1.3 Факторы влияющие на качество продукции
На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.
К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально - психологические.
Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья - материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.
Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
Социально - экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников - все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.
Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.
Все эти факторы связаны между собой и влияют на качество продукции.
Важным моментом в доказательстве поставщиком способности к качеству является документация системы качества. Стандарты ИСО 9000 рассматривают ряд типов документов, которые должны быть разработаны предприятием поставщиком и использоваться в системе доказательства способности к качеству. Эти типы документов приведены в таблице:
Таблица 1 - Стандарты ИСО 9000
Охватывает |
Распределение |
Документы СОК |
Описание |
|
В открытой части - все работники предприятия и возможные клиенты.В закрытой части - высшее руководство фирмы. |
Политика качества предприятия |
Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы по выполнению политики качества. |
||
Все предприятие |
ВНУТРЕННЕЕ: Руководство предприятия, начальники подразделений; ВНЕШНЕЕ: При абсолютной необходимости |
Руководство (справочник) по качеству |
Принципы обеспечения качества, оргструктура и порядок работы, охватывающие предприятие взаимосвязи, обязанности, компетенции. Содержит организационное ноу-хау предприятия, указания на методологические и рабочие инструкции. |
|
Подразделения, отделы |
Исключительно внутреннее по отделам |
Методологические инструкции СОК |
Подробное описание частичных областей СОК. Содержит организационное и техническое ноу-хау предприятия |
|
Отдельные виды деятельности |
Исключительно по рабочим местам |
Рабочие инструкции СОК |
Подробное описание технологии обеспечения качества на рабочих местах. Содержит техническое ноу-хау предприятия |
|
Типовые спецификации Спецификации поставщиков |
Передается исполнителю заказа. Содержит техническое ноу-хау предприятия |
Особую актуальность для усиления позиций предприятия в условиях конкуренции приобретает вопрос повышения качества и оперативность принимаемых управленческих решений. Зарубежная и отечественная наука достигли значительных успехов в разработке теории и практики организации управления и формирования систем качества на предприятии. Опыт ряда стран (США, Япония, Германия и др.) убедительно свидетельствует об эффективности применения научных методов управления качеством. Именно благодаря совершенствованию этих методов им удалось добиться существенного роста в экономическом развитии. Одним из основных методов исследования экономических процессов является подход к объекту исследования как к системе. При использовании системного подхода предприятие рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях изменяющейся внешней среды. Цели могут порождаться как самой системой, так и внешней средой. Из внешней среды поступает возмущающее воздействие на производственную систему.
Способность взаимодействия предприятия и внешней среды (с предприятиями-конкурентами, банками, вышестоящими организациями управления) определяет существующую форму хозяйствования, принципы ценообразования, кредитования, материально-технического снабжения.
В новых условиях особое место занимает качество продукции, так как в конкурентной среде рынка на первом месте выступает не количество выпуска готовой продукции (услуги), а его качество. Управление качеством в структуре управления реализуется путем выполнения специальных функций. Но сначала остановимся на самом понятии “качество”.
Содержание категории “качество” развивалось в процессе эволюции методов производства и управления: от понимания качества как степени соответствующих параметров продукции иди услуги требованиям технической документации, до акцентирования внимания на потребительской направленности продукции. Цепочка понятия качества, представленная на рис. 1, отражает 3 разных аспекта качества.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рис. 1. Цепочка качества
На 1 этапе качество означает ту ступень, в которой услуга или товар предприятия соответствуют его внутренним техническим условиям.
Этот аспект называют качеством соответствия техническим условиям. На этапе 2 оценивается качество конструкции.
Иначе говоря, качество может отвечать техническим требованиям предприятия на конструкцию изделия, но сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества.
Наконец, на третьем этапе качество означает ту ступень, в которой работа или функционирование услуг или товаров предприятия удовлетворяют потребностям потребителей.
Этот аспект называется функциональным качеством.
- Введение
- 1. Теоретические основы анализа качества продукции
- 1.1 Понятие качества продукции. Анализ качества продукции
- 1.2 Система показателей качества
- 1.3 Факторы влияющие на качество продукции
- 2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
- 2.1 Краткая характеристика предприятия МУЗ «ГКБ» №1
- 2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия МУЗ «Городская Клиническая Больница» №1
- 2.3 Анализ показателей системы качества предприятия МУЗ «Городская Клиническая Больница» №1
- 3. Совершенствование качества услуг на предприятии ГКБ № 1
- Заключение
- Тема 14. Системы оценки показателей качества изделий (услуг) сервиса.
- Способы совершенствования качества услуг гостиничного предприятия
- Методики оценки качества услуг гостиничного предприятия
- 24.1. Система качества услуг электросвязи
- 5. Управление качеством услуг. Сертификация систем качества.
- Глоссарий по оценке качества услуг
- 1.6. Анализ качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг.
- 4.7 Оценка качества услуг