Доходы организации и их увеличение

дипломная работа

1.2 Анализ доходов в организации: цель, задачи, методика

Анализ доходов занимает важное место в экономической работе предприятия торговли.

Основной целью анализа доходов предприятия является поиск резервов их роста и достижения на основе этого оптимального соотношения с финансовыми результатами, создание работающей модели управления ими.

Анализ доходов предполагает решение следующих задач:

- оценить степень достижения плановых показателей по доходам;

- определить динамику суммы и уровня доходов;

- исследовать структуру доходов;

- провести факторный анализ доходов предприятия;

- проанализировать использование доходов по определенным направлениям;

- определить резервы роста доходности;

- разработать мероприятия по увеличению доходов на предприятии.

Анализ дохода начинается с оценки абсолютных величин, средних и относительных величин. Относительные величины более наглядно показывают тенденции развития изучаемых показателей.

Уровень дохода исчисляют как отношение суммы дохода к абсолютной сумме розничного товарооборота, умноженное на 100%.

При анализе особое внимание необходимо уделить расчету влияния основных факторов на сумму и уровень дохода. К основным факторам относятся: уровень цен, объем и структура товарооборота, звенность товародвижения, состав товарооборота, размер торговых надбавок и др.

Рассмотрим методику определения некоторых из них.

1. Для оценки уровня торговой надбавки используется следующая формула:

Утн =ТН/(ОТ-ТН)*100%, (1.2)

где Утн - уровень торговой надбавки;

ОТ - объём товарооборота;

ТН - размер торговой надбавки.

2. Влияние изменения объема продаж в действующих ценах на доход от реализации товаров рассчитывается по формуле:

, (1.3)

где ? Дот - изменение дохода за счет изменения оборота;

ОТ1 ? объем оборота в отчетном периоде

ОТ0 ? объем оборота в предшествующем периоде;

Уд0 - уровень доходов за предшествующий год

3. Влияние изменения цен на доход от реализации товаров рассчитывается по формуле:

, (1.4)

где ?Др - изменение доходов за счет изменения цен;

ОТ1 ? объем оборота в отчетном периоде;

ОТс ? сопоставимый оборот;

УД0 - уровень доходов за предшествующий год

При этом сопоставимый товарооборот рассчитывается по формуле:

, (1.5)

где ic - индекс роста цен

4. Влияние объема продаж в сопоставимых ценах(физического объема) на доход от реализации товаров определяется по формуле:

, (1.6)

На сумму валового дохода влияет изменение его среднего уровня. В этом факторе находит отражение воздействие уровня цен, структуры оборота, источников поступления товаров, эффективности заключенных коммерческих сделок.

5. Влияние изменения уровня доходов от реализации товара на доход рассчитывается по формуле:

, (1.7)

где ?Ддр - изменение доходов от реализации товаров за счет изменения уровня доходов;

Удр0 - уровень доходов от реализации товаров за предшествующий период;

Удр1 - уровень доходов от реализации товаров за отчетный период.

6. Уровень доходов от реализации товаров является усредненным показателем доходности отдельных наименований товаров и испытывает влияние структурных сдвигов. Влияние структурных сдвигов на изменение уровня доходов от реализации товаров рассчитывается способом разницы с использованием следующей факторной модели:

, (1.8)

где - изменение уровня доходов от реализации i-й товарной группы под влиянием структурных сдвигов;

- уровень доходов от реализации i-й товарной группы в предшествующем году;

, - доля товарной группы в структуре оборота в предшествующем и отчетном периодах.

6. Размер влияния потоварных уровней доходов от реализации можно рассчитать по формуле

, (1.9)

где - изменение уровня доходов от реализации i-й товарной группы под влиянием структурных сдвигов;

, - уровень доходов от реализации i-й товарной группы в предшествующем году и отчетном;

, - доля товарной группы в структуре оборота в предшествующем и отчетном периодах.

Следующим этапом анализа является анализ валового дохода по месяцам, кварталам, декадам в разрезе подведомственных подразделений в сравнении с результатами конкурентов.

Материалы анализа служат базой прогнозирования и планирования валового дохода на предстоящий период.

Важнейшим условием объективного анализа дохода является формирование соответствующей информационной базы, расширение и полнота их учета.

Достоверность анализа доходов находится в прямой зависимости от качества его информационного обеспечения. Источники экономической информации подразделяются на:

- учетные;

- внеучетные;

- нормативные.

К учетным относятся данные бухгалтерского учета и отчетности; статистического учета и отчетности; оперативного учета и отчетности; выборочные учетные данные.

К внеучетным - материалы внутриведомственной и вневедомственной ревизии, внешнего и внутреннего аудита, проверок налоговой службы, протоколы собрания трудового коллектива, материалы печати; объяснительные и докладные записки и др.

Нормативные источники - рекомендации вышестоящих органов управления, утвержденные тарифы, ставки, размеры среднего дохода, достигнутые конкурентами и т.п.

Для того чтобы исключить факты умышленного искажения информации, проводится аудиторская проверка, которая проверяет и подтверждает правильность отчетных показателей и выявляет узкие места в деятельности предприятия.

Как уже было сказано, основным источником дохода торгового предприятия является торговая надбавка.

Торговые надбавки устанавливают предприятия розничной торговли самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка в данном регионе. В настоящее время они регулируются органами исполнительной власти субъектов РФ только на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и на продукцию детского питания, включая пищевые концентраты. Кроме того, могут регулироваться торговые надбавки на товары с ограниченным сроком завоза в районы Крайнего Севера и приравненной к ним местности. Торговые надбавки должны регистрироваться предприятиями розничной торговли в соответствующих документах - реестрах розничных цен, протоколах согласования надбавок и т.п.

Роль торговой надбавки трудно переоценить. Именно этот элемент цены представляет доход торгового предприятия, характеризует цену торговых услуг, оказываемых покупателям при реализации товаров и услуг, является исходной основой коммерческого расчета, создания условий для самофинансирования и т.п.

Торговая надбавка предприятия состоит из трех основных элементов:

1) суммы издержек обращения, связанных с реализацией товара;

2) суммы налоговых платежей, входящих в цену товара, т.е. уплачиваемых непосредственно за счет доходов торгового предприятия (к ним относятся налог на добавленную стоимость,

3) суммы прибыли от продажи товаров (до вычета из нее налогов).

На формирование свободных цен и торговых надбавок оказывают влияние следующие факторы:

1) конъюнктура потребительского рынка (соотношения спроса и предложения);

2) выявление и укрепление положения торгового предприятия на рынке;

3) условия хозяйственной деятельности предприятия и последовательное выполнение функций управления процессом коммерческой деятельности;

4) использование современных методов хозяйствования средств управления;

5) уровень обслуживания покупателей и многие другие [23, с. 89].

Разработка ценовой политики торгового предприятия связана с обоснованием величины дифференцированных размеров торговых надбавок на реализуемые товары и определением мер по их оперативной корректировки в зависимости от различных факторов.

При обосновании торговой надбавки следует учитывать свою маркетинговую стратегию, т.е. выделение из общей массы покупателей их отдельных групп, различающихся требованиями к свойствам продукции и чувствительность к уровню цены, разработка новых видов продукции или улучшение старой целесообразно учитывать стадию жизненного цикла товара (продукции). На этапе внедрения нового товара (продукции) на рынок уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается минимальным, и продажа зачастую бывает убыточной. На этапе подъема уровень торговой надбавки (наценки) возрастает, и соответственно растет объем валового дохода. Наиболее высокая торговая надбавка формируется на стадии зрелости, когда объем продажи максимален. Этап ухода товара (продукции) с рынка сопровождается падением уровня торговой надбавки и значительным уменьшением валовых доходов.

Организация решает проблему ценообразования, выбирая себе методику расчета цен, в которой учитывается как минимум одно из трех соображений. Организация надеется, что избранный метод позволит правильно рассчитать конкретную цену. Существуют несколько методов ценообразования: средние издержки плюс прибыль; анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли; установление целевой прибыли; установление цены, исходя из ощущаемой ценности товара; установление цены на основе уровня текущих цен.

Самый простой способ ценообразования заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Чтобы не обанкротиться, предприятие должно получать прибыль, а в этом смысле очень важным стратегическим соображением является установление процента наценки. Существуют два метода расчета наценок, исходя из себестоимости или из продажной цены:

(1.10)

где Тн - процент наценки (стоимость по покупным ценам);

?Н - сумма наценки в денежном выражении.

(1.11)

где р - продажная цена.

При расчете процента наценки большинство розничных торговцев исходит из продажной цены. В ряде случаев розничному торговцу хотелось бы иметь возможность пересчитывать показатели наценок на основе продажней цены в показатель наценок на основе себестоимости и наоборот.

Размеры наценок варьируются в широких пределах в зависимости от вида товаров. Разница в размерах наценок отражает различия в стоимости товарных единиц, объемах продаж, оборачиваемости товарных запасов и соотношениях между марками производителей и частными марками. Но не логично при назначении цен пользоваться стандартными наценками. Любая методика расчета, не учитывающая особенностей текущего спроса и конкуренции, вряд ли позволит выйти на оптимальную цену. Методика расчета цен на основе наценок остается популярной по ряду причин.

Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования.

Во-вторых, если этим методом ценообразования пользуются все фирмы отрасли, их цены скорее всего будут схожими. Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму.

В-третьих, многие считают эту методику более справедливой по отношению и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем получают справедливую норму прибыли на вложенный капитал [33, с. 121].

Выбор модели расчета уровня торговой надбавки определяется конкретным целевым ориентиром, избранным для осуществления ценовой политики по данной группе (подгруппе, виду) товаров:

а) при ориентире ценовой политики на покупателя базовым элементом расчета уровня торговой надбавки принимается уровень цены товара, приемлемый для соответствующих категорий покупателей. В этом случае модель расчета уровня торговой надбавки к цене закупки товара имеет вид:

(1.12)

где - уровень торговой надбавки к цене закупки товара в процентах (первая модель расчета);

Цр - уровень цены реализации товара приемлемый для конкретной категории покупателей;

Цз - цена закупки единицы товара у поставщика;

б) при ориентире ценовой политики на текущие затраты базовым элементом расчета уровня торговой надбавки принимается - сумма издержек обращения, приходящаяся на единицу реализуемого товара. В этом случае модель расчета уровня торговой надбавки к цене закупки товара имеет вид:

(1.13)

(1.14)

где - уровень торговой надбавки к цене закупки товара в % (вторая модель расчета)

ИО - средняя сумма издержек обращения, приходящаяся на единицу реализуемого товара;

П - расчетная сумма прибыли, приходящаяся на единицу реализуемого товара (ее расчет осуществляется по приведенной отдельно формуле);

НДС - ставка налога на добавленную стоимость;

Уп - уровень прибыли к издержкам обращения, в процентах (обычно устанавливается единым по товарам с данной ориентировкой ценовой политики);

Цз - цена закупки единицы товара у поставщика.

в) при ориентире ценовой политики на прибыль базовым элементом расчета уровня тортовой надбавки принимается целевой уровень рентабельности издержек обращения (определяемый отношением целевой суммы прибыли к плановой сумме издержек обращения предприятия, в процентах). В этом случае модель расчета уровня торговой надбавки к цене закупки товара имеет вид:

(1.15)

(1.16)

где - уровень торговой надбавки к цене закупки товара, в % (третья модель расчета);

ЦП - расчетная сумма целевой прибыли, приходящаяся на единицу реализуемого товара (ее расчет осуществляется по приведенной отдельно формуле);

ИО - средняя сумма издержек обращения, приходящаяся на единицу реализуемого товара;

НДС - ставка налога на добавленную стоимость;

УРц - средний по предприятию целевой уровень рентабельности издержек обращения, в %;

Цз - цена закупки единицы товара у поставщика.

Таким образом, в торговых организациях доход от реализации товаров представляет собой разницу между розничной ценой, по которой реализуется товар, и ценой приобретения товара (оптовой ценой). Эта разница образуется за счет торговых надбавок, надбавок к цене, торговых скидок и т. п.

Доход классифицируется в зависимости от направлений деятельности предприятия: основная (обычная), инвестиционная и финансовая.

Доход основной деятельности - это выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Доход от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.

Доход от финансовой деятельности - это выручка от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Основной целью анализа доходов предприятия является поиск резервов их роста и достижения на основе этого оптимального соотношения с финансовыми результатами.

Делись добром ;)