logo
Анализ и оценка финансового состояния ООО "Техэнергостройпром"

1.2 Сущность и характеристика основных показателей рентабельности предприятия

Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребляемыми ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. [41, с.4]

Г.В.Савицкая показатели рентабельности объединяет в несколько групп:

- показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и

инвестиционных проектов;

- показатели, характеризующие рентабельность продаж;

- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Виды рентабельности:

- рентабельность продаж - показывает, сколько прибыли содержится в каждом рубле выручки;

- бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности - показывает долю прибыли до налогообложения;

- чистая рентабельность - показывает объем выручки на единицу продаж;

- экономическая рентабельность - определяет эффективность управления имуществом организации;

- рентабельность собственного капитала - определяет эффективность управления собственным капиталом;

- валовая рентабельность - показывает объем валовой прибыли в единице выручки;

- затратоотдача - показывает объем прибыли, приходящейся на 1000 руб. затрат;

- рентабельность перманентного капитала - показывает эффективность капитала, вложенного в деятельность организации на долгий срок;

- коэффициент устойчивости экономического роста - определяет темпы изменения собственного капитала [12, с.2].

Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путём отношения прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции

Rз = Прп/Зрп, (4)

где Прп - прибыль от реализации;

Зрп - сумма затрат по реализованной продукции.

Рентабельность продукции показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности [33, с.37].

Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трёх основных факторов первого порядка:

- изменения структуры реализованной продукции;

- её себестоимости;

- средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

Rз = Прп / Зрп = f (VРП общ, Удi, Цi, Сi) / f (VРП общ, Удi, Ci).

Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки.

определяют рентабельность продукции в плановом периоде:

Rпл.= П пл (при V РП общпл, Удпл, Цпл, Спл) / Зпл (приV РПобщ пл, Удпл, Спл)

определяют рентабельность продукции при фактическом объёме реализованной продукции, плановой структуре реализованной продукции, плановой цене и себестоимости:

Rvрп = Пvрп (при VРП общ, Уд пл, Ц пл, Спл)/ Зvрп (VРП общ ф, Уд пл, С пл)

определяют рентабельность продукции при фактическом объёме, фактической структуре реализованной продукции, плановой цене и себестоимости:

Rуд. = ПУд/при VРП общ ф, Уд ф, Ц п, С пл) / З Уд (при VРПоб ф, Уд ф, С пл)

определяют рентабельность продукции при фактическом объёме и структуре реализованной продукции, фактической цене и плановой себестоимости продукции:

R ц = П ц (при VРП общ ф, Уд , Ц ф, с пл) / З ц (при VРП общ ф, Уд , С пл)

Определяют рентабельность продукции в отчётном периоде (при фактическом объёме, структуре, цене и себестоимости реализованной продукции):

Rф= П ф (при V РП общ пл, Уд ф, Ц ф, с ф) / Зф (приVРП общф, Уд ф, С ф)

На основании данных показателей определяют общее изменение рентабельности продукции в отчётном периоде по сравнению с плановым:

ДRобщ = Rф-Rпл.

А также изменения за счёт влияния факторов:

- при изменении объёма реализованной продукции

ДRvрп = Rурп- Rпл.

- при изменении структуры реализованной продукции

ДRуд = Rуд. - Rурп

- при изменении цены продукции

ДRц = Rц - Ryд

- при изменении себестоимости продукции

ДRс = Rф -Rц [14, с.87].

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки.

Rоб = Прп/ Врп, (5)

где Прп - прибыль от реализации продукции, работ, услуг;

Врп - сумма полученной выручки.

Детерминированная факторная модель этого исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

Rз = Прn / Врn = f (VРП общ, Удi, Цi, Сi)/f(VРП общ Удi, Цi)

Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки.

определяют рентабельность продаж в плановом периоде

Rпл. = П nл. (при V РП общ.пл., Удnл., Цnл., Сnл.) / Вnл. (при V РПобщ.пл., Удnл., Цnл.)

определяют рентабельность оборота при фактическом объёме реализованной продукции, плановой структуре реализованной продукции, плановой цене и себестоимости

Rvрп = П vрп(nри VРП общ.ф., Уд nл., Ц nл., Спл.)/Вvрп. (VРП общ. Ф., Уд nл., Цnл.)

определяют рентабельность продаж при фактическом объеме, фактической структуре реализованной продукции, плановой цене и себестоимости

Rуд. = ПУд/ПРИ VРП общ. ф., Уд ф., Ц nл., С nл.)/В Уд (при VРПобщ. ф., Уд ф., Цnл.)

определяют рентабельность продаж при фактическом объёме и структуре реализованной продукции, фактической цене и плановой себестоимости продукции

Rц = П ц(nри VРП общ. ф., Уд ф., Ц ф., с пл.)/В ц (при VРПобщ. ф., Уд ф., Ц ф.)

определяют рентабельность продаж в отчётном периоде (при фактическом объёме, структуре, цене и себестоимости реализованной продукции).

Rф.= П ф.(nри V РП общ. nл., Уд ф., Ц ф., С ф.)/Вф. (nриVРП общ.ф., Уд ф., Ц ф.)

На основе данных показателей определяют общее изменение рентабельности продаж в отчётном периоде по сравнению с плановым:

ДR пр общ = Rф - Rпл., (6)

А также изменения за счёт влияния факторов:

- при изменении объёма реализованной продукции

ДRпр vрп = Rvрп- Rпл.

- при изменении структуры реализованной продукции

ДRпр уд = Rуд. - Rvрп

- при изменении цены продукции

ДRпр ц = Rц. - Rуд.

- при изменении себестоимости продукции

ДRпр ц = Rф - Rц

Данный показатель характеризует эффективность произведенной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции [15, с.216].

Рентабельность совокупного капитала исчисляется отношением брутто- прибыли до выплаты процентов и налогов к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала

Общая сумма брутто - прибыли зависит от объёма реализованной продукции, её структуры, себестоимости, среднего уровня цен и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг [36, с.76].

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объёма продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости, который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объёма продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объёма производства и реализации продукции.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности совокупного капитала можно записать в виде следующей модели:

Rkl = ЕП/ KL = (Прп + ВФР)/(В/Коб) = f(VРП общ, Удi, Цi, Ci, ВФР / f(VРП общ, Удi, Цi, Коб)

Расчёт влияния факторов на изменение рентабельности совокупного капитала можно произвести способом цепной подстановки:

определяют рентабельность капитала в плановом периоде

Rпл. = ЕПпл. (VРПпл., Удпл., Цпл., Спл., ВФРпл.)/ КLпл. (VРПпл., Удпл., Цпл., Ко6. пл.)

определяют рентабельность капитала при фактическом объёме и фактической структуре реализации, при плановой цене, себестоимости, внереализационных финансовых результатах и коэффициенте оборачиваемости капитала

Rvрп. = ЕПvрп. (VРПф., Удф., Цпл., Спл., ВФРпл.)/ КLvрп (VРПф., Удф., Цпл., Ко6. пл.)

определяют рентабельность капитала при фактическом объёме и фактической структуре реализованной продукции, а также при фактической цене, плановой себестоимости, плановых внереализационных финансовых результатах и плановом коэффициенте оборачиваемости капитала

RЦo = ЕПц (VРПф., Удф., Цф., Спл., ВФРпл.)/ КLц (VРПф., Удф., Цф., Ко6. пл.)

определяют рентабельность капитала при фактическом объёме, структуре, цене и себестоимости реализованной продукции, при плановых внереализационных финансовых результатах и плановом коэффициенте оборачиваемости капитала

Rc. = ЕПе. (VРПф., Удф., Цф., Сф., ВФРпл.)/ КLe (VРПф., Удф., Цф., Ко6. пл)

определяют рентабельность капитала при фактическом объёме, структуре, цене, себестоимости реализованной продукции и фактических внереализационных финансовых результатах, при плановом коэффициенте оборачиваемости капитала

Rвфр. = ЕПвфр, (VРПф., Удф., Цф., Сф., ВФРф.)/ КLвфр (VРПф., Удф., Цф., Ко6. пл.)

определяют рентабельность капитала при фактическом объёме, структуре, цене, себестоимости реализованной продукции, фактических внереализационных финансовых результатах и фактическом коэффициенте оборачиваемости капитала, Т.е. рентабельность капитала в отчётном периоде

Rф. = ЕПф. (VРПф., Удф., Цф., Сф., ВФРф.)/ КLф (VРПф., Удф., Цф., Ко6. ф.)

На основании данных показателей определяют общее изменение рентабельности капитала в отчётном периоде по сравнению с плановым:

ДRkl общ = Rф - Rпл.

А также изменения за счёт влияния факторов:

- при изменении объёма и структуры реализованной продукции

ДRkl vрп= Rvрп- Rпл.

- при изменении цены продукции

ДRkl уд= Rц. - Rурп

- при изменении себестоимости продукции

ДRkl ц= Rc - Rц

- при изменении внереализационных финансовых результатов

ДRkl ц = RвфР - Rc

- при изменении коэффициента оборачиваемости капитала

ДRkl ц =Rp - RвфР

Рентабельность операционного капитала исчисляется отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов к среднегодовой сумме операционного капитала. Он характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе:

Rok=Под/ОК, (8)

где Под - прибыль от операционной деятельности;

ОК - среднегодовая сумма операционного капитала [24, с.226].

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ предприятия. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Он позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы. В рамках анализа оценивается эффективность использования денежных ресурсов, капитала.

Методика маржинального анализа базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

Маржинальный доход предприятия -- это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины [17, с.58]

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

- безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

- зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

- необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

- критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

- критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

Ключевыми элементами маржинального анализа служат финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

Маржинальный анализ включает в себя анализ безубыточности, который позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности -- это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки) либо сокращением постоянных издержек [38, с.291].

Идеальные условия для бизнеса -- сочетание низких постоянных издержек с высокой валовой маржой. Маржинальный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда -- в увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками [15, c. 2].

Безубыточность - это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, т.е. выручка покрывает только затраты.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объёмом продаж продукции - это зона безопасности, и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объём продаж и зона безопасности предприятия основополагающие показатели при разработке бизнес - планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий.

Для определения безубыточного объёма продаж и зоны безопасности предприятия строится график. По горизонтали показывается объём реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия или в натуральных единицах, или в денежной оценке, а по вертикали- себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

Точка безубыточности по количеству единиц продукции предполагает окупаемость общих затрат. Критической считается такая величина объема продаж, при которой компания имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции (т.е. где нет ни прибыли, ни убытка).

По графику можно установить, при каком объёме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком её не будет, также можно определить точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции, которая называется точкой безубыточного объёма реализации продукции или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным [26,с.222].

Приведенные показатели рентабельности зависят от множества факторов. Так, уровень рентабельности производственной деятельности, исчисленный в целом по предприятию, зависит от таких факторов, как структура реализованной продукции, ее себестоимость, средние цены реализации.

На изменение рентабельности активов предприятия влияют изменения уровней фондоотдачи и оборачиваемости материальных оборотных средств. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И, наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, ибо при его изменении и пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

На уровень рентабельности собственного капитала оказывают влияние доходность реализованной продукции, ресурсоотдача и структура авансированного капитала. Уровень рентабельности продаж, исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации [29, с.116].

Таким образом, в первой главе были рассмотрены понятие и общая характеристика основных финансовых результатов деятельности предприятия, т.е. были охарактеризованы основные показатели прибыли, рассмотрены финансовые результаты, не связанные с реализацией продукции и показатели рентабельности предприятия.