новых покупателей, введения более современных методов обслуживания и прочее. Так, магазин № 6 в г. Новополоцке был оснащен более современным оборудованием, что позволило перевести торговую точку на частичное самообслуживание, более длительный режим работы, оснастить более современными холодильными камерами глубокой заморозки и прочее. Магазин № 4 в г. Полоцке также был оснащен более современным оборудование, переведен на более длительный режим работы, установлены новые холодильные камеры и агрегаты, введено самообслуживание, улучшен интерьер, проведена современная система сигнализации и охраны помещения и т.п.