Анализ и оценка текущего состояния уровня жизни в Российской Федерации

курсовая работа

2.1 Факторы экономического и социального благополучия в РФ

Разработка обобщающего (интегрального) показателями жизни населения составляет одну из важнейших задач социальной статистики. Первая и наиболее существенная группа факторов социального благополучия определяется темпами роста и абсолютными величинами прироста внутреннего валового продукта. В 2006 г. ВВП на душу населения составил 13,205 $, а в 2007 г. - 14,690 $, при этом продолжительность жизни увеличилась с 65,2 лет до 66,2, индекс уровня образования остался неизменным (0,933). Значение ИРЧП увеличилось с 0,811 до 0,817. Но несмотря на то, что ВВП и ИРЧП растет, реальная ситуация в стране скорее ухудшается. В документе ПРООН констатируется набор проблем, связанных с "гипертрофированным развитием ТЭК" РФ и его низкой эффективностью. Производя "примерно 11,5% мировой первичной энергии", что в пять раз больше доли РФ в мировом ВВП, России приходится ежегодно инвестировать порядка 5% ВВП на поддержание и развитие ТЭКа и 13% на модернизацию экономики и общества, включая, например, финансирование образования и строительство дорог (в развитых странах это соотношение составляет 1% против 25%). К 2008 году РФ увеличила долю в мировом производстве нефти с 9% до 12,4%, а поступления от экспорта нефти и газа выросли с $36,2 млрд в 2000 году до $241 млрд в 2008 году, но при этом по оценкам МВФ по итогам острой фазы кризиса 2009 года Россия вошла в 15 наиболее пострадавших от мировой рецессии стран мира. Зависимость реальных доходов значительной части населения, а также систем образования и здравоохранения от ресурсной ренты, поступающей через механизм госбюджета, создает опасность роста бедности, социальной нестабильности, ограничения возможности получения качественной медпомощи и образовательных услуг, а также снижения качества жизни в целом. В ТЭКе занято порядка 2,5% трудоспособного населения, при этом отрасль производит основную долю налогов и ВВП, а остальная экономика, включая медицину, образование, зависит от их перераспределения. Даже во время кризиса в отраслях, связанных с производством и распределением энергии, наблюдался рост зарплат и численности занятых (в апреле 2009 года более 32% занятых в энергетике относились к 10% самых высокооплачиваемых в экономике), тогда как остальные сектора экономики лишились 1,8 млн рабочих мест. РФ, потребляющей в пять раз меньше первичной энергии, чем экспортируется, приходится поддерживать ТЭК за счет субсидирования энерготарифов -- при перспективе исчерпания разведанных и доступных нефтяных ресурсов в ближайшие 20-30 лет и перехода основных потребителей ископаемого топлива к "низкоуглеродной экономике". Сравнительно дешевая энергия делает страну "одной из самых энергоемких в мире": энергоемкость ВВП РФ в 1,5-2,5 раза выше, чем в Западной Европе, где среднедушевое потребление энергии больше на 15-30%.Из-за энергоемких отраслей в европейской части России ежегодно теряется $100 млрд потенциальных экспортных доходов. По оценкам ПРООН, ТЭК и государство, занятое перераспределением доходов, являются и источниками проблем с экологией. Доля отрасли в выбросах промотходов занимает 56%, твердых веществ 58%, сбросе сточных вод -- 23%, превышая выбросы металлургии. Площадь "нарушенных земель" только в результате нефтедобычи выросла с 94 тыс. га в 2004 году до 114 тыс. га в 2007 году.

Главный вывод ООН представлен в показателе скорректированных чистых накоплений. Он разработан экономистами Всемирного банка как альтернативный ВВП инструмент измерения благосостояния общества: фактически накопленный доход корректируется на динамику истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Если в 2007 году официальный ВВП РФ вырос на 7,4%, то скорректированные чистые накопления составили минус 13,8%, что указывает на реальное сокращение благосостояния. Вторая группа факторов, характеризующих качество жизни, - это то, как происходит перераспределение ВВП, и какое количество средств используется на социальное развитие. В разных странах мира по данным счетной палаты России эта доля колеблется от 20 до 60%. В России - 14,3%. Реальные расходы на социальное развитие в Российской Федерации в динамике продолжают оставаться низкими. Как было указано выше, государство в первую очередь финансирует отрасли промышленности. И развитие человека не является приоритетным направлением. Доказательством этому является то, что высокая доля населения имеет доходы ниже прожиточного минимума (таблица 1).

Таблица 1.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

2008

2009

1 квартал

1 полугодие

9 месяцев

год

1 квартал

Млн чел

23,0

20,7

19,0

18,5

24,5

В процентах от общей численности

16,3

14,7

13,5

13,1

17,4

При этом сумма прожиточного минимума довольно небольшая (таблица 2).

Таблица.2.

Все население

из него по социально-демографическим группам населения

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентов

трудоспособное население

пенсионеры

дети

2000

1210

1320

909

1208

188,5

I квартал

1138

1232

851

1161

162,7

II квартал

1185

1290

894

1182

182,9

III квартал

1234

1350

930

1218

189,7

IV квартал

1285

1406

962

1272

216,1

2001

1500

1629

1144

1499

204,1

I квартал

1396

1513

1064

1405

178,1

II квартал

1507

1635

1153

1507

195,8

III квартал

1524

1658

1163

1514

209,5

IV квартал

1574

1711

1197

1570

231,9

2002

1808

1968

1379

1799

218,3

I квартал

1719

1865

1313

1722

187,3

II квартал

1804

1960

1383

1795

207,1

III квартал

1817

1980

1387

1799

220,8

IV квартал

1893

2065

1432

1880

252,8

2003

2112

2304

1605

2090

244,8

I квартал

2047

2228

1554

2039

212,7

II квартал

2137

2328

1629

2119

230,1

III квартал

2121

2318

1612

2089

242,7

IV квартал

2143

2341

1625

2113

289,6

2004

2376

2602

1801

2326

269,8

I квартал

2293

2502

1747

2259

241,3

II квартал

2363

2588

1793

2313

252,7

III квартал

2396

2629

1816

2336

265,1

IV квартал

2451

2690

1849

2394

315,0

2005

3018

3255

2418

2896

268,8

I квартал

2910

3138

2332

2795

226,2

II квартал

3053

3290

2449

2937

254,4

III квартал

3047

3288

2440

2921

267,4

IV квартал

3060

3302

2450

2931

322,4

2006

3422

3695

2731

3279

297,6

I квартал

3374

3640

2703

3234

242,7

II квартал

3443

3717

2747

3301

288,1

III квартал

3434

3709

2736

3292

298,1

IV квартал

3437

3714

2739

3290

358,0

2007

3847

4159

3065

3679

327,5

I квартал

3696

3993

2950

3536

267,9

II квартал

3809

4116

3033

3647

313,8

III квартал

3879

4197

3085

3704

327,4

IV квартал

4005

4330

3191

3830

389,6

2008

4593

4971

3644

4389

329,5

I квартал

4402

4755

3508

4218

280,4

II квартал

4646

5024

3694

4448

319,5

III квартал

4630

5017

3660

4418

342,1

IV квартал

4693

5086

3712

4472

370,7

2009

I квартал

5083

5497

4044

4857

274,9

(За I-IV кварталы приведены данные о величине прожиточного минимума, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"; за год - оценка на основе указанных данных. С 2005 г. изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума).

Также стоит отметить, что социальная гарантия и социальная поддержка государства малоимущим слоям населения недостаточная для нормального существования. При этом, если в общем ситуация с минимальной оплатой труда улучшилась, то пенсии и стипендии не покрывают и половины прожиточного минимума и на протяжении почти 10 лет колеблются примерно на одном уровне. В 2007 г. был определенный прорыв, направленный на поддержку демографической ситуации, который отразился в резком увеличении пособия по уходу за ребенком, но стоит отметить, что далее пособие не пересматривалось, и с каждым годом оно становится меньше, относительно настоящего прожиточного минимума.

Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством РФ в соотношении с величиной прожиточного минимума в 2001 - 2009 г. (на 1 января, в процентах).

Таблица.3.

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Минимальный размер оплаты труда

13,2

16,1

20,2

24,0

22,9

22,0

27,5

48,4

78,8

Тарифная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы

13,2

24,1

20,2

24,0

22,9

22,0

-

-

-

Размер базовой части трудовой пенсии:

по старости

-

34,3

33,6

34,2

28,3

35,3

35,1

44,5

44,4

по инвалидности:

I степени

-

17,1

16,8

17,1

14,2

17,6

17,5

22,2

22,2

II степени

-

34,3

33,6

34,2

28,3

35,3

35,1

44,5

44,4

III степени

-

68,5

67,2

68,5

56,6

70,6

70,2

88,9

88,7

по случаю потери кормильца:

детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам), на каждого ребенка

-

34,3

33,6

34,2

28,3

35,3

35,1

44,5

44,4

другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, на каждого члена семьи

-

17,1

16,8

17,1

14,2

17,6

17,5

22,2

22,2

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

14,2

29,0

24,5

22,1

17,9

21,6

-

-

-

по уходу за первым ребенком

-

-

-

-

-

-

42,4

38,6

38,6

по уходу за вторым и последующими детьми

-

-

-

-

-

-

84,8

77,2

77,1

Минимальный размер стипендии:

студентов государственных, муниципальных вузов

13,2

10,7

9,0

16,0

12,7

16,5

15,0

18,9

20,0

студентов (учащихся) учреждений среднего и начального профессионального образования

4,6

3,8

3,1

5,6

4,5

5,8

5,3

6,6

7,3

1) В расчетах использована величина прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленная Правительством Российской Федерации за I квартал соответствующего года.

Есть негативная тенденция усугубления расслоения в обществе, на это указывают коэффициент Джини и коэффициент фондов.

Распределение общего объема денежных доходов населения.

Таблица.4.

2009

2010

I квартал

I полугодие

9 месяцев

год

I квартал

I полугодие

9 месяцев

год

Денежные доходы - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по 20-процентным группам населения:

первая (с наименьшими доходами)

5,4

5,2

5,3

5,1

5,5

вторая

10,1

9,9

10,0

9,8

10,3

третья

15,1

14,9

15,0

14,8

15,3

четвертая

22,7

22,6

22,5

22,5

22,7

пятая (с наибольшими доходами)

46,7

47,4

47,2

47,8

46,2

Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини)

0,408

0,416

0,414

0,422

0,403

Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения (коэффициент фондов), в разах

15,1

16,0

15,8

16,7

14,5

Третья группа показателей связана с эффективностью использования средств, выделяемых для финансирования социальной сферы. Качество любой системы здравоохранения определяется также степенью ее оснащенности современным медицинским оборудованием, использованием передовых медицинских технологий. В России на одного врача приходится среднего медицинского персонала вдвое меньше, чем в развитых странах. Другими словами, либо врачи тратят значительную часть своего рабочего времени на выполнение функций, не требующих врачебной квалификации, либо эти функции выполняют родственники стационарных больных. По данным федерального регистра всех медицинских кадров, в стране не хватает около 60 тыс. человек в первичном звене, зато в клиниках работает на 100 тыс. больше специалистов, чем это нужно. Сейчас разработана программа о целевом приеме студентов на медицинские специальности, согласно которой студенты после обучения будут обязаны проработать в данном регионе в течение двух-трех лет. Также в целях модернизации здравоохранения чиновники готовят законопроект "Об охране здоровья граждан Особое внимание в законе будет уделено ответственности в сфере охраны здоровья граждан.

Для изучения уровня жизни населения необходимо обращать внимание на затраты на приобретение или строительство собственного жилья. Плохое состояние и несправедливое распределение жилищного фонда России является одной из главных социально-экономических проблем страны, приведших к демографическому кризису. Нехватка качественного жилья приводит к разводам в молодых семьях, к отказу от рождения детей, многочисленным конфликтам и бытовым преступлениям. Так, по результатам опросов, проведенных ВЦИОМ, причиной 41% разводов в стране являются именно плохие жилищные условия. Россияне живут в крайне стесненных по цивилизованным меркам условиях. В России на одного человека приходится только 22 кв. м жилья. В развитых странах в два-три раза больше. Например, в Швеции обеспеченность жильем составляет 45 кв. м на человека, в США - 65 кв. м. В России 64% жилых помещений состоят из 3-х и менее комнат. В Германии - только 8%, а в США и вовсе 1,5%. Расслоением населения по уровню доходов усугубляет проблему, большую часть населения не имеет возможности хоть как-то улучшить жилищные условия. Уровень доходов 10% самых богатых граждан в стране превышает уровень доходов 10% самых бедных в 15-17 раз. В Швеции подобная разница доходов является всего лишь шестикратной. Проблема в том, что исправление этой ситуации требует огромных затрат и воли государства. При текущих темпах строительства жилья в стране в 60 млн кв. м в год потребуется 50 лет, чтобы достичь "шведского" уровня обеспеченности жильем и это без учета старения и выбывания ранее построенного жилого фонда.

Итак, мы видим, что, несмотря на, улучшение некоторых показателей уровня жизни (ВВП на душу населения, ИРЧП), существует ряд проблем, не дающих реально улучшать жизнь населения. Доходы перераспределяются не в пользу социальной сферы, малоимущие слои населения не получают должной поддержки, отчего уровень бедности повышается. Здравоохранение также не получает достаточной финансовой поддержки и испытывает нехватку кадров. При этом ситуации с жильем негативно влияет на демографическую ситуацию и здоровье населения.

Делись добром ;)