2 Зарубежный опыт антикризисного управления
2.1 Современная система банкротства в зарубежных странах
Как показывает практика большинства зарубежных стран, одним из ключевых элементов современной системы банкротства является наличие специального правительственного учреждения. Оно способно контролировать действия соответствующего законодательства и представлять рекомендации относительно действий правительства в данной области. Как правило, компетенция и функции государственных органов по банкротству установлены законом, но во многих странах они имеют свои специфические особенности. Так, госорганы стран Европейского Союза обладают полномочиями подавать в Суд ЕС запросы относительно постановлений Суда о толковании положений Европейской Конвенции по банкротству.
В Великобритании эту роль выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему Министерства торговли и промышленности и насчитывающая 1800 постоянных сотрудников. Функции этой Служба таковы:
- лицензирование специалистов по банкротству, контроль за процессом выдачи этих лицензий и за деятельностью арбитражных и конкурсных управляющих;
- осуществление функций конкурсного управляющего в случае нехватки активов подвергаемого процедуре банкротства предприятия для оплаты конкурсного управляющего из числа независимых профессионалов;
- выявление вероятных причин банкротства должника и понесения им убытков;
- выявление причин незаявления о банкротстве директорами должника, как только стало ясно, что спасение бизнеса невозможно;
- проверка документации любой компании в случае поступления жалоб от клиентов, партнеров или общественности;
- предписание неблагополучным компаниям пройти аудиторскую проверку и назначение определенных аудиторов за счет компании;
- добиваться ликвидации любой компании в случае, если Служба несостоятельности пришла к выводу, что это соответствует интересам общества (на такие случаи приходится примерно 1% всех банкротств в Великобритании -- несколько сотен случаев в год);
- возбуждать в судах дела о судебном преследовании должников.
Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в Соединенных Штатах Америки. С 1934 года роль государственного органа по несостоятельности стала выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США. В реформированном в 1978 году американском Законе о банкротстве у КБЦБ есть три функции:
- выступать в суде и быть заслушанной по любому вопросу дела о банкротстве, в частности, по поводу назначения конкурсного управляющего, назначения комиссий кредиторов и акционеров, уровня оплаты конкурсных управляющих, использования, продажи и аренды собственности;
- контролировать и обеспечивать адекватность заявления предприятия-должника о своем финансовом состоянии и наличии активов;
- возражать против утверждения судом плана реорганизации по мотивам злоупотреблений со стороны должника.
В ряде случаев КБЦБ вмешивалась в условия продажи действующих неплатежеспособных предприятий, настаивая и добиваясь других условий продажи. В 1983 году в дополнение к КБЦБ в США появились Государственные Федеральные Конкурсные Управляющие. Их задача, среди прочего, состоит в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства.
Государственный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности.
Сравнительный анализ функций и полномочий Государственных органов по банкротству некоторых стран приведен в таблице.
Функции и полномочия Государственных органов по банкротству
Наименование функций и полномочий Государственного органа по делам о банкротстве |
Велико- британия |
США |
Швеция |
Россия |
|
1. Государственный орган по банкротству и государственная политика в этой сфере |
|||||
Государственный контроль исполнения законодательства о банкротстве |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Разработка законодательства по банкротству и право законодательной инициативы |
|
+ |
+ |
||
Разработка рекомендаций правительству страны относительно государственной политики в сфере несостоятельности |
+ |
+ |
+ |
||
Предоставление разъяснений по вопросам применения законодательства о банкротстве |
+ |
|
+ |
+ |
|
Анализ и предоставление правительству статистической информации по делам о несостоятельности |
+ |
|
+ |
||
Сбор и анализ результатов осуществления конкретных решений по делам о банкротстве и разработка рекомендаций правительству, судам и специалистам по банкротству |
+ |
+ |
+ |
||
Консультирование государственных служащих, судей, юристов и специалистов по банкротству |
+ |
+ |
+ |
||
2. Государственный орган по банкротству и несостоятельные предприятия |
|||||
Получение любой информации о неблагополучных в финансовом отношении предприятиях, в том числе с правом свободного входа на такие предприятия |
+ |
|
|
+ |
|
Предъявление обязательных для исполнения требований о проведении аудиторской проверки должника, а также о проведении оценки стоимости активов |
+ |
|
+ |
+ |
|
Ведение реестра юридических лиц, подлежащих учету в соответствии с законодательством о банкротстве |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Предупреждение неправомерных действий при банкротстве, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Выявление неправомерных действий управляющих (менеджеров) любых действующих предприятий |
+ |
+ |
+ |
||
Предъявление менеджеру должника требований об устранении нарушений законодательства о банкротстве |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Направление в суд ходатайства о дисквалификации менеджера должника |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
3. Государственный орган по банкротству и процедуры несостоятельности |
|||||
Обращение в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в случаях, предусмотренных законом |
+ |
+ |
|
+ |
|
Экспертиза дел о банкротстве (несостоятельности) |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Обеспечение реализации процедуры банкротства предприятия с недостаточными средствами для осуществления ликвидационных процедур (отсутствующего должника) |
+ |
|
+ |
+ |
|
Защита интересов больших групп мелких кредиторов при осуществлении процедур банкротства |
+ |
+ |
+ |
||
Обеспечение выплат задолженности по зарплате и выходным пособиям сотрудника в случае несостоятельности и нехватки конкурсной массы |
|
|
+ |
||
4. Государственный орган по банкротству и специалисты по несостоятельности |
|||||
Организация системы подготовки специалистов по банкротству |
+ |
|
|
+ |
|
Утверждение требований к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере антикризисного управления |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Организация контроля деятельности арбитражных и конкурсных управляющих |
+ |
+ |
+ |
||
Лицензирование деятельности специалистов по банкротству в качестве арбитражных управляющих |
+ |
|
+ |
+ |
|
Контроль соблюдения профессиональных и этических стандартов деятельности специалистов по банкротству |
+ |
+ |
+ |
||
Разработка и контроль соблюдения шкалы и правил вознаграждения арбитражных и конкурсных управляющих |
+ |
+ |
+ |
В Австралии государственным органом по банкротству является государственная Комиссия по корпоративным делам, которая имеет полномочия:
- анализировать финансовое состояние предприятий, подвергаемых процедурам несостоятельности,
- обеспечивать, адекватность информации о должнике,
- делать заключения о мере ответственности директоров должника за доведение предприятия до банкротства,
- дисквалифицировать виновных директоров самостоятельно, либо ходатайствовать о такой дисквалификации в суд.
В зарубежных странах достаточно широко применяются и внесудебные процедуры несостоятельности, осуществляемые по инициативе как должников, так и кредиторов. В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия -- достаточно мягкие, добровольные формы. Так в Законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования.
В целом, добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредиторами используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в коем случае не навязывается. Использование процедуры добровольного признания несостоятельности типично для стран с общим (прецедентным) правом (Великобритания и др.). В этих странах около 60% признаний предприятий несостоятельными (банкротами) происходит по процедуре добровольного решения кредиторов о ликвидации компании должника в соответствии с уставом компании.
Английский закон содержит множество различных процедур признания несостоятельности должника, в том числе широко используемые внесудебные процедуры, когда кредиторы ликвидируют компанию по своей воле. В Великобритании ликвидация предприятия по решению кредиторов осуществляется в случае, если за это проголосовало большинство акционеров (не менее 75%), и после этого было вынесено решение суда. Однако любой кредитор имеет право подать прошение в суд и добиться принудительной ликвидации предприятия-должника. Это часто случается тогда, когда кредиторы имеют основания подозревать, что проверка деятельности должника проведена недобросовестно. По своей структуре внесудебное признание несостоятельности и принудительная ликвидация по суду идентичны и в равной мере обеспечивают права кредиторов.
В этой же стране некоторые функции органа по банкротству в части осуществления внесудебных процедур выполняют также банки. По закону любой английский банк, в том случае если он приходит к выводу о неплатежеспособности своего клиента, имеет право назначить на такое предприятие внешнего управляющего. Банк может назначить на предприятие аудитора за счет самого предприятия. Этот аудитор может подготовить отчет банку не только о финансовом состоянии должника, но и о компетенции его руководства. Таким образом, английский банк не может ликвидировать предприятие-должника во внесудебном порядке, но может инициировать его реорганизацию.
Законодательством Канады предусмотрено наличие превентивных реорганизационных мер, применяемых к должнику с целью недопущения его банкротства, причем проведение таких мероприятий может прямо указываться в договоре, из которого вытекают обязательства должника (судебные же процедуры возникают только с момента появления предмета спора по реализации указанных процедур).
По мнению ведущих западных специалистов, при существующем положении вещей в странах с переходной экономикой (к которым относится и Россия), целесообразно привлекать судебные органы к решению проблем несостоятельности только в самых крайних случаях, и гораздо шире практиковать внесудебные процедуры банкротства. Поскольку в развивающихся странах не всегда хватает знаний и опыта в области судебных разбирательств по коммерческим вопросам.
- Введение
- 1 Кризисы в социально-экономических системах
- 1.1 Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения
- 1.2 Типология кризисов, признаки и распознавание
- 1.3 Понятие антикризисного управления
- 2 Зарубежный опыт антикризисного управления
- 2.2 Зарубежный опыт антикризисного управления
- 10.4. Зарубежный опыт антикризисного управления предприятием.
- 3. Зарубежный опыт антикризисного управления фирмой
- Тема 3.2. Профсоюзы и зарубежный опыт антикризисного управления, заключение
- 2. Концепция антикризисного управления.
- Трактовка антикризисного управления в зарубежных источниках. Зарубежный опыт антикризисного управления
- Часть II. Зарубежный опыт антикризисного управления
- Тема 16. Зарубежный опыт антикризисного управления
- 1.2.Элементы зарубежного опыта антикризисного управления
- 42. Зарубежный опыт антикризисного управления предприятием.