logo
Агропромышленный комплекс

2.4 Технологическая революция в агрокомплексе

Долгосрочное стратегическое конкурентное преимущество любой страны - это природный, техногенный, интеллектуальный или иной возобновляемый и развиваемый ресурс, находящийся на территории государства и под его контролем. Такой ресурс в России есть, и он в потенциале способен существенно улучшить качество жизни всего населения страны. Большинство черноземных почв мира находится в России, 52% из имеющихся у нас пахотных земель - черноземы, и на одного жителя России приходится 1,6 га пахотной земли, а на жителя Азии - менее 0,5 га.

Сельское хозяйство - это восполнимый и развиваемый ресурс в отличие от, например, сырьевого сектора экономики. Высокий экспортный потенциал агросектора - условие, обеспечивающее прочное положение страны в общемировом товарообмене. Успех реформ сельхозпроизводства окажет стимулирующее воздействие на рынок потребительских товаров и приведет к стимулированию инвестиционной активности в других отраслях.

Понятно, что если бы агроресурс уже был определен как стратегический, его использование уже велось бы достаточно активными темпами. Причина известна - результаты эксплуатации агроресурса "не дотягивают" до уровня конкурентоспособности с другими секторами международного разделения труда.

Наш анализ отрасли показывает, что есть возможность создать программу, опираясь на которую экономика России может получить именно долгосрочное стратегическое преимущество. Основа программы - развитие технологи и систем землепользования.

Советская командная система прозевала две мировые технологические революции в сельхозпроизводстве (в 30-х и 80-х годах XX века). И только освоение современных технологий позволит нашим сельхозпроизводителям выбраться из болота низкорентабельного хозяйствования.

Но для того чтобы построить эффективно работающую экономическую систему, недостаточно только знать, как технологично производить тот или иной продукт. Нужна столь же эффективная система его распределения исключительно на рыночных условиях. Система, дающая возможность субъектам рыночной экономики однозначно определять, какая из предлагаемых им сделок на рынке выгодна, а какая - нет.

Текущее положение на российском рынке продовольствия безо всякой натяжки можно назвать анархией. Возьмем для примера самый знаковый и один из отрасли - образующих рынков - рынок зерна. Вакханалия мелких и средних посредников, зачетные схемы, криминализация операций не позволяют надеяться, что ситуацию можно исправить, просто научив производителя правильно работать и даже освободив его от долгов и обеспечив ему инвестиции.

Организованные в последнее время "зерновые биржи" не приближают рынок к реальной эффективности товарообменных операций. В действительности эти структуры являются либо электронными досками объявлений, либо торговыми домами, созданными под крылом региональных администраций. Данные "биржи" не обеспечивают стандартность товара, гарантий по исполнению сделок, реально рыночного ценообразования. Их задача проста - создать возможности для зарабатывания прибыли.

При наличии почти десятка "зерновых бирж" в стране реально происходит тот же бессистемный обмен, не сулящий ничего хорошего для российского АПК.

Естественно, что отсутствие эффективной системы распределения продукции ведет к перекосам в планировании на всех уровнях, потому что невозможно определить текущую и перспективную цену товара на рынке. Инвесторы не могут оценить реальную привлекательность инвестиций.

Меры, принимаемые для вывода АПК из затяжного кризиса (принятие законов "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", подготовка закона "Об ипотеке", установление квот на ввоз мяса в Россию, реструктуризация долгов сельхозпроизводителей, точечное привлечение западных инвесторов), важны, но недостаточны. Ведь если внутренняя эффективность в производстве продукта гораздо ниже среднемировой, масштабных инвестиций отрасль не дождется.

Для преобразования отрасли не хватает двух ключевых факторов успеха - реального свободного рынка сельхозпродукции и широкомасштабного освоения товара - производителями действительно современных технологий агропроизводства. Над решением этих двух задач сейчас работает несколько групп квалифицированных специалистов. Созданы две взаимодополняющие организации - Биржа сельскохозяйственной продукции (БСП) и Ассоциация сельских товаропроизводителей (ACT).

БСП, пожалуй, единственная после 1917 года реальная товарная биржа в России, которая действует на всей территории страны и обеспечивает эффективную торговлю сельхозпродукцией, гарантируя и покупателям, и продавцам оплату товара и его поставку в срок, оговоренный в контракте.

Цель же ассоциации - обеспечение условий для эффективного хозяйствования сельхозпроизводителей. Политических целей у организации нет. Ассоциация организует на базе представительств биржи в регионах технологические центры с привлечением консультантов из РАСХН, международных организаций. Скоро через эти центры руководители хозяйств и фермеры смогут получать достоверную информацию о наиболее эффективных приемах и методах работы, ценовую, прогнозную, статистическую информацию. Формируется постоянно действующая консультационная сеть для помощи сельхозпроизводителям в решении оперативных вопросов по планированию севооборотов, оптимальному соотношению применяемых культур, защите растений, другим насущным проблемам членов ассоциации.