Доход организации и пути его повышения (на материалах ОДО "Марш")

дипломная работа

2.1 Социально-экономическая характеристика деятельности ОДО «Марш»

ОДО «Марш» - коммерческая организация. Данное предприятие является юридическим лицом, согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в банках, иметь печать и штампы со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), зарегистрированный в установленном порядке.

Предприятие действует на основании законодательства Республики Беларусь и Устава. Имущество Предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками Предприятия.

ОДО «Марш» самостоятельно отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом.

Целью деятельности ОДО «Марш» является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли путем осуществления торговой деятельности. В соответствии с целью деятельности и законодательством Республики Беларусь ОДО «Марш» осуществляет следующие виды деятельности: оптовая торговля зерном, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных; оптовая торговля табачными изделиями; неспециализированная торговля непродовольственными товарами; розничная торговля фруктами и овощами; розничная торговля птицей и изделиями из птицы; розничная торговля мясом и мясными продуктами; розничная торговля колбасными изделиями и копченостями; розничная торговля рыбой, ракообразными и моллюсками; розничная торговля хлебобулочными изделиями; розничная торговля молочными продуктами, яйцами и пищевыми маслами и жирами; розничная торговля одеждой и аксессуарами одежды; розничная торговля книгами, газетами, канцелярскими принадлежностями; розничная торговля коврами и ковровыми изделиями; розничная торговля часами и др.

В состав ОДО «Марш» также входит мебельный цех, производящий продукцию как для розницы, так и для оптовых продаж.

Рисунок 2.1 - Методы реализации продукции мебельного цеха

Реализация продукции мебельного цеха (мебели) на рынке осуществляется различными способами, представленными на рисунке 2.1.

Через розничную сеть реализовывается до 60% продукции мебельного производства.

Для увеличения объема продажи продукции со склада предприятия и через сферу малого бизнеса открыт зал образцов выпускаемой мебели.

Учитывая довольно низкую покупательскую способность населения, в 2012 году увеличивается производство мебели по индивидуальным заказам до 40% производимой корпусной мебели, а также увеличивается ассортимент выпускаемой корпусной мебели. C 2011 года налажено производство кухней и обеденной группы, с 2012 года запущены в производство новые наборы корпусной мебели, налажено производство детских комнат.

Источниками формирования имущества ОДО «Марш» являются:

1. Имущество и денежные взносы, переданные Предприятию Учредителем;

2. Доходы от осуществления торговой деятельности;

3. Доходы от ценных бумаг;

4. Займы и кредиты банков и других кредиторов;

5. Безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц;

6. Иные источники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.

Исполнительным органом ОДО «Марш» является Директор. Директор назначается на должность и освобождается от должности директора Учредителем. На рисунке 2.2 приведена структура аппарата управления ОДО «Марш».

Рисунок 2.2 - структура аппарата управления ОДО «Марш»

Аппарат управления ОДО «Марш» состоит из четырех отделов в состав которых входят: директор предприятия; отдел кадров и отдел охраны труда; маркетинговая и коммерческая служба; финансовая служба.

Директор осуществляет общее руководство ОДО «Марш», организацию выездных мероприятий, оформление документации по организации торговой деятельности и прочее.

Согласно учетной политики предприятия бухгалтерский учет на ОДО «Марш» осуществляется по журнально-ордерной форме учета. Бухгалтерский учет на ОДО «Марш» частично автоматизирован.

Бухгалтерский учет организован в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» с применением типовых форм первичных документации.

Руководство организацией осуществляется посредством управленческой документации, к ней относятся приказы (на принятие на работу, увольнение, выплата материального поощрения, лишение премиальных выплат, административных взысканиях и прочие), распоряжения (на переоценку товаров, проведение инвентаризаций и т.п.).

Произведём анализ основных показателей финансово-экономической деятельности ОДО «Марш».

Основные показатели производственно-финансовой деятельности ОДО «Марш» приведены в таблице 2.1.

Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что среднегодовая численность работников в 2012 году увеличилась по сравнению с 2011 годом на 5,7 %. В 2012 году товарооборот составил 2730,7 млн. руб., что на 37,5 % больше, чем в 2011 году, в том числе розничный товарооборот составил 2318,2 млн. руб. или 139,9 % по сравнению с 2011 г. Наметилось значительное увеличение балансовой прибыли по сравнению с 2011 г. и составило 196,3%, в связи с чем балансовая прибыль на 1 среднегодового работника составила 200% по сравнению с 2011 г. По сравнению с 2011 г. рентабельность увеличилась на 0,3% и составила в 2012 году 1,95 % из чего можно сделать вывод, что предприятие является низкорентабельным. Удельный вес издержек обращения к товарообороту увеличился на 13,2% по сравнению с 2011 г. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась на 34,1%, процент годности - на 21,6%, коэффициент обновления на 23,1%.

Таблица 2.1 - Основные показатели производственно-финансовой деятельности ОДО «Марш»

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

2012 год в % к 2011 году

Среднегодовая численности всех работающих, чел.

51

53

56

105,7

Товарооборот, млн. руб.

В том числе:

Розничный, млн. руб.

1728,3

1427,3

1986,3

1657,6

2730,7

2318,2

137,5

139,9

Товарооборот 1 среднегодового работника, млн. руб.

В том числе:

Розничный, млн. руб.

33,9

28,0

37,5

32,3

48,8

41,4

130,1

128,2

Балансовая прибыль, млн. руб.

23,1

27,1

53,2

196,3

Балансовая прибыль на 1 среднегодового работника, млн. руб.

0,5

0,5

1,0

200

Рентабельность, %

1,16

1,65

1,95

-

Издержки обращения, удельный вес к товарообороту, %

12,38

11,03

12,49

113,2

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, %

412,0

573,0

768,0

134,1

Процент годности основных производственных фондов, %

46

53,7

65,3

121,6

Коэффициент обновления основных производственных фондов

0,0002

0,0065

0,008

123,1

Построим график изменения розничного товарооборота в 2012 году.

Рисунок 2.3 - Изменение розничного товарооборота в 2012 году

Как видно из графика наибольшего достижения и перевыполнения розничного товарооборота ОДО «Марш» достигло в августе месяце, а наименьший товарооборот составил 239404,5 млн. бел. руб. и соответствует январю месяцу.

Основным региональным рынком сбыта товаров ОДО «Марш» является Витебская область.

Постоянными потребителями продуктов является население. Наибольший объем потребления товаров приходится на Полоцкий, Новополоцкий, Витебский, Верхнедвинский и Шумилинский районы.

Наиболее серьезными конкурентами предприятия в пределах его рынка сбыта считаются предприятия Торговый дом «Стрелецкий», ОАО «Евроторг», ООО «Рэсттрэйд», УКП «Полоцкторг».

Розничный товарооборот является составной частью товарооборота города Полоцка и Новополоцка и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. В настоящее время население республики расходует на покупки товаров примерно 80 % своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает около 90 % фонда личного потребления.

В состав ОДО «Марш» входят девятнадцать торговых точек. Используя данные годовой статистической отчетности Ф - 3 торг проанализируем структуру торговой сети ОДО «Марш», представим результаты анализа в виде таблицы 2.2.

Таблица 2.2 - Структура торговой сети ОДО «Марш»

Структурное подразделение

Размер торговой площади, кв.м.

Удельный вес, %

Товарооборот, млн. руб.

Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади

Отклонение (+,-)

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

Магазин № 1

г. Полоцк

38,5

10,9

136,8

179,1

3,6

4,7

+ 1,1

Магазин № 4

г. Полоцк

48,2

13,7

521,5

592,8

10,8

12,3

+ 1,5

Магазин № 10

г. Полоцк

20,9

5,9

28,8

34,1

1,4

1,6

+ 0,2

Магазин № 2

г. Верхнедвинск

39,6

11,2

159,8

255,1

4,0

6,4

+ 2,4

Магазин № 5

г.п. Шумилино

40,1

11,4

146,2

149,8

3,6

3,7

+ 0,1

Магазин № 6

г. Новополоцк

82,6

23,4

454,8

500,6

5,5

6,1

+ 0,6

Магазин № 7

г.п. Россоны

33,4

9,5

74,4

88,6

2,2

2,7

+ 0,5

Магазин № 8

д. Горяны

26,6

7,5

43,2

50,4

1,6

1,9

+ 0,3

Магазин № 9

д.Гомель

22,8

6,5

46,8

62,3

2,7

2,7

-

Итого

352,7

100

1612,3

1912,8

4,6

5,4

+ 0,8

Наибольший удельный вес в структуре торговой сети предприятия занимает магазин № 6 в г. Новополоцке и составляет 23,4 %, магазины № 4, № 5, № 2 и № 1 занимают в структуре торговой сети предприятия примерно одинаковый удельный вес и составляют 13,7 %, 11,4 %, 11,2 % и 10,9 % соответственно. Наименьший удельный вес составляют магазины расположенные в сельской местности, так магазин в д. Горяны составляет 7,5 % и магазин в д.Гомель -- 6,5 %. На последнем месте в структуре торговой сети предприятия находится магазин № 10 в г.Полоцке и занимает 5,9 %. Всего по предприятию товарооборот на 1 кв.м. торговой площади в 2011 г. составил 5,4 млн. руб., что на 0,8 млн. руб. больше по сравнению с 2012 г.

Для проведения анализа обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей рассмотрим торговые предприятия, которые составляют наибольший удельный вес в структуре предприятия, представленные в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Анализ обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей

Регион

Размер торговой площади, кв.м.

Население региона, тысяч жителей

Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей, кв.м./1000 чел.

г. Полоцк

107,6

88

1,345

г. Новополоцк

82,6

120

0,688

Итого

190,2

208

0,951

Так, в г. Новополоцке расположен магазин, который в структуре предприятия занимает наибольший удельный вес - 23,4 %, а также в г. Полоцке расположено сразу три торговые точки, которые вместе в структуре торговой сети предприятия составляют 30,5%.

Анализируя данные таблицы 2.3, можно сделать вывод, что обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в г. Полоцке составляют 1,345 кв.м., в г. Новополоцке - 0,688 кв.м. Всего по анализируемым регионам размер торговых площадей составляет 190,2 кв.м. или 0,951 кв.м. на 1000 жителей.

На предприятии регулярно проводится работа по ремонту и реконструкции торговых зданий. В 2011 г. были проведены ремонт и реконструкция магазина № 6 в г. Новополоцке, магазина № 5 и в 2012 г в г. п. Шулилино. Аналогичная работа была проведена в магазине № 4 г. Полоцка и в магазине № 8 в д. Горяны. На конец 2013 г. запланировано проведение ремонта и реконструкции магазина № 2 в г. Верхнедвинске.

Проведение ремонта и реконструкции вышеназванных магазинов позволило предприятию значительно увеличить товарооборот за счет привлечения новых покупателей, введения более современных методов обслуживания и прочее. Так, магазин № 6 в г. Новополоцке был оснащен более современным оборудованием, что позволило перевести торговую точку на частичное самообслуживание, более длительный режим работы, оснастить более современными холодильными камерами глубокой заморозки и прочее. Магазин № 4 в г. Полоцке также был оснащен более современным оборудование, переведен на более длительный режим работы, установлены новые холодильные камеры и агрегаты, введено самообслуживание, улучшен интерьер, проведена современная система сигнализации и охраны помещения и т.п.

Делись добром ;)