logo
Агропромышленный комплекс Республики Беларусь

2.2 АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ АПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Кооперация является одним из основных факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность функционирования сельскохозяйственных предприятий и повышение их организационно-экономической и финансовой устойчивости. Она представляет собой общественно-экономический процесс, возникающий на определенной стадии развития производительных сил, когда сложившиеся на основе разделения труда организационно-экономические формы межотраслевого взаимодействия оказываются недостаточно действенными и не обеспечивают дальнейшего повышения эффективности производства. Активизация этих процессов в современных условиях связана с дальнейшим развитием и совершенствованием аграрного сектора экономики - переходом его в стадию, близкую по своему характеру к уровню специализации и концентрации к отраслям индустрии.

Агропромышленная интеграция, являясь более высокой степенью развития сельскохозяйственной кооперации, выступает в качестве объективной необходимости дальнейшего развития стран с переходной экономикой и создания в них эффективной национальной продовольственной системы. Различные формы агропромышленных интеграционных систем образуются в условиях обостряющейся конкуренции, ограниченности собственных экономических ресурсов и мало емкого внутреннего аграрного рынка по географическому принципу и базируются на индустриализации агропромышленного производства, которая в последнее время развивается высокими темпами, что характерно для Республики Беларусь.

Наиболее развивающимися формами кооперативно-интеграционных связей в АПК Беларуси в настоящий период являются:

создание перерабатывающих производств крупно товарными сельскохозяйственными предприятиями, что позволяет выпускать готовую продукцию из собственного сырья и использовать существенные суммы добавленной стоимости на собственные нужды;

организация сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями объединений для совместно переработки и реализации продукции с целью восстановления разрушенных производственно-хозяйственных связей между сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью;

организация региональных многоотраслевых и продуктовых агропромышленных формирований, эффективное функционирование которых позволяет реализовать принцип выгодного распределения получаемой добавленной стоимости между субъектами кооперации при продвижении продукта от производителя к потребителю;

создание агропромышленных формирований предприятиями и организациями различных отраслей, что позволит существенно снизить потери из-за ведомственной разобщенности хозяйствующих субъектов, отсутствия единого центра управления и слабой координации действий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Также интеграционные процессы АПК Республики Беларусь отражены и в Программе развития села, где предусматривается объединение субъектов хозяйствования в АПК по производству и переработке сырья, торговых и финансово-кредитных организаций. В этой Программе также предусмотрена перспектива перерастания этих структур в крупные конкурентоспособные и экспортоориентированные кооперации с выходом на международный уровень и привлечением иностранного капитали.

Для реализации этого важного государственного проекта в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции до 2010 года планируется развитие предприятий такого рода.

Одними из первых интегрированных структур на территории РБ являются:

- «Барановичская аграрно-птицеводческая хозяйственная группа», созданная в Барановичском районе на базе РУПСП «Птицефабрика «Дружба»; в состав этой группы вошли РУПСП «Птицефабрика «Дружба», ОАО «Барановичскаая птицефабрика B РУСПП «Городищенский племптицерепродуктор»;

- ЧУП «Свитино - ВМК», созданное в г. Витебске на базе ЗАО «Свитино» и ОАО «Витебский мясокомбинат» с мощностью комплекса по выращиванию и откорму свиней на 24 тыс.голов;

- ОАО «АФК «Жлобинский мясокомбинат», созданное в г. Жлобине на основе ОАО «Жлобинсикй мясокомбинат», ОАО «Жлобинский комбикормовый завод», филиал ОАО «Белагропромбанк» и еще 11 сельхозорганизаций.

В условиях государственного регулирования экономикой создание интегрированных структур - это оптимальный вариант развития АПК, позволяющий обеспечить продовольственную безопасность страны и повысить рентабельность производства продукции. Эти структуры могут быть узкоспециализированными или, напротив, многоотраслевыми. Суть в том, что вокруг одного эффективно работающего предприятия-интегратора под единым руководством объединяются предприятия других отраслей, с которыми у него и прежде существовали связи.

Белорусский агропромышленный комплекс пошел путем простого слияния нескольких сельхозорганизаций с крупными перерабатывающими предприятиями. И надо сказать, они сейчас неплохо работают.

Для примера проведем небольшой анализ работы интегрированных структур, которые были созданы под эгидой комбинатов Департамента хлебопродуктов, или, например, птицеводческих предприятий. Не секрет, что раньше у них были проблемы и с сырьем, и со сбытом продукции. Сейчас они работают достаточно эффективно.

На сегодняшний день агрокомбинат «Держинский» является единственным в стране предприятием птицеводческой отрасли, которое превысило так называемый среднеевропейский индекс продуктивности, учитывающий среднесуточный привес, срок откорма, сохранность и конверсию корма. В Европе он составляет 320 баллов, а на этом предприятии по итогам 2008 года - 346,1 балл.

После создания интегрированных структур сократились затраты на уплату налогов. Если раньше, когда каждое из предприятий было отдельным юридическим лицом, оно должно было уплачивать налоги на каждый вид продукции в технологической цепочке от поставки сырья до сбыта, и таким образом получалось двойное или даже тройное налогообложение, то при объединении налог уплачивается один - на конечную продукцию.

Сократились транспортные расходы. Были аккумулированы в одних руках выручка от реализации продукции и прибыль. А раз удалось аккумулировать средства, и при этом сэкономить, значит, появилась возможность провести модернизацию производства, что, в свою очередь, повлияло на качество продукции и ее конкурентоспособность.

Еще один момент - была преодолена разрозненность между производителями сырья, переработчиками и сбытовыми структурами. В результате все предприятия, входящие в эту цепочку, стали работать эффективнее.

Финансовый анализ результатов работы интегрированных структур также позволяет сделать вывод, что кооперация и интеграция сделали свое благое дело.

На практике получается, что к эффективно работающему перерабатывающему предприятию присоединяют один или два убыточных СПК, и в результате завод или комбинат вынужден выплачивать за счет своих оборотных средств задолженность сельскохозяйственных предприятий и не может развиваться сам, что действительно является сдерживающей проблемой интеграционного процесса. Интеграция и кооперация, которые происходят в Республики Беларусь, в первую очередь, преследуют цель избавиться от убыточных хозяйств, и все долги убыточных хозяйств переложить на более крепкие предприятия.

По состоянию на 1 августа к 25 предприятиям - «интеграторам» присоединены 35 организаций. Между тем в этом году планировалось создать либо обеспечить дальнейшее развитие 41 структуры холдингового типа, включив в них 91 организацию.

Наиболее успешными из них признаны агрокомбинаты «Дзержинский», «Снов», совхоз-комбинат «Заря», «Гроднохлебопродукт». Их финансово-экономические показатели говорят о хорошей адаптации к условиям современной экономики. Предприятия ежегодно обеспечивают прирост производства не менее чем на 10-15%, а рентабельность по отдельным структурам составляет более 30%.

В настоящее время государством рассматриваются проекты дополнительных законодательных актов для урегулирования вопросов, возникающих в процессе интеграции и кооперации сельхозпереработчиков и других участников. В частности, речь идет о подготовке нормативных актов, которые позволят на некоторое время отложить уплату долгов, произвести реструктуризацию кредитов.

И это не единственное препятствие на пути создания кооперативно-интеграционных структур. Участники процесса, как правило, имеют разные организационно-правовые формы и формы собственности, и необходимо время, чтобы привести их в единообразие.

Еще одним немаловажным моментом, на который стоит обратить внимание - это необходимость разработки упрощенного механизма передачи имущественных комплексов присоединяемых предприятий организациям-лидерам, вокруг которых идет процесс интеграции, т.к. оформление документов и регистрация требуют значительных финансовых средств.